Протокол №6р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 14.04.2022

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

  

П Р О Т О К О Л  

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

14.04.2022                                                                                                               6р

 

14:00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                                 Ларина Ю.А.

 

Присутствовали:

Парфенова Ирина Сергеевна - референт департамента административно-правового и финансового обеспечения Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «О принимаемых мерах, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в Ульяновской области». 

Докладчик – Парфенова Ирина Сергеевна - референт департамента административно-правового и финансового обеспечения Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 30.03.2022 по 12.04.2022. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.04.2022 по 14.04.2022. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ: 

Парфенова И.С. – выступила с докладом на тему «О принимаемых мерах, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в Ульяновской области» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 30.03.2022 по 12.04.2022.

 

Сообщила, что за период с 30.03.2022 по 12.04.2022 внесено 29 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Советом депутатов муниципального района принято решение «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования».

Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования» (далее — положение) противоречит федеральному законодательству.

Так, в соответствии с данным положением устанавливается процедура проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования, в том числе порядок объявления конкурса и предоставления документов для участия в конкурсе кандидатов на должность Главы администрации муниципального образования. В соответствии с положением лицо, изъявившее желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию копию трудовой книжки. Вместе с тем, требование о предоставлении исключительно трудовой книжки является трудновыполнимым в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде (Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» (далее — ФЗ № 439-ФЗ от 16.12.2019).

Изложенное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. Применение данного правового акта может повлечь нарушение гарантированного действующим законодательством права на замещение муниципальной должности.

Аналогичное нарушение выявлено еще в четырёх муниципальных правовых актах.

 

2. Администрацией сельского поселения принято постановление «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования»» (далее — Административный регламент) в действующей редакции, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений отнесено осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), вступивший в законную силу с 01.07.2021 (за исключением отдельных положений). В силу части 4 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления до 01.01.2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 года применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним правовые акты. Таким образом, Административный регламент подлежит отмене, как несоответствующий требованиям Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного, положения Порядка подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

3. Советом депутатов сельского поселения принято решение «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования» (далее — Местные нормативы).

Решение Совета депутатов сельского поселения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования» (далее — Местные нормативы) противоречит федеральному законодательству.

Так, в силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и манёвровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности правила нахождения граждан и размещения объектов в которых, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Однако, в нарушение указанных норм с превышением предоставленных полномочий Местными нормативами установлены нормативы расстояния между пешеходными переходами через железнодорожные пути в муниципальном образовании.

С превышением предоставленных полномочий Местными нормативами установлено расстояние от речных портов до жилой застройки.

Так, в силу части 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования поселения устанавливают совокупность расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения и расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения.

При этом, исходя из положений пункта 20 части 1 статьи 1 и части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения отнесены объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

Требования к порядку размещения портов, исходя из вышеуказанных норм, а также положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения не отнесено.

Аналогично, с превышением полномочий по определению в местных нормативах градостроительного проектирования вопросов размещения и обеспеченности объектами местного значения Местными нормативами установлена широта прибрежной территории грузовых портов, а также — расстояние от речного порта, предназначенного для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, до жилой застройки, мест отдыха, промышленных предприятий, речных портов, мостов.

Следует отметить, что, в вышеперечисленных нормах Местных нормативов усматривается коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

При таких обстоятельствах указанные нормы Местных нормативов подлежат приведению в соответствие с положениями федерального законодательства путём внесения изменений и дополнений.

Аналогичное нарушение выявлено еще в четырёх муниципальных правовых актах.

 

4. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее — Постановление), которое не соответствует требованиям действующего законодательства.

В пункте Постановления указано на необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале согласно приложению к постановлению с условным номером площадью 65 квадратных метров, местоположение: муниципальное образование, сформированного путём образования земельного участка
из земель, находящихся в государственной собственности, собственность
на которые не разграничена, с видом разрешённого использования: земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона образуемого участка — Ж-1 «Зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными домами (до 3-х этажей)».

В пункте Постановления изложено, что данное постановление является основанием для выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, указанного в пункте настоящего постановления и постановки его на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Федеральным законом «О кадастровой деятельности».

Вопреки статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ схема расположения земельного участка площадью 65 квадратных метров утверждена постановлением без учёта фактических границ земельного участка, в том числе установленных вступившим в законную силу решением районного суда, а также апелляционным определением Ульяновского областного суда.

 

5. Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте сельского поселения в сети Интернет и (или) предоставления для опубликования средствам массовой информации, утверждённый решением Совета депутатов сельского поселения (далее — Порядок), противоречит федеральному законодательству.

