Протокол №6р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

20.04.2017                                                                                                        6р

 

11.00 

 

Председательствующий                                                    О.В.Котельникова

Секретарь Т.А.Бакулина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.      «Изменения в законодательстве в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Докладчик – М.С.Бобров

 

2.      Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 05.04.2017 по 18.04.2017.

Докладчик – О.В.Котельникова

3.      Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 05.04.2017 по 19.04.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

4.      Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

 

1. Изменения законодательства в сфере осуществления государственного и муниципального контроля (надзора)

(М.С.Бобров - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 05.04.2017  по  18.04.2017

 

(О.В.Котельникова)

Сообщила, что за период с 05 по 18 апреля вынесено23 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «О назначении гарантирующей организации для сбора и вывоза ТБО и установлении тарифов на сбор и вывоз мусора на территории администрации сельского поселения» - согласно пункту 1 решения Совета депутатов сельского поселения МУП «Коммунальщик» определено гарантирующей организацией для сбора и вывоза ТБО как единственного поставщика данного ресурса по сельскому поселению. Между тем, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) отнесено к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района. Кроме того, у указанного предприятия отсутствует предусмотренная частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Более того, пунктом 3 указанного решения предлагается установить тарифы на сбор и вывоз ТБО в сельском поселении. Вместе с тем, согласно п. 3 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.05.2016 № 484, установление тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

- «Об обеспечении безопасности людей на водных объектах в весенне – летний период 2017 года на территории сельского поселения» - в нарушение положений статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ в состав оперативной группы экстренного реагирования по мероприятиям обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории сельского поселения в период весенне-летнего купального сезона без согласования включена медсестра офиса врача общей практики и преподаватель организатор по ОБЖ МОУ ООШ;

- «О приёме работника на работу на безвозмездной основе к обязательным работам» - в соответствии со статьёй 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицам, отбывающим наказание в виде обязательных работ, определяются конкретные объекты и виды работ, исполняемых на таких объектах в силу назначенного наказания. Согласно статье 27 УИК РФ срок обязательных работ подлежит обязательному исчислению. На основании статьи 28 УИК РФ на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Вместе с тем, в нарушение изложенных требований федерального законодательства, в распоряжении  для осужденного не определены конкретные места - объекты, на которых ему предписано отбывать работы, формулировка для вида работ «другие работы, для выполнения которых не требуется специальных навыков или познаний» является не конкретизированной;

- «О приёме на обязательные работы в администрацию сельского поселения» - распоряжением администрации сельского поселения определён объект и виды обязательных работ. Также определено время обязательных работ с ежедневной отработкой 4 часа, в выходные дни не более 2 часов. Однако, согласно пункту 2 статьи 27 УИК РФ время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учёбе, в рабочие дни- 2 часов после окончания работы, службы или учёбы, а с согласия осужденного - 4 часов;

- «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Проведение проверок соблюдения земельного законодательства по обращению граждан и юридических лиц городского поселения. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) дополнен статьёй 8.2 и статьёй 8.3, которыми определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на её профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Таким образом, в соответствии с полномочиями муниципального образования на осуществление муниципального земельного контроля, вышеуказанные положения Закона подлежат к применению уполномоченными должностными лицами органов муниципального контроля в пределах своей компетенции и, соответственно, включению в Административный регламент. Согласно, пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 277-ФЗ)в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ слово «поступление» заменено словами «мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших». Таким образом, Административный регламент, определяющий порядок и основания проведения проверок, подлежит редактированию на основании указанных дополнений. Также, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ статья 12 Федерального закона № 294-ФЗ дополнена частью 7. Отсюда пункт Административного регламента, регламентирующий порядок проведения выездных проверок, также подлежит редактированию на основании указанных дополнений Закона. Кроме того, в Федеральный закон № 294-ФЗ  внесены изменения, в соответствии с которыми статья 21 «Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки» дополнена пунктами 2.1 и 2.2. Тем не менее, Регламент не наделяет хозяйствующих субъектов вышеуказанными правами. Изменениями, внесёнными в статью 18 Федерального закона № 294-ФЗ, дополнены и обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки. Так, в соответствии с п. 7.1 должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны в том числе знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Однако, Административный регламент не содержит введенных указанным пунктом обязанностей должностных лиц.;

