Протокол №15/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 29.09.2016

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

29.09.2016                   15/р

 

11.00 

 

Председательствующий        О.В.Котельникова

Секретарь                              Т.А.Бакулина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.      Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с  14.09.2016  по  28.09.2016.

Докладчик – О.В.Котельникова

2.      Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 15.09.2016 по 28.09.2016в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

3.      Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

 

1. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с  14.09.2016  по  28.09.2016.

 

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что за период с 14 по 28 сентября 2016 года вынесено 12актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

-«О земельном налоге на 2016 год на территории сельского поселения» -  согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –
НК РФ)  уменьшение  налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 указанной статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.В нарушение указанной нормы пунктом 5 решения Совета депутатов предусмотрено предоставление документов, подтверждающих право уменьшения налоговой базы, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Кроме того, пунктом 5.1 и пунктом5.2 Решения установлены сроки предоставления таких документов, а в пункте 2.3 решения Совета депутатов – сроки уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, что противоречит статье 387 НК РФ (Примечание: обратила внимание, что Федеральным законом от 29.12.2015№ 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» признан утратившим силу второй абзац части 6 статьи 391 НК РФ, предусматривающий установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований порядка и сроков представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы. Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 391 НК РФ уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.В этой связи, пункт 5 решения Совета депутатов, устанавливающий сроки предоставления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, необходимо признать утратившим силу);

- «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения»- согласно пункту 3 статьи 10 указанных Правил до введения в действие они должны пройти публичные слушания, однако, в статье не определён порядок проведения публичных слушаний, предусмотренный частями 11-16 статьи 31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Также в нарушение части 3 статьи 32 ГрК РФ, согласно которой правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, иной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, данная норма в Правилах не содержится. Кроме того, согласно частям 4.5 статьи 31 ГрК РФ вопрос об оспаривании правил землепользовании и застройки возможен как со стороны физических лиц, так и юридических, без привязки к месту проживания. В нарушение указанной нормы, в Правилахсодержатся положения, согласно которым правом обжалования обладают граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, а также владельцы недвижимости, расположенной на его территории. Также в статьях 21,22 Правил указано, что основаниями для внесения изменений в Правила являются:
1) изменения в законодательстве, влекущие за собой необходимость внесения дополнений или поправок в Правила; 2) изменения в планах и программах градостроительного развития; доказанная необходимость изменения порядка предоставления или изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 3) иные основания, признанные органами местного самоуправления необходимыми; 4) заявка, содержащая обоснования необходимости изменения, что не соответствует части 2 статьи 33 ГрК РФ, согласно которой основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1)  несоответствии правил землепользованию и застройки генеральному плану поселения, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменение границ территориальных зон, изменение градостроительных регламентов;

- «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции  на территории сельского поселения»–указанным постановлением администрации сельского поселения утверждён состав комиссии, в который в  качестве членов не включены представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологическойи иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в сельском поселении, что не соответствует пункту 7 Положения о признании  помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания  и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Более того, в указанном постановлении администрации сельского поселения председателем комиссии является глава поселения, который в настоящее время уволен с данной должности;

- «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации муниципального района» Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 (в редакции от 15.07.2015) установлено, что на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего (работников), замещающих должности, замещениекоторых влечет за собой размещение таких сведении, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, сведения об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Между тем порядок, утверждённый органом местного самоуправления среди перечня сведений, подлежащих опубликованию на официальном сайте, информации об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки по приобретению объектов, превышающих трёхгодовой доход семьи, не содержит;

- «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (далее – Порядок) - согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерацииот 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (в редакции от 12.10.2015), утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации) (далее – Типовое положение). Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2015 № 1089, понятие «получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей  было изменено на понятие «получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей». Между тем, пункт 2 части 2 Порядка предусматривает понятие получения подарка в связи с должностным положением  или в связи с исполнением служебных (должностных обязанностей). Кроме того, пункт 3 Порядка содержит норму, предусматривающую возможность получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки;

- «Об утверждении Правил организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах муниципального района» – указанным постановлением администрации не предусмотрено такое обстоятельство выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок как выдача свидетельства, которое предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также положения постановления противоречат статье 29 вышеуказанного Федерального закона, которая предусматривает, что действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств, и только по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 3 части 1 данной статьи, действие Свидетельства прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный орган местного самоуправления;

- «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, также ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального района». Предоставление разрешения на строительство объекта капитального строительства (реконструкцию объектов капитального строительства) и предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатации являются самостоятельными видами муниципальных услуг и регламентировано статьями 51, 55ГрК РФ. Поэтому должен быть принят отдельный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительстваи отдельный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Прокуратура обращает внимание, что в соответствии со статьёй 51 ГрК РФ выдача разрешения на капитальный ремонт объектов не требуется. Кроме того, в указанном постановлении администрации предусмотрен перечень основания для отказав предоставлении муниципальной услуги, одним из пунктов которого является отсутствие документов. Однако указанное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги является незаконным, поскольку отдельные документы запрашиваются органами местного самоуправления самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия;