В нарушение статьи 8 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Порядок не содержит требований о размещении на официальном сайте органа местного самоуправления и предоставлении для официального опубликования средствам массовой информации сведений об источниках получения муниципальным служащим средств, за счёт которых совершены сделки по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты.

Кроме того, в Порядке срок предоставления средствам массовой информации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих не соответствует сроку, установленному статьёй 40 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

 

6. Постановлением администрации муниципального района утверждён Порядок организации и проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования (далее — Порядок). Данный Порядок противоречит требованиям федерального законодательства и содержит коррупциогенные факторы.

Согласно статьям 10, 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы: материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 утверждены Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее — Требования).

Порядок включает в себя перечень сведений, которые должны быть отражены в информационном сообщении о проведении общественных слушаний предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, и при этом не учитывает положения, установленные пунктом 4.6 Требований.

Кроме того, пунктом Порядка установлены положения, которые определяют порядок информирования заинтересованных лиц о проведении общественных слушаний, опубликования информационного сообщения.

Вместе с тем, в подпункте «а» пункта 7.9.2 Требований установлен иной порядок опубликования сведений об уведомлении о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду.

Также определенные Порядком сведения, подлежащие отражению в протоколе общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, не учитывают положения пункта 7.9.5.2 Требований, в которых установлен иной перечень.

Помимо этого, согласно Порядку срок подготовки протокола общественных обсуждений составляет не более 7 рабочих дней со дня проведения общественных слушаний.

Вместе с тем, в пункте 7.9.5.2 Требований установлен иной срок — не более 5 рабочих дней. Таким образом, вышеуказанный пункт Порядка устанавливает более длительный срок для составления протокола общественных обсуждений, что может нарушить права юридических лиц, обратившихся в уполномоченный орган с заявлением о проведении публичных слушаний.

Кроме того, в пункте Порядка закреплено, что протокол подписывается председателем и секретарём комиссии.

Однако, согласно пункту 7.9.5.2 Требований протокол общественных слушаний подписывается представителем (-ями) соответствующего органа местного самоуправления, представителем (-ями) заказчика (исполнителя), представителем
(-ями) общественности.

 

7. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования, для личных и бытовых нужд» (далее — Правила), которое не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в пунктах Правил используется термин «любительское и спортивное рыболовство».

Общая норма о видах рыболовства, которую могут осуществлять граждане и юридические лица, установлена Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

01 января 2020 года вступил в силу специальный нормативный акт – Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», которым из Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ исключен термин «спортивное рыболовство».

Таким образом, в части 8 статьи 6 Водного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» используется исключительно термин «любительское рыболовство».

В соответствии с пунктами «д» и «н» части 1 статьи 72, пунктом 1 статьи 2, статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно на уровне Российской Федерации, и её субъектов. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды не должны противоречить действующему законодательству, принятому на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Следовательно, пункты Правил подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством в части использования термина «спортивное рыболовство».

В Правилах установлены запреты при использовании водных объектов общего пользования, определённые СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Вместе с тем, данный СанПиН утратил силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.03.2021 № 9.

В пункте Правил установлены требования к соблюдению общего режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, вместе с тем, содержание требований противоречит содержанию части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в трёх муниципальных правовых актах.

 

8. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования» (далее — Положение о комиссии). Данное постановление противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.02.2020) утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Как установлено в ходе проведённой проверки, Положение о комиссии не соответствует нормам Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Так, в Положении о комиссии полномочия председателя комиссии‚ его заместителя, ответственного секретаря, а также членов комиссии не в полной мере соответствуют подпунктам 9-12 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кроме того, в нарушение требований подпункта «г» пункта 6 Примерного положения комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в основные задачи комиссии не входит выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

9. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта» (далее — Административный регламент). Данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральными законами от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 01.07.2021 внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которым скорректированы основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также уточнён перечень документов, предоставляемых застройщиками для получения данного разрешения.

Однако в нарушение требований подпунктов 7 и 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в вышеназванном Административном регламенте перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, до настоящего времени не приведён в соответствие с требованиями законодательства.

Так, отсутствует указание на предоставление таких документов, предоставляемого застройщиками для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, как «акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства в сетях инженерно-технологического обеспечения» и «заключение органа государственного строительного надзора с учётом изменений, внесённых в рабочую документацию и являющейся частью проектной документации».

