Протокол №5/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 24.03.2016

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 24.03.2016                                                                                                                              5/р

11.00 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

Секретарь – Т.А.Бакулина

Присутствовали:

Котельникова

Ольга Валентиновна

-

заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

Приглашённые:

 

 

Бобров

Максим Сергеевич

-

главный специалист отдела правового обеспечения                    и осуществления контроля департамента административного обеспечения Министерства экономического развития  Ульяновской области

 

Представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

1. «Изменения федерального законодательства, касающиеся оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»

Докладчик – М.С.Бобров

2. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 09 по 22 марта 2016 года

Докладчик – О.В.Котельникова

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 10 по 21 марта 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

Докладчик – О.В.Котельникова

4. Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области 

Докладчик – О.В.Котельникова

1. «Изменения федерального законодательства, касающиеся оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»

(М.С.Бобров – доклад прилагается)

2. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период                 с 09 по 22 марта 2016 года

(О.В.Котельникова)

За период с 09 по 22 марта 2016 года вынесено 14 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

Прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 - «О бюджете». Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», чем существенно сокращены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса. В нарушение указанных положений вышеуказанный нормативный правовой акт содержит положения, утратившие силу в связи с принятием вышеуказанных изменений - распределение межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенным соглашением по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;

 - Устав муниципального образования городского поселения. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных                         законодательных актов Российской Федерации» в статью 14 Федерального закона               от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее - № 131-ФЗ) внесены изменения, согласно которым к вопросам местного значения городского поселения в настоящее время относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов. В нарушение указанных положений изменения в вышеуказанный нормативный правовой акт не внесены;

- Устав муниципального образования сельского поселения. Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», чем существенно сокращены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов. Устав не приведён в соответствие с указанными положениями законодательства;

- О создании рабочей группы - в состав рабочей группы в качестве ее членов входят лица, которые в настоящее время либо освобождены от занимаемой должности, либо  занимают иную должность;

- О создании Координационного Совета по делам инвалидов - в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Положением не определено, кто может являться членом Совета, а также не установлена численность членов Совета. Кроме того, в состав Совета  в качестве его членов входят лица, которые либо освобождены от занимаемой должности, либо занимают иную должность;

 - Об утверждении программы «Противодействие коррупции» - согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако из постановления следует, что оно подлежит опубликованию и вступает в силу с 01.01.2016 (муниципальный правовой акт принят 11.01.2016, обнародован 11.01.2016). Более того, из текста программы следует, что данная программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.06.2007 № 77 «О противодействии коррупции в Ульяновской области», однако настоящий закон утратил силу, в связи с принятием Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области»;

- Распоряжение «О некоторых мерах по повышению эффективности бюджетных расходов» - согласно части 6 статьи 43 № 131-ФЗ распоряжения издаются администрацией по вопросам организации работы местной администрации, а по вопросам местного значения издаются постановления. Исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Следовательно, муниципальный правовой акт издан с нарушением формы;

-«О проведении конкурса «Добросовестный плательщик» - согласно части 2 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе и из договоров и сделок. С учетом изложенных норм, отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами основываются на договорных началах. В нарушение указанных норм, Положение устанавливает обязанность общества с ограниченной ответственностью по финансированию конкурса. Кроме того, Положение не раскрывает порядок проведения конкурса и определения его победителей, не позволяет определить процедуру доведения до сведения жителей поселения информации о дате, времени и месте проведения конкурса;

 - «Об утверждении муниципального задания муниципального бюджетного учреждения» - в нарушение требований ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановлением утверждено муниципальное задание для государственного учреждения, более того – по оказанию услуг и по содержанию имущества, находящегося в государственной собственности, на что полномочий у органов местного самоуправления не имеется. В нарушение положений главы 8 Конституции Российской Федерации постановлением устанавливается, что потребителями работы являются органы муниципальной исполнительной власти. Кроме того, срок утверждения муниципального задания противоречит требованиям ст. 69.2 БК РФ;

Кроме вышеуказанного отметила, что прокуратура вновь обращает внимание на нарушение действующего законодательства в части вступления в силу муниципальных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, согласно статье 47 № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, в нормативных правовых актах муниципальных образований необходимо верно определять порядок вступления в силу, недопустимо использовать формулировку «вступает в силу с момента подписания», так как это противоречит федеральному законодательству.

Также обратила внимание, что продолжают поступать акты прокурорского реагирования на нормативные правовые акты «О совершении нотариальных действий» - пунктом 3 части 1 статьи 14.1 № 131-ФЗ предусмотрено право органа местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, таких как совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Статьей 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» предусмотрено что, в случае, если в поселении нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах. В нарушение указанной нормы нормативным правовым актом муниципального образования предусматривается, что нотариальные действия распространяются на территории муниципального образования, то есть в том числе и на лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах муниципального образования, что выходит за пределы полномочий, представленных муниципальному образованию действующим законодательством;

Просила довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

1.         Принять информацию к сведению.

2.         Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вышеуказанным вопросам в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.

3.         Довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 10 по 21 марта 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

 (О.В.Котельникова - доклад прилагается)

1. Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вышеуказанным вопросам в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.

3. Довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

4. Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области

(О.В.Котельникова)

Обратила внимание:

- проекты уставов муниципальных унитарных предприятий и образовательных учреждений в прокуратуру муниципального района (города) с целью получения заключения в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и отраслевого исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р не направлять;

-  представителя юридической службы администрации г.Ульяновска на необходимость предоставления ежемесячной информации о принятых муниципальных правовых актах, предусмотренной Положением о мониторинге правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в полном объёме.

 

1. Принять информацию к сведению.

2. ПОВТОРНО: администрации г.Ульяновска, в срок до 31.03.2016 представить в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской ежемесячную информацию за февраль 2016 в полном объёме по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

 

Заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

 

 

                                               О.В.Котельникова

Секретарь

                                                         Т.А.Бакулина