Протокол №11р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

16.07.2020                                                    11р  

11.00

 

 

Председательствующий                              Котельникова О.В.
Секретарь                                                     Фролов Д.В. 

Присутствовали:
Представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему: «Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». 

Докладчик – Брызгалина О.А.,. главный консультант отдела планово-финансовой деятельности и осуществления закупок департамента конкуренции и финансового обеспечения Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 01.07.2020 по 14.07.2020. 

Докладчик – Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 03.07.2020 по 16.07.2020. 

Докладчик – Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протокола № 10р от 02.07.2020 г. 

Докладчик – Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». 

Докладчик - Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Брызгалину О.А. – выступила с докладом на тему «Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. - об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 01.07.2020 по 14.07.2020.

Сообщила, что за период с 01.07.2020 по 14.07.2020 внесено 15 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- администрацией муниципального образования принято постановление «Административный регламент по осуществлению муниципального контроля по соблюдению требований Правил благоустройства территории муниципального образования».

Установлено, что Регламент вступил в противоречие с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Ульяновской области от 28.01.2016 № 20-П «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности» (далее – Постановление Правительства Ульяновской области).

Так, в соответствии с пунктом 2.7 Приложения 3 Постановления Правительства Ульяновской области, раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур (действий), требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при осуществлении муниципального контроля, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках осуществления муниципального контроля.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено наличие таких административных процедур, как организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем, Регламент не содержит состава указанной административной процедуры, порядка её выполнения.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность за плату без проведения торгов».

Федеральным законом от 27.12.2019 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в перечень сведений, которые должен содержать единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги.

Так, статья 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дополнена частью 2, согласно которой единый стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги дополнен обязательными к указанию сведениями о заявителе (состав (перечень) заявителей); способе (способах) направления запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; размерах платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги и способах её взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядке получения заявителем сведений, в том числе в электронной форме о ходе рассмотрения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; порядке исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, в том числе исчерпывающем перечне оснований для отказа в исправлении таких опечаток и ошибок; порядке выдачи дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче этого дубликата; порядке оставления запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги без рассмотрения; форме запроса о предоставлении соответствующей услуги, форме документа, являющегося результатом предоставления соответствующей услуги, форме заявления об исправлении технических ошибок в данном документе, форме заявления о выдаче дубликата данного документа, форме заявления об оставлении запроса без рассмотрения, если иное не предусмотрено федеральным законом; способе (способах) направления заявителю документов (информации), являющихся результатом предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, с 28.12.2019 единый стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги расширен обязательными требованиями к его содержанию.

Однако до настоящего времени указанный муниципальный акт, регулирующий правоотношения в сфере земельных отношений, продолжает незаконно действовать в неизменной редакции.

Исходя из требований статей 7, 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.

(Примечание: Прошу обратить внимание на то, что согласно пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги - установленные Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, единые требования к предоставлению государственной и (или) муниципальной услуги, поэтому административные регламенты должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2020 № 210-ФЗ только после того, как Правительством Российской Федерации будет принят единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги в той или иной сфере).

- администрацией муниципального образования принято постановление «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования и утверждении её состава».

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных, пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации 28.01.2006 № 47.

В целях осуществления мероприятий о признании помещения, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией муниципального образования создана межведомственная комиссия.

Между тем, утверждённый муниципалитетом состав комиссии подлежит актуализации.

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об определении мест для отбывания осуждёнными наказаний в виде обязательных работ и исправительных работ и мест для отбывания обязательных работ лицами, которым назначено административное наказание».

Положения данного постановления не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осуждённых. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно части 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации, обязательные работы заключаются в выполнении осуждёнными в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ.

В силу части 4 статьи 26 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, обязательные работы выполняются осуждёнными на безвозмездной основе.

По смыслу указанных положений закона, бесплатные общественно полезные работы подразумевают деятельность, имеющую социально полезную направленность.

В приложении № 1 к постановлению администрации муниципального образования содержится перечень предприятий и организаций для отбывания наказания в виде обязательных работ, в том числе ОАО «Завод _____», которое является коммерческим, то есть основная деятельность общества направлена на получение прибыли.

