Протокол №9р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области 

 

01.06.2017                                                                                                                                                                                     9р

 

11.00 

 

Председательствующий                                                                        

Т.А.Бакулина

Секретарь                                                                                            

  Ю.В.Семёнова

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.   «О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р».

Докладчик – Е.А.Корастелева

Тел. 58-91-90

 

2.   «Об оказании муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».

Докладчик – И.Е.Исаев

Тел. 42-30-59

3.    Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.05.2017 по 30.05.2017.

Докладчик – Т.А.Бакулина

4.     Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.05.2017 по 30.05.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – Т.А.Бакулина

5.      Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – Т.А.Бакулина

 

1. О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора ______________Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р_______________

(Е.А.Корастелева - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

2. Об оказании муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.

(И.Е.Исаев - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

3. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.05.2017  по  30.05.2017.

 

(Т.А.Бакулина)

 

Сообщила, что за период с 17 по 30 мая вынесено 13 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «O создании межведомственной комиссии для оценки муниципальных жилых помещений на пригодность для проживания» - в силу части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с частью 1  статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, определён состав комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда органа местного самоуправления. Вместе с тем, вопреки пункту 7 Положения, в постановлении администрации сельского поселения в составе межведомственной комиссии отсутствует представитель органа, уполномоченного на проведение регионального жилищного надзора‚ представитель государственного контроля и надзора в сферах санитарно - эпидемиологической, пожарной и иной безопасности. Кроме того‚ до настоящего времени не актуализирован состав комиссии;

- «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» - во исполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации  от 01.07.2010 № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение). В соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации органам местного самоуправления при разработке положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению рекомендовано руководствоваться настоящим Указом. Вместе с тем, в нарушение подпункта «6» пункта 16 вышеуказанного Положения, в положении, утверждённом постановлением администрации сельского поселения, в качестве основания для заседания комиссии не установлено заявление муниципального служащего о невозможности выполнять требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии c законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Вышеизложенное свидетельствует, в том числе, о неполноте административных процедур и в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором;

- «Положение об осуществлении функции муниципального земельного контроля зa использованием земель на территории муниципального района Ульяновской области» - статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичная норма закреплена и в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Проверкой установлено, что в нарушение части 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в главе 3 пункта 1 подпункта 3 Положения, утверждённого решением Совета депутатов муниципального района, не предусмотрено, что ежегодные планы проведения плановых проверок должны утверждаться органами муниципального контроля. Согласно главе 3 Положения о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии приказа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального района, что является нарушением части 12 статьи 9 Закона № 294-Ф3. Кроме того, в главе 3 пункта 2 подпункта 2 Положения не указаны дополнительные основания для проведения внеплановой проверки, дополненные в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 277-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», такие как поступление в орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий и другие. Аналогичные нарушения выявлены в подпункте 2 пункта 2 главы 3 Положения;

- «О проведении митинга в рабочем поселке» - в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ) орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи. Согласно части 3 статьи 18 закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе. В соответствии с постановлением администрации муниципального района утверждено место и время проведения митинга в целях празднования 147-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина. При этом вопреки указанному федеральному законодательству в постановлении отсутствует рекомендация государственного учреждения здравоохранения по принятию мер по обеспечению оказания участникам митинга при необходимости неотложной медицинской помощи;

