Протокол №15р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 03.10.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

П Р О Т О К О Л 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

03.10.2019                                                                                                        15р 

11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                       Булах Ю.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

1. Доклад на тему «Процессуальные реформы: как судиться по Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации с 1 октября 2019 года».

Докладчик - заместитель директора департамента финансового, правового и административного обеспечения Министерства  энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Старостин Евгений Юрьевич.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период     с 18.09.2019 по 01.10.2019.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.09.2019 по 03.10.2019. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений  протокола от 19.09.2019 № 14-р 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ:

Старостин Евгений Юрьевич выступил с докладом на тему «Процессуальные реформы: как судиться по Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации с 1 октября 2019 года»

(текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - сообщила, что за период с 18.09.2019 по 03.10.2019 внесено 11 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации «Об утверждении порядка осуществления финансовым управлением администрации контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо привести в соответствие требованиям законодательства.

Во исполнение части  11.1 статьи 99 Федерального закона 
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 12.03.2018 № 14н утверждены Общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 14н).

Вместе с тем пунктом Порядка не предусмотрено, осуществление какого вида деятельности регламентирует данный нормативный правовой акт (контроля, надзора и др.).

Кроме того, в абзаце  пункта Положения выявлено наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж»
пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (неполнота административных процедур), а именно: не предусмотрено должностное лицо, уполномоченное утверждать отчет о результатах выездной или камеральной проверки.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 5 пункта 42 Приказа № 14н отчет о результатах выездной или камеральной проверки утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля.

С учетом изложенного, применение Правил в действующей редакции не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ, подрывает целостность нормативно-правовой базы и административных процедур.

- Постановление администрации «О порядке определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории муниципального образования «город Ульяновск» необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства.

Постановлением администрации «О внесении изменений в постановление администрации» установлен порядок определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории муниципального образования.

Внесенные изменения не могут быть квалифицированы исключительно в качестве приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства, поскольку согласно части 8 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исключений для данного правила федеральным законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем доказательств проведения общественных обсуждений (с учетом возможности установления вышеназванных границ дифференцированно) при принятии изменений, внесенных постановлением администрации Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции не представлено.

С учетом изложенного, применение постановления в действующей редакции (с внесенными постановлением изменениями) не отвечает целям развития сферы предпринимательской деятельности, подрывает целостность нормативно-правовой базы и нарушает принцип единообразия правоприменительной практики.

- Устав муниципального образования, принятый решением Совета депутатов муниципального образования, необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства.

Статья Устава содержит основания удаления Главы поселения в отставку, но не предусматривает возможность удаления Главы поселения в отставку в результате несоблюдения ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Кроме того, данное замечание по Уставам муниципальных образований не является единственным.

Так, на основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения) части 1 настоящей статьи.

Однако подпункт пункта статьи Устава муниципального образования изложен в иной редакции, противоречащей федеральному законодательству.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены следующие изменения: «после слов «в границах населённых пунктов поселения)», дополнить словами «20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями)».

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями).

Вместе с тем, статья  Устава не содержит отнесения вышеуказанного вопроса к вопросам местного значения поселения.

- Решение Городской Думы «Об утверждении Положения о порядке наименования, изменения и аннулирования наименований муниципальных объектов в муниципальном образовании» необходимо  привести в соответствие с действующим законодательством.

Пунктом статьи  Положения предусмотрено, что предложения по наименованию и изменению наименований муниципальных объектов в городе могут быть внесены Главой администрации города.

Вместе с тем, с учётом положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей Устава муниципального образования, принятого решением Городской Думы, в действующей структуре органов местного самоуправления города не предусмотрено должности Главы администрации города.

Аналогичное замечание выявлено и в других муниципальных нормативных правовых актах.

- Решение Городской Думы муниципального образования  «О проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории под многоквартирными домами, расположенными на территории: Ульяновская область, город, по улицам» необходимо привести в соответствие с законодательством.

Решением объявлено о проведении публичных слушаний. Согласно пункту 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о начале публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми  актами, в иных средствах массовой информации.

В нарушение указанных требований планируется одновременное опубликование решения, а также проекта межевания территории.

Более того, в нарушение статьи 4, Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено официальное опубликование на сайте администрации, в то время как последний средством массовой информации не является.

Кроме того, в нарушение части 7 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дата, время и место проведения собрания или собраний участников публичных слушаний, не определены. Вместо этого указаны дата и место проведения публичных слушаний. Однако срок проведения публичных слушаний не может составлять 1 день.

Таким образом, решение не соответствует требованиям закона и подлежит изменению. Аналогичное замечание выявлено и в других муниципальных нормативных правовых актах.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников» необходимо привести в соответствие с законодательством

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако отдельные пункты Регламента вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

В частности пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрен принцип доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако Регламентом не предусмотрены особенности обращения граждан с ограниченными возможностями здоровья с целью получения соответствующей муниципальной услуги, что существенно нарушает один из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, Регламент следует дополнить положением об особенностях обращения граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

Вместе с тем, вопреки главе 2.1 Федерального закона, регламентом не предусмотрены ряд положений, отражающих общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, такие как: содержание жалобы, решения, принимаемые по результатам рассмотрения жалобы, срок рассмотрения жалобы и др.

Кроме того, Регламентом не предусмотрены случаи, в которых заявитель может обратиться с жалобой.Аналогичное замечание выявлено также в административных регламентах предоставления данной муниципальной услуги  других муниципальных образований.

Аналогичные замечания выявлены также в постановлении администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на проведение земляных работ».

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления представить в Государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области на электронный адрес 440136@mail.ru информацию по итогам рассмотрения обзора актов прокурорского реагирования с 18.09.2019 по 01.10.2019 с указанием принятых мер – в срок до 15.10.2019.

 

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.09.2019 по 03.10.2019.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Контроль исполнения поручений  протокола от 19.09.2019 № 14-р.

В соответствии с протоколом аппаратного совещания от 19.09.2019 № 14-р необходимо привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в том числе регулирующих порядок предоставления субсидий, в соответствие с законодательством и в срок до 02.10.2019необходимо было представить вгосударственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области на электронный адрес: 440136@mail.ru информацию о мерах по приведению указанных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Однако, по состоянию на 03.10.2019 информация не представлена органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

Барышскоий район;

Сенгилеевский район;

Старокулаткинский район;

город Димитровград.

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

Приложение: тексты докладов на 14 л.

 

 

Председательствующий

 

 

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Ю.В.Булах