При таких обстоятельствах, действующие нормы Административного регламента не только противоречат закону и могут стать препятствием для ввода в эксплуатацию уже построенных объектов или, наоборот, привести к вводу объектов, неподключенных к сетям инженерно-технического обеспечения, но и нарушают права заявителей, в том числе субъектов предпринимательства, на своевременное и качественное получение муниципальной услуги.

Следовательно, в проекте муниципального правового акта имеется неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, предоставляющее право органам местного самоуправления по собственному усмотрению определять объём информации и документов для предоставления услуги, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является одним из коррупциогенных факторов.

Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к неправильному регулированию со стороны должностных лиц органа местного самоуправления данных правоотношений, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с законодательством.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в двух муниципальных правовых актах.

 

10. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении состава межведомственной комиссии по неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы и дисциплины оплаты труда муниципального образования». Данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановлением утверждён состав межведомственной комиссии по неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы и дисциплины оплаты труда. Членом комиссии, в том числе является начальник финансового управления администрации муниципального образования.

Вместе с тем, данный сотрудник трудовую деятельность в администрации муниципального образования не осуществляет.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

11. Администрацией городского поселения принято постановление «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского поселения, для личных и бытовых нужд». Данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Указанной статьей (пункт «д» часть 1) вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно на уровне Российской Федерации и её субъектов. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды не должны противоречить действующему законодательству, принятому на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений отнесены полномочия собственника водных объектов, обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговых полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Данные полномочия также отнесены к вопросам местного значения городского поселения (пункт 31 часть 2 статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кроме того, согласно требований частей 4 и 5 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации, статей 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по установлению правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, обладают только муниципальные районы и городские округа.

Муниципальные правовые акты в силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут приниматься только по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского поселения, для личных и бытовых нужд законодательством не отнесено. При этом перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (вопросы местного значения) регулируется исключительно федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Расширение перечня вопросов местного значения на основании муниципальных правовых актов противоречит части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

12. Администрацией сельского поселения принято постановление «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования». Данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из положения пункта 22 части 1 во взаимосвязи с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является полномочием муниципального района.

По смыслу пункту соглашения, заключенного между администрацией муниципального района и администрацией сельского поселения, последней передается часть полномочий в сфере организации похоронного дела, при этом согласно пункту данного документа полномочия считаются переданными с момента получения поселением финансовых средств, необходимых для их осуществления.

Между тем, как следует из вышеупомянутого соглашения, полномочие по установлению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, администрации сельского поселения не передавалось, а финансовые средства, необходимые для его осуществления, администрацией до настоящего времени не предоставлены.

Таким образом, администрацией муниципального образования в нарушение компетенции принято постановление, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 29.04.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.04.2022 по 14.04.2022 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Органам местного самоуправления в срок до 29.04.2022 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2022 год:

 

– г. Новоульяновск (от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р, от 17.03.2022 4р); 

– Карсунский район (от 27.01.2022 1р, от 03.03.2022 3р, от 17.03.2022 4р); 

– Старокулаткинский район (от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р, от 17.03.2022 4рр); 

– Барышский район (от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р, от 17.03.2022 4р).

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей  19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По состоянию на 14 апреля 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов с 01 ноября 2021 года по 28 февраля 2022 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

Ноябрь 2021

Декабрь  2021

Январь 2022

Февраль 2022

Кузоватовский район

-

-

-

-

Безводовское сельское поселение 

-

-

-

-

Лесоматюнинское сельское поселение 

-

-

-

-

Еделевское сельское поселение 

-

-

-

3

Радищевский район

-

-

-

-

Дмитриевское сельское поселение 

-

-

-

3

Тереньгульский район

-

-

-

-

Михайловское сельское поселение 

8

2

-

-

Красноборское сельское поселение 

-

3

-

3

Карсунский район

-

-

-

-

Вальдиватское сельское поселение 

-

3

-

-

Горенское сельское поселение 

-

-

-

1

Новопогореловское сельское поселение 

-

-

-

1

Большепоселковское сельское поселение 

-

-

-

2

Урено-Карлинское сельское поселение 

-

4

1

3

Сенгилеевский район

-

-

-

-

Силинкатнеское городское поселение 

-

-

-

5

Барышский район

-

-

-

6

Жадовское городское поселение

-

 

-

2

Измайловское городское поселение

-

-

-

2

Малохомутерское сельское поселение

-

-

-

2

Поливановское сельское поселение

-

-

-

1

Земляничненское сельское поселение 

-

-

-

2

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

6.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Ю.А. Ларина