Таким образом, включение в указанный перечень коммерческой организации противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Более того, установлено, что данное юридическое лицо исключено из единого государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

- администрацией муниципального образования принято постановление «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования».

Так в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в подпунктах 5.2, 5.11 раздела 5 постановления предусматривается предоставление государственных услуг.

Таким образом, постановление принято с нарушениями закона и подлежит изменению.

- администрацией муниципального образования принято постановление «О присвоении адреса».

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер  аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определённые уполномоченным органом.

Однако данное постановление указанным требованиям не соответствует.

Так, описание местоположения объекта адресации не приводится, реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса, отсутствуют.

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об аннулировании адресов».

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28 12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре; кадастровый номер объекта адресации и дату его снятия с кадастрового учёта в случае аннулирования адреса объекта адресации в связи с прекращением существования объекта адресации; другие необходимые сведения.

Однако данное постановление указанным требованиям не соответствует, так как вышеперечисленной информации не содержит.

- администрацией муниципального образования принято постановление «О присвоении вновь образованной улицы, расположенной в муниципальном образовании наименований и адресов».

Постановлением администрации муниципального образования присвоено наименование улицы и её расположение по адресу.

Постановление находится в противоречии с действующим законодательством и подлежит приведению в соответствии с ним по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 443-ФЗ) ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе принципа обеспечения достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по размещению, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Согласно пункту 25 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Вместе с тем, в принятом администрацией муниципального образования постановлении отсутствует требование о внесении присвоенного земельному участку адреса в государственный адресный реестр.

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования по адресу».

Постановление находится в противоречии с действующим законодательством и подлежит приведению в соответствии с ним по следующим основаниям.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Из содержания статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кроме использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия принятое решение об утверждении схемы расположения земельного участка подлежит направлению в орган регистрации прав и иными способами.

Между тем, вопреки требованиям вышеуказанного законодательства в данном постановлении указывается о направлении принятого решения лишь с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы».

Изучение муниципальной программы показало, что она не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В частности, в силу положений указанной муниципальной программы, она является бюджетным инструментом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов в названной сфере и разработана в силу статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации не допускается установление расходных обязательств без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Между тем, установлено, что на реализацию части закрепленных в муниципальной программе мероприятий в сфере развития сельских территорий бюджетные денежные средства предусмотрены в явно недостаточном объёме (мероприятия на обустройство площадок накопления твёрдых коммунальных отходов - 320 рублей). Тем самым, в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальной программой фактически введены не обеспеченные расходные обязательства, что приводит к заведомому неисполнению указанных мероприятий.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

2.3. Органам местного самоуправления необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и в срок до 29.07.2020 направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 03.07.2020 по 16.07.2020.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В., напомнила, что согласно протокола № 10р от 02.07.2020г., органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области необходимо:

в срок до 15 июля 2020 года провести мониторинг муниципальных правовых актов, указанных в обзоре изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.06.2020 по 02.07.2020, в целях приведения их в соответствие с законодательством.

По состоянию на 16.07.2020 не представлена информация по исполнению поручений с аппаратного совещания (протокол от 02.07.2020 № 10р) органами местного самоуправления следующих муниципальных образований: Базарносызганский район, Барышский район, Вешкаймский район, Карсунский район, Майнский район, Старокулаткинский район, Ульяновский район.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. - обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов влечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 16.07.2020 имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов за май-июнь 2020 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Наименование муниципального образования

Май

Июнь

Инзенский район

 

 

Коржевское с/п

 

1

Кузоватовский район

 

 

Еделевское с/п

 

2

Коромысловское с/п

 

1

Спешневское с/п

 

1

Майнский район

 

 

Игнатовское г/п 

3 

2 

Новомалыклинский район

 

 

Среднеякушкинское с/п 

 

2 

Павловский район

 

 

Шаховское с/п 

 

1 

Шмалакское с/п 

 

2 

Радищевский район

 

 

Дмитриевское с/п

 

4

Калиновское с/п

 

2

Октябрьское с/п

 

2

Ореховское с/п

 

2

Теренгульский район

 

 

Михайловское с/п

1

2

Цильнинский район

 

1

Большенагаткинское с/п

 

1

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» и представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных правовых актов вышеуказанных органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

 

 

 О.В.Котельникова

Секретарь

  Д.В.Фролов