Протокол №12р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

27.07.2017                                                                                                        12р

11.00 

 

Председательствующий                                                 Ю.В.Матросова

Секретарь                                                                         Ю.А.Ларина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.      «О законодательстве в сфере защиты персональных данных».

Докладчик –А.И.Раевская

 

2.   «О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р».

Докладчик – Е.А.Корастелева

Тел. 58-91-90

 

3.      Об актах прокурорского реагирования, внесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.06.2017 по 26.07.2017.

Докладчик – Ю.В.Матросова

 

4.      Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 29.06.2017 по 26.07.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – Ю.В.Матросова

 

5.      О вопросах противодействия коррупции.

Докладчик – Ю.В.Матросова

1. О законодательстве в сфере защиты персональных данных 

 (А.И.Раевская - текст доклада прилагается) 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

2. О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р

(Е.А.Корастелева- текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

3. Об актах прокурорского реагирования, внесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.06.2017  по  26.07.2017

 

(Ю.В.Матросова)

 

Сообщила, что за период с 28 июня по 26 июля в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области поступило 48 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

Из этих 48 актов прокурорского реагирования 27 внесены в отношении уставов муниципальных образований.

Кроме того, значительное количество актов прокурорского реагирования внесено на решения Совета депутатов муниципальных образований «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования», а также на решения Совета депутатов «Об утверждении норм накопления бытовых и приравненных к ним промышленных отходов для населения и организаций», в связи с тем, что с 1 января 2016 года у органов местного самоуправления изъяты полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

-«Устав муниципального образования Ульяновской области»:

1. Статьёй 3 Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 6 октября 2003 гола № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в области ограничений и запретов для должностных лиц как представительного, так и исполнительного органов местного самоуправления, направленные на противодействие коррупции. Однако статьи Устава изложены в редакции, противоречащей действующему законодательству, что может способствовать коррупционным проявлениям со стороны Депутатского корпуса и главы представительного органа местного самоуправления. Пунктом «г» части 1 статьи 50 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в пункт 32 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, вчасти исключения слова «и надзора». Однако Устав противоречит требованиям действующего законодательства. Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 гола № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Вместе с тем, Уставом ограничены полномочия муниципального образования только организацией благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, зашиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения. Пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) пункт 28 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 гола № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после слова «малого»дополнен словами «и среднего». Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «O развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение её деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления;

2. Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от. 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесеныизменения, согласно которым к вопросам местного значения сельского поселения в настоящее время не относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов ООПТ; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны ООПТ местного значения и другие вопросы. Проведенная прокуратурой сверка нормативно-правовых актов муниципального образования показала, что статьёй Устава администрация наделена полномочиями по организации сбора и вывоза отходов и мусора. Подпунктом «в» пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред.от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» дополнена частями 3 и 4 следующего содержания: «3. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Тем самым, в силу Закона к вопросам местного значения сельского поселения в настоящее время не относятся полномочия, в том числе по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Однако, в нарушение требований законодательства, согласно Уставу, осуществление муниципального земельного контроля отнесено к полномочиям администрации. Неправомерное отнесение к вопросам местного значения вопросов осуществления контроля может привести к организации муниципальными органами мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что создаст административные барьеры и повлечет отвлечение субъектов бизнеса от свободного осуществления экономической деятельности;

3.B силу пп.3 и 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы (ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Статьёй 3 Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в области ограничений и запретов для должностных лиц как представительного, так и исполнительного органов местногосамоуправления направленные на противодействие коррупции.

Однако,статьи Устава изложены в редакции, противоречащей действующему законодательству, что может способствовать коррупционным проявлениям как со стороны депутатского корпус, главы представительного органа, так н главы администрации местного самоуправления.

На основании изложенного, положения Устава, вступившие в противоречие с федеральным законодательством подлежат отмене, поскольку в соответствии с  требованием ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционны законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- «О развитии благоустройства населённых пунктов муниципального образования на 2016-2020 годы» - нa основании пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развитиямуниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. Согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Постановлением администрации муниципального образования утвержден Порядок принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формирование и реализация. Данным порядком определены требования к содержанию, разработке, утверждению, реализации, а также контролю за исполнением долгосрочных целевых программ муниципального образования.