- «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о переводе жилого помещения в нежилое и нежилое помещение в жилое на территории муниципального района».Статья 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающая условия перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, дополнена частью 3.2 следующего содержания: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается». В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что данное обстоятельство, при котором не допускается осуществление перевода жилого помещения в нежилое, в пункте  2.8 Административного регламента не указано, что может привести к принятию должностными лицами в нарушение требований законодательства о противодействии экстремизму и терроризму решения о переводе жилого помещения в нежилое в целях осуществления религиозной деятельности. Вопреки требованиям статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации пункт 1.3 Административного регламента устанавливает время приёма граждан, кроме прочего на период «с 12 час. до 13 час. первого четверга месяца», то есть на время перерыва для отдыха и питания. Административный регламент (п. 2.7) предусматривает отказ в приёме у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае несоблюдения им определённых условий, в то время как статья 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязывает государственные органы принимать обращения без каких-либо ограничений;

- «Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения» - в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерацииот 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению  требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, при разработке названных положений руководствоваться Указом. Как следует из постановления администрации городского поселения, Положение принято в соответствии с Указом, однако его нормам противоречит. Согласно пункту 14 муниципального Положения о комиссиях заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Однако, подобную формулировку Положение не содержит. Не соответствует Положению о комиссиях перечень оснований для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов, что неправомерно сужает круг рассматриваемых Комиссией вопросов. Так, в нарушение пункта 16 Положения о комиссиях правовой акт не предусматривает такое основание для проведения заседания как представление руководителем муниципального органа о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, материалов проверки. Кроме того, пункт 14  Положения, регламентирующий основания для проведения заседания Комиссии, содержит ссылки на постановление Губернатора Ульяновской области от 05.11.2009 №73, котороеутратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Ульяновской области от 17.03.2016 №27. Также, пункт 14 Положения в качестве оснований для проведения заседаний Комиссии не содержит таких оснований как заявление муниципального служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 №79-Ф3 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территорииРоссийской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с арестом, запретом распоряжения‚ наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады)‚ осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или от по не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Положение не предусматривает возможность проводить собеседование с муниципальным служащим, представившим обращение илиуведомление, получать от него письменные пояснения;

- «Об утверждении структуры администрации сельского поселения» - в нарушение требований статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, а также статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в структуру администрации сельского поселения не включены юрист администрации и администраторы населенных пунктов поселения, состоящие с ней в трудовых отношениях;

- «Об установлении стоимости и требований к качеству услуг по погребению на территории сельского поселения» - в нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

решение Совета депутатов сельского поселения не содержит сведения о согласовании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прим.:Обратила внимание, чтосогласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения к вопросам местного значения сельских поселений не относится. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Поэтому органы местного самоуправления сельских поселений  могут принимать нормативные правовые акты в указанной сфере только в случае передачи указанного вопроса местного значения от муниципального района через заключение соглашения в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

- «О проведении противопаводковых мероприятий на территории сельского поселения в 2017 году» - в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Анализ норм указанного Федерального закона свидетельствует о том, что индивидуальные предприниматели являются самостоятельными структурами и не подотчетны администрации сельского поселения, поэтому администрация муниципального образования не вправе определять их ответственными за выполнение каких-либо мероприятий без согласования с ними. В постановлении администрации  сельского поселения имеются внутренние противоречия. К примеру, пунктом 4 постановления предусмотрено в срок до 25.03.2013 завести необходимые тяжелые и габаритные грузы, другие материалы. Кроме того, в постановлении используется несуществующее понятие «частник».

- «О внесении изменений и дополнений в муниципальную программу «Реализация дорожной деятельности в сельском поселении» - в нарушение требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) указанным постановлением вносятся изменения в муниципальную программу «Реализация дорожной деятельности в сельском поселении», реализация которой была рассчитана до 2016 года.

Прим.:Обратила внимание, чтосогласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопрос организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерациик вопросам местного значения сельских поселений не относятся. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Поэтому органы местного самоуправления сельских поселений  могут принимать нормативные правовые акты в указанной сфере только в случае передачи указанного вопроса местного значения от муниципального района через заключение соглашения в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

- «Об утверждении перечняМуниципального имущества, использующегося в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого исреднего предпринимательства» - в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом‚ находящимся в муниципальной собственности. Таким образом распоряжение муниципальным имуществом исключительно на основании нормативного правового акта, изданного исполнительным органом местного самоуправления, является не правомерным.