- «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района». Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в пункте 6 статьи 14 определено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В нарушение пункта 17 статьи 46 ГрК РФ указанный административный регламент содержит незаконные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, так как содержит в перечне документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, документы, которые должны предоставляться органом местного самоуправления самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. Кроме того, Регламент содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.02.2010 № 96, а именно - установление неопределённых трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

- «Об утверждении Плана работы администрации сельского поселения по противодействию коррупции на 2016-2018 годы» - постановлением администрации сельского поселения предусмотрены мероприятия по совершенствованию механизма контроля за соблюдением ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы. Однако указанный раздел содержит мероприятия, не относящиеся к ограничениям и запретам, связанным с прохождением муниципальной службы, а являющиеся обязанностью муниципальных служащих;

- «О подготовке проекта внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения»  - постановлением администрации сельского поселения утверждается план мероприятий по подготовке проекта внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, создаётся комиссия и утверждается положение о ней.Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона
от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Вышеуказанный порядок утверждён  приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6. Кроме того, основание отказа во внесении изменений в вышеуказанную схему, а именно: несоответствие целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения, противоречит подпункту5 пункта  2.17.1 Порядка.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации с учётом замечаний органов прокуратуры.

3.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.

 

2. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.09.2016 по 28.09.2016 в части,касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

 (О.В.Котельникова - текст доклада прилагается)

РЕШИЛИ:

 

1.                Принять информацию к сведению.

2.                Органам местного самоуправления Ульяновской области провести мониторинг изменений федерального законодательства, законодательства Ульяновской области с целью совершенствования муниципальных нормативных правовых актов, приведения их в соответствие с законодательством.

3.                Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных  нормативных правовых актов Ульяновской области.

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты,за 3 квартал 2016.  Наилучшие показатели – отсутствие актов прокурорского реагирования –выявлены в следующих муниципальных образованиях:Базарносызганском, Вешкаймском, Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Сенгилеевском, Старокулаткинском, Тереньгульском, Цильнинскомрайонах. Наибольшее количество актов прокурорского реагирования:  в Майнском районе – 24, Ульяновском районе – 17 (из них 7 – муниципального образования «Ульяновский район»).

Напомнила, что согласно протоколу № 14р органам местного самоуправления необходимо разработать и утвердить (привести в соответствие) нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016
№ 345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 7 и 10 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предоставить информацию в государственно-правовое управление в срок до 26.09.2016, сообщив, что данную информацию предоставили следующие муниципальные образования: Старомайнский, Чердаклинский, Мелекесский, Новомалыклинский районы, а также г.Димитровград и г.Ульяновск.  

Обратила внимание, что информацию об актах прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области на 2016 год, необходимо предоставлять согласно графику, размещённому на сайте Правительства Ульяновской области в разделе «Регистр МНПА. Мониторинг правоприменения» - «Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» «Графики» до 12.00 еженедельно по средам.

Сообщила о необходимости предоставления плана нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области на 2017 год в срок до 26.12.2016. Кроме того, уведомила о необходимости предоставления отчёта об исполнении плана нормотворческой деятельности за 2016 год с указанием реквизитов принятых актов по форме, приложенной к настоящему протоколу, в срок до 01 февраля 2017 года.

 

РЕШИЛИ:Органам местного самоуправления

 

1.      Принять информацию к сведению.

2.      В срок до 06.10.2016 необходимо представить на электронную почту: TBakulina15@yandex.ru информацию о принятых нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 7 и 10 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с указанием реквизитов.

3.      Неукоснительно соблюдать график предоставления информацииоб актах прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области на 2016 год.

4.      В срок до 26.12.2016 в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области необходимо предоставить план нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области на 2017 год с сопроводительным письмом за подписью Главы администрации муниципального образования Ульяновской области, а также предоставить указанную информацию на электронную почту 440136@mail.ru.

5.      В срок до 01.02.2017 в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области с сопроводительным письмом за подписью Главы администрации муниципального образования Ульяновской области на электронную почту 440136@mail.ruнеобходимо предоставить отчёт об исполнении плана нормотворческой деятельности за 2016 год с указанием реквизитов принятых актов по форме (Приложение).

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Т.А.Бакулина

 


 

 

ОБРАЗЕЦ

 

Отчет об исполнении плана нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на 2016 год

 


п/п

 

Наименование
проекта и цель
принятия

Срок принятия

Причины изменения срока принятия акта (внесения изменений в план и исключения из плана)

Реквизиты принятого акта муниципального образования Ульяновской области (дата, номер, наименование)

по плану НТД

фактически

Проекты актов, изначально имеющиеся в плане нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на 2016

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проекты актов, включённые в план нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на 2016

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

1. Причины изменения срока рассмотрения на заседании комиссии по нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области (исключения из плана) проекта акта указывать чётко (например, изменение федерального законодательства, отсутствие финансовых средств, объединение с другим проектом акта, отсутствие необходимых заключений (согласований), в связи с утратой актуальности и т.п., со ссылкой на правовой акт и с учётом ранее направленной информации).

2. Отчёт представляется в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области с сопроводительным письмом за подписью Главы администрации муниципального образования Ульяновской области на электронную почту 440136@mail.ru.

 

Образец отчета об исполнении плана нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на 2016 год (для скачивания)