Согласно данному Порядку программа должна содержать паспорт программы, отчет о ходе реализации муниципальной программы и следующие разделы: №1 - Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами, №2 - Цели и основные задачи программы, сроки и этапы её реализации, №3 - Система программных мероприятий, №4 – Механизм реализации и ресурсное, обеспечение, №5 - Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.В соответствии с Приложением №3 раздела №1 Порядка (Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами) в программе должны содержаться: анализ исходного состояния проблемы, причины её возникновения; оценка актуальности проблемы; обоснование необходимости её решения в настоящий момент; анализ различных вариантов решения проблемы и целесообразность использования программно - целевого метода для решения данной проблемы.В данном разделе также должен быть указан примерный перечень показателей: динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы; уровень удовлетворения потребностей населения, предприятий, организаций и др. В нарушении вышеуказанного требования в программе не проанализировано состояния проблемы, причины её возникновения, не дана оценка актуальности проблемы, не указана целесообразность использования программно - целевого метода для решения проблемы.Кроме того, не указана динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы, не проанализирован уровень аналогичных показателей в других муниципальных образований и др. В соответствии с Приложением № 3 раздела № 2 (цели и основные задачи программы, сроки и этапы её реализации) Порядка, в данном разделе формируется основная цель программы, а также при необходимости подцели.К целям программы предъявляются: достижимость, измеряемость и т.д. Цель и сформированные для каждой цели задачи (от 3 до 7 для каждой цели), направленные на достижение поставленной цели, оформляемые в виде структуры целей и задач. При изучении установлено, что в разделе № 2 программы не проанализирована достижимость цели и измеряемость. Установлено, что мероприятиям программы (улучшение архитектурного облика населенных пунктов; содержание и ремонт памятников, объектовкультурного наследия; проведение субботников; содержание уличного освещения; озеленение и снос аварийных деревьев и т.д.) не присвоены соответствующие целевые индикаторы. В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и её критерии устанавливаются соответственно местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки исполнительным органом государственной власти местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утверждённой муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

В нарушение указанной нормы, программа не содержит методику оценки эффективности реализации программы. На основании Приложения №3 раздела №4 (Механизм реализации и ресурсное обеспечение) Порядка, программа должно содержать механизмреализации программы - комплекс мер и действий участников программы в целях обеспечения её реализации и достижение конкретных результатов. Должно даваться описание организации управления программой и контроля за её выполнением, включая систему мониторинга программы, схему взаимодействия Заказчика и Исполнителя программных мероприятий, распределение полномочий и ответственности различных единиц управления. Однако ни в одном разделе муниципальной программы не содержатся предусмотренный Порядком механизм реализации программы и т.д. Указанные нарушения закона стали возможными в результате того, что работниками администрации муниципального образования не принято должных мер, направленных на осуществление своих обязанностей в строгомсоответствии с нормами законодательства.

- «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов» - в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 453) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно пункту 8 вышеназванного Указа Президента РФ органам местного самоуправления при разработке положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению рекомендовано руководствоваться настоящим Указом.

Между тем, из пунктов Положения о комиссии вопреки п. 16 Указа Президента РФ следует, что основаниями для проведения заседания комиссии являются, поступившие в сектор муниципальной службы и кадров администрации обращение гражданина, замещавшего муниципальную должность, заявления муниципального служащего, тогда как в связи с изменением структуры администрации района указанный сектор ликвидирован.

Кроме того, согласно Положению о комиссии по итогам рассмотрения вопроса, комиссия принимает решение о том, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, утвержденного постановлением Губернатора Ульяновской области от 05.11.2009 № 73 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, и государственными гражданскими служащими Ульяновской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ульяновской области требований к служебному поведению», являются достоверными и полными.

- «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» - в соответствии с частью 3.2 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящей статьёй, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.

В свою очередь, процедура по заключению договора аренды земельного участка включена в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 30.04.2014 № 403«Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».

С несоблюдением приведенных норм, Регламент не предусматривает возможность подачи жалобы в антимонопольный орган на решения и (или) действия (бездействие) органов и должностных лиц, предоставляющих муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего.

В вышеперечисленных нарушениях усматривается коррупциогенный фактор, заключающийся в выборочном изменении объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов создает условия для проявления коррупции.

- «Об утверждении Административного регламента исполнения функции муниципального земельного контроля на территории муниципального образования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» вступившим в силу с 01.01.2017 в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, органы муниципального контроля обязаны вносить в Единый реестр проверок сведения о проведении проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и о результатах их проведения.

В силу ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» оператором Единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 13.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года  № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (далее Правила).

Пунктом 16 Правил органам муниципального контроля предписано, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения уполномоченным должностным лицом органа контроля подлежат внесению в Единый реестр сведения о проведении плановой (внеплановой) проверки.

Состав информации, подлежащий внесению в Единый реестр проверок, определен п.13 Правил, который органом муниципального контроля должен неукоснительно соблюдаться.

На основании п.18 Правил не позднее дня направления проверяемому лицу уведомления о предстоящей проверке, с указанием даты и способа уведомления, информация об этом подлежит внесению в единый реестр проверок.

Не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки информация о результатах проверки в соответствии с пунктом 19 Правил подлежит внесению в единый реестр проверок.