- «О внесении изменений и дополнений в постановление» - в нарушение требований статьи 32 БК РФ пунктом 2 постановления администрации  сельского поселения предусмотрено проведение «затратных мероприятий» при отсутствии финансирования, в частности постановлением на 2017-2019 годы предусмотрено обеспечить подготовку и размещение в местах массового пребывания гражданинформационных материалов о действиях в случае возникновения угроз террористического характера, а также размещение соответствующей информации на стендах;

- «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района Ульяновской области, для личных и бытовых нужд» - в соответствии с частью 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Между тем, Правила указанные дополнительные права граждан в данной сфере не содержит. Кроме того, Правила не соответствуют требованиям части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в части оснований запрета использования водного объекта в границах водоохраной зоны. Вопреки требованиям части 1 статьи 179 БК РФ в Правилах указывается, что одним из полномочий органов местного самоуправления по вопросам использования водных объектов общего пользования является подготовка муниципальных целевых программ в области использования водных объектов общего пользования;

- «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном районе Ульяновской области на 2016-2018 г.г.» - в силу положений программы она является бюджетным инструментом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов и разработана в силу статьи 179 БК РФ. Между тем, установлено, что на реализацию ряда программных мероприятий (например, пункт 7.1 Программы - капитальный ремонт и реконструкция (строительство) имеющихся спортивных сооружений) финансовые средства не предусмотрены. Следовательно, в нарушение статьи 83 БК РФ программой вводится не обеспеченное расходное обязательство. Учитывая, что муниципальные программы разрабатываются и утверждаются в целях формирования расходных обязательств муниципального образования (для их исполнения на основании статьи 65 БК РФ) введение финансово не обеспеченных мероприятий не допустимо. Аналогичные требования предусмотрены статьёй 31 БК РФ, согласно которым недопустимо введение расходного обязательства безуказания бюджета, за счёт средств которого оно подлежит исполнению;

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.

 

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 05.04.2017 по 19.04.2017 в части,касающейся реализации органами местного  самоуправления вопросов местного значения.

(О.В.Котельникова- текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1.   Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также с законодательством Ульяновской области.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных  нормативных правовых актов Ульяновской области.  

(О.В.Котельникова)

Напомнила о необходимости направления копий текстов актов и сведений об их официальном опубликовании (обнародовании) в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления. Обратила внимание на необходимость предоставления:

- правовых актов, изменяющих правовой акт в целом (новую редакцию) или его часть,

- правовых актов, содержащих положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании его недействующим;

- правовых актов, устанавливающих порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;

- изменений, вносимых в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;

- как основного акта, так и изменяющего.

Обратила внимание, что информация о сотрудниках департамента ведения регистра, номера контактных телефонов поддерживаются в актуальном виде и находятся на сайте «www.ulgov.ru» в разделе «Контакты». Кроме того, в разделе «Графики» указаны график дежурства на каждый месяц (с указанием номера кабинета дежурного лица, осуществляющего приём документов от муниципальных образований в обеденное время).

Сообщила о том, что на сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области» размещена резолюция по итогам работы Муниципального правового форума«Местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения и правоприменительная практика», проведённого 07.04.2017, с которой необходимо ознакомиться и направить свои предложения и замечания на электронную почту 440136@mail.ru  в срок до 21.04.2017.

Обратила внимание, что в том случае, если муниципальным образованием не принимались нормативные правовые акты за период 15 дней и более, то в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов факсимильной связью или на электронную почту 440136@mail.ru необходимо представить справку (с подписью и печатью) о том, что за указанный период нормативные правовые акты не принимались. Оригинал справки представить в департамент ведения регистра вместе с очередным пакетом актов.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области предложения и замечания по итогам ознакомления с резолюциейпроведенного 07.04.2017 Муниципального правового форума «Местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения и правоприменительная практика» направить на электронную почту 440136@mail.ru  в срок до 21.04.2017

3.      Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области направлять в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов факсимильной связью или на электронную почту 440136@mail.ru справку (с подписью и печатью) о том, что поистечении15-дневного сроканормативные правовые акты не принимались. Оригинал справки представлять в департамент ведения регистра вместе с очередным пакетом актов.

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Т.А.Бакулина