- «Об утверждении бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» - во-первых, по состоянию на 15.05.2017 на исполнении в Управлении финансов, закупок и экономического развития Администрации города находятся исполнительные листы по взысканию с муниципальных заказчиков задолженности перед субъектами предпринимательства по исполненным муниципальным контрактам. Статьёй 46 Конституции Российской Федерации, статьёй 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ), статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлены основы конституционного строя Российской Федерации, гарантирующие право на судебную защиту и обязательность исполнения судебных актов. Статьёй 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, означающий, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах. Следовательно, все обязательства, изысканные с бюджета города иных казённых и бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города, тем более в предыдущие годы, в обязательном порядке должны быть учтены в бюджете города. С несоблюдением приведённых норм федерального законодательства в  бюджете города в полном объёме не учтены расходные обязательства по исполнительным листам по взысканию с муниципальных заказчиков задолженности перед субъектами предпринимательства по исполненным муниципальным контрактам. Во-вторых, решением Городской Думы строка «Коммунальное хозяйство» приложения № 5 к решению о бюджете города «Распределение бюджетных ассигнований бюджета города Ульяновской области по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов» дополнена строками следующего содержания: осуществление  капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Исходя из указанного решения Городской Думы, а также согласно пояснительным запискам к проектам решений Городской Думы, которыми предполагалось внести указанное дополнение, решение о корректировке предусматривает осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в виде выделения субсидий на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность МУП «Наименование».  Данные субсидии предполагается выделить на увеличение: уставного фонда МУП «Наименование» за счёт дополнительных собственных доходов бюджета города, т.е. на принятие новых расходных обязательств бюджета города. После выделения указанных бюджетных средств по договору купли-продажи планируется приобрести 2/10 долей помещений бани, общей площадью 811,3 кв.м.‚ и 78/1000 долей земельного участка, общей площадью 3662 кв.м., у собственника объекта и земельного участка. Таким образом, в нарушение статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 6 закона от 31.12.1996                            № 1-ФКЗ, статьи 16 АПК РФ, частей l, 2 статьи 174.2 БК РФ, части 4 Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета города  Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период, утверждённого приказом Управления финансов города, решение предусматривает выделение бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств при наличии значительного объёма просроченной кредиторской задолженности по действующим обязательствам, которая взыскана в судебном порядке. Более того, согласно информации Администрации города, приобретение указанного объекта для организации услуг общественной бани является нецелесообразным и повлечет негативные последствия для функционирующей общественной бани ввиду увеличения экономически обоснованного тарифа на услуги функционирующей общественной бани‚ что создаст дополнительную нагрузку на бюджет города в необходимости субсидирования выпадающих доходов. Помимо того, общие затраты на ремонт приобретаемой общественной бани составят не менее 5 700 000 рублей, убыток от её эксплуатации составит не менее 200 000 рублей. Данные расходы повлекут дополнительную нагрузку на бюджет города, что в условиях наличия указанной задолженности является недопустимым, и будет являться неэффективным. Соответственно решением о корректировке нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности) согласно  статье 34 БК РФ. Согласно пункту 15 части l статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения городских округов является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Соответственно органы местного самоуправления городских округов создают условия для обеспечения жителей города услугами бань субъектами различной формы собственности, при наличии оснований могут субсидировать данную деятельность, в том числе для погашения выпадающих доходов при предоставлении их услуг в льготном порядке отдельным категориям жителей города;

- «О введении на территории сельского поселения особого противопожарного режима» - согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах. В соответствии со статьёй 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Статьёй 53.5 ЛК РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, пункт 2 Приказа Рослесхоза от 03.11.2011 № 471 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах», как и статья 53.5 ЛК РФ указывает, что решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ. Статья 84 ЛК РФ подразумевает, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Между тем, пунктом 2.1 постановления администрации сельского поселения установлено ограничение пребывания граждан в лесах в период действия противопожарного режима, предусмотренного данным постановлением. Вместе с тем, в собственности сельского поселения леса отсутствуют, при этом лесные участки, расположенные в границах сельского поселения, относятся к государственному лесному фонду, в связи с чем полномочиями по введению ограничений на посещение лесов на территории государственного лесного фонда обладает Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (пункт 4 части 1 статьи  83 ЛК РФ). Кроме того, ограничение пребывания граждан в лесах Ульяновской области введено приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 02.05.2017 № 34 «Об ограничении пребывания граждан в лесах» с 02.05.2017 по 22.05.2017;

- «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация работы по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории сельского поселения» - так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 210-ФЗ «O6 организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – закон № 210-ФЗ) структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Согласно пункту 8 статьи 14 закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Частью 3 статьи 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что постановлением администрации сельского поселения предусмотрено основание отказа в предоставлении муниципальной услуги в случае, если переводимое жилое помещение в многоквартирном доме расположено непосредственно над квартирой, без указания на условие, что помещение должно быть  нежилым.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.05.2017 по 30.05.2017

в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(Т.А.Бакулина - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1.   Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также с законодательством Ульяновской области.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

5. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.

 

Сообщила о том, что принят Закон Ульяновской области от 30.05.2017 № 46-ЗО «О внесении изменения в статью 4 Закона Ульяновской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», согласно которому в подпункт «б» пункта 5 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19 декабря 2008 года № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» внесено изменение: слова «заявлений об оспаривании актов» заменены словами «административных исковых заявлений об оспаривании актов и о признании их не действующими».

Указанный закон после официального опубликования будет размещён на сайте Правительства Ульяновской области в  разделе: «Регистр МНПА. Мониторинг правоприменения / Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области / Нормативные правовые акты».

 

РЕШИЛИ:

 

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

 

Председательствующий

 

Т.А.Бакулина

 

Секретарь

 

Ю.В.Семёнова