Помимо этого в Единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в орган контроля информации о мерах, принятых по результатам проверки подлежит размещению в едином реестре проверок.

Таким образом, с момента принятия органом контроля решения о проведении плановой (внеплановой) проверки и до устранения выявленных нарушений субъектом проверки, все сведения подлежат размещению в Едином реестре проверок.

Однако требования федерального законодательства не нашли нормативного закрепления в. действующем Административном регламенте исполнения функции муниципального земельного контроля на территории муниципального образования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- «Об утверждении стоимости услуг‚ предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования» - в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг‚ предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако в нарушение вышеуказанной нормы закона предполагаемая к установлению стоимость услуг по погребению не согласована с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Фонда социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, а также с органами государственной власти Ульяновской области.

- «Об утверждении норм накопления бытовых и приравненных к ним промышленных отходов для населения и организаций» - согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СанПиН 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988года в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 года № 361 «О государственном санитарном надзоре в СССР», и содержат основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции PCФCP, законодательству РСФСР и названному Соглашению.

Следовательно, названный нормативный акт является действующим и подлежит применению на всей территории Российской Федерации. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 № ГКПИ1 1-1881.

Пунктом 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются, в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.

Вместе с тем, с 01.01.2016 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изменены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие  в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

При этом ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»к ТКО отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу положений ст.ст.5и 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»к полномочиям Российской Федерации отнесено установление порядка определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, а к полномочиям субъектов РФ – установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно требованиям ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ. Вступившего в силу с 1 января 2016 года (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с требованиями ст.24.9 Федерального закона № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям ч.1 ст.24.10 Федерального закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов‚ утверждёнными Правительством Российской Федерации.

B силу требований части 2 ст.24.10 указанного Федерального закона в случаях, определённых Правительством Российской Федерации объем и (или) масса твёрдых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями субъекта Российской Федерации).

Частью 4 указанной статьи определено, что Порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанного Федерального закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов» (далее - Правила).

В силу требований пункта 2 Правил нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее – уполномоченные органы).

Таким образом, с учетом положений законодательства об отходах производства и потребления, вступивших в силу с 01.01.2016 нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В настоящее время каких-либо нормативных правовых актов Ульяновской области по закреплению за органами местного самоуправления Ульяновской области полномочий по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов не принято.

B силу требований ст.31 Федерального закона № 89-ФЗ нормативные правовые акты, действующие в вышеуказанной сфере правоотношений‚ подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

В связи с данными обстоятельствами, положения пункта 6.2 СанПиН 42-128-4690-88, предоставлявшие до 01.01.2016 органам местного самоуправления право на утверждение норм накопления твёрдых и жидких бытовых отходов на одного человека в год‚ вступили в противоречие с нормами Федерального закона № 89-ФЗ, в связи с чем не подлежат применению.

На основании вышеизложенного, с 01.01.2016 у органов местного самоуправления изъяты полномочия по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

- «Об установлении тарифов на услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказываемые на территории муниципального образования на 2017 год» - согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Решением представительного органа местного самоуправления установлен тариф на вывоз жидких бытовых отходов.

Как следует из решения представительного органа местного самоуправления об установлении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов, оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила).

Однако, согласно пункту 10 указанных Правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

С учетом этого, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьёй 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.

Изложенное, также нашло своё отражение в письме Федеральной антимонопольной службы России от 09.06.2016 № ЦА/39319/16 «О рассмотрении обращения».

Более того, HПA содержит коррупциогенный фактор, определённый подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

- «Об утверждении размера родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях муниципального образования, осуществляющих образовательную деятельность» - согласно п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная плата должна устанавливаться, а не утверждаться.

В то же время, согласно п. 5 ст. 65 вышеуказанного закона, компенсация родителям (законным представителям) предоставляется, а не выплачивается.

При этом размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

4. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 29.06.2017 по 26.07.2017 в части,касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(Ю.В. Матросова - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1.   Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также с законодательством Ульяновской области.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

5. О вопросах противодействия коррупции. 

(Ю.В.Матросова)

 

Государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области, в свете событий,связанных с увольнением главы администрации Николаевского района в связи с возникновением конфликта интересов, просит всех отнестись к этой ситуации со всей ответственностью, и в случае поступления информации от органов прокуратуры по вопросам противодействия коррупции в отношении первых лиц муниципального образования незамедлительно уведомлять государственно-правовое управление о возникшей ситуации, с направлением материалов на электронную почту департамента ведения регистра муниципальных правовых актов  440136@mail.ru  с пометкой «Важно!».

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

 

Председательствующий

Ю.В.Матросова

 

Секретарь

 

Ю.А.Ларина