Протокол №21-р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

03.12.2020                                                                                                        21р

 11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.
Секретарь                                                                                       Абубякирова Н.Ф.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему: «О необходимости актуализации муниципальных программ по формированию комфортной городской среды». 

Докладчик – Пичугин М.С., референт департамента городской среды Министерства энергетики, жилищно – коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.11.2020 по 01.12.2020. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.11.2020 по 01.12.2020. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. Иные вопросы. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

 

1.СЛУШАЛИ:

Пичугин Михаил Сергеевич выступил с докладом на тему: «О необходимости актуализации муниципальных программ по формированию комфортной городской среды» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.11.2020 по 01.12.2020.

 

Сообщила, что за период с 18.11.2020 по 01.12.2020внесено15актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органовместного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы: 

1.Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования Ульяновской области и признании утратившим силу решения Совета депутатов муниципального образования».

Согласно статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям, к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, утверждённым Законом Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-3О «О муниципальной службе в Ульяновской области» (далее – Закон № 163-3О) должность главы местной администрации относится к высшей группе должностей муниципальной службы.

Типовым квалификационным требованием к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения высших должностей муниципальной службы является наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры и не менее четырёх лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки (подпункт 1 части 1 статьи 1 Закона № 163-3О).

Однако в качестве критерия оценки претендентов на должность Главы администрации муниципального образования установлено требование о наличии высшего образования в области государственного и муниципального управления, экономики и (или) юриспруденции, в том числе второго высшего образования (подпункт 4 части 4.4 Порядка проведения конкурса).

Противодействие коррупции в Российской Федерации, согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ«О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. К мерам профилактики коррупции, согласно пункту 2 статьи 6 Закона № 273-ФЗ, относится проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Наличие выявленных противоречий законодательству свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 (выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц)), Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Аналогичные замечаниявыявлены ещё в семи муниципальных правовых актах.

2.Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Ульяновской области на 2020 год».

Нормативный правовой акт не приведён в соответствие с вступившими в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 29.09.2019 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В частности, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в актуализированной редакции указанным нормативным правовым актом не определены налоговые ставки для частей жилых домов и частей жилых квартир. Вопреки положениям пункта 1 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3.1.6 Решения определена ставка для хозяйственных строений и сооружений, предоставляемых для дачного хозяйства.

3.Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Ульяновской области».

Постановление администрации муниципального образования (далее – Регламент) вступило в противоречие с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон), Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.01.2016 № 20 – П «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности» (далее – Постановление Правительства Ульяновской области).

Так, в соответствии с пунктом 2.7 Приложения 3 Постановления Правительства Ульяновской области, раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур (действий), требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур – логически обособленных последовательностей административных действий при осуществлении муниципального контроля, имеющих конечный результат и выделяемых врамках осуществления муниципального контроля.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено наличие таких административных процедур, как организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовым актами, организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия
с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, Регламент не содержит составов указанных административных процедур, порядка их выполнения.

Кроме того, в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, следует, что отмеченное основание распространяется только на органы государственного контроля (надзора) и при проведении мероприятий в рамках муниципального контроля не применяется.

В нарушение указанных требований, отмеченное основание для проведения проверки в рамках муниципального контроля за соблюдением требований в сфере благоустройства закреплено в подпункте «в» пункта 3.2.8 раздела 3 административного регламента, что противоречит принципу организационной обособленности местного самоуправления, закреплённому статьёй 12 Конституции Российской Федерации.

Также, в нарушение частью 8 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подпункта «а» пункта 2.3.1 раздела 2 Приложения 3 Постановления Правительства Ульяновской области от 28.01.2016 № 20-П «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности» в пункте 1.6 Регламента не закреплена обязанность должностного лица органа местного самоуправления истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включённые в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами муниципального контроля, органами исполнительной власти, при организации и проведении проверок от иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправлениялибо подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федераций от 19.04.2016 № 724-р (далее – межведомственный перечень), от иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовый актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий
либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

4. Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ульяновской области».

Решение Совета депутатов муниципального образованияУльяновской области не соответствует требованиям бюджетного законодательства.

В частности, в нарушение статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации данное Положение не предусматривает предоставление
в представительный орган одновременно с проектом решенияо бюджете реестров источников доходов бюджетной системы.

Кроме того, нормы Положения устанавливают, что сведения о верхнем пределе муниципального долга представляются одновременно с проектом решения о бюджете не по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода (очередным финансовым годом), как установлено статьёй 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а по состоянию на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода.

Пунктом Положения вопреки требованиям части 3статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено,
что решением о бюджете устанавливается верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 31 декабря очередного финансового года и каждого года планового периода, с указанием, в том числе, верхнего предела долга по муниципальным гарантиям, а не по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе, верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

5.Администрацией муниципального образования принято постановление «О создании рабочей группы по согласованию внесения изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ульяновской области».

Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области от 24.09.2020 № 44 не соответствует требованиям действующего законодательства.

Указанным постановлением утверждён состав рабочей группы по согласованию внесения изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ульяновской области.

В нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» без согласования в состав указанной выше группы включён индивидуальный предприниматель.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.12.2020необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре,в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.11.2020 по 01.12.2020 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.12.2020 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области: от 05.11.2020 № 19р,  от 19.11.2020 № 20р (далее - Протоколы).

 

Не представлена информация по исполнению поручений Протоколов:

 

– Вешкаймский район (от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р);

– Инзенский район (от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р);

– Майнский район (от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р);

– Радищевский район (от 19.11.2020 № 20р);

– Сенгилеевский район (от 19.11.2020 № 20р);

– Старокулаткинский район (от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р);

– Старомайнский район (от 19.11.2020 № 20р);

– Ульяновский район (от 05.11.2020 № 19р, от 19.11.2020 № 20р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению
в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность.Административная ответственность
за непредставлениеили несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёмеили в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

По состоянию на 03.12.2020 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов за сентябрь – октябрь 2020 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

 

Муниципальное образование

Информация

о количестве не направленных МНПА

За сентябрь

За октябрь

Радищевский район

-

-

Калиновское сельское поселение

-

2

Ульяновский район

-

-

Тимирязевское сельское поселение

3

1

Карсунский район

-

-

Уренокарлинское сельское поселение

3

-

Вальдиватское сельское поселение

2

-

Тереньгульский район

-

-

Михайловское сельское поселение

2

1

Вешкаймский район

-

7

Всего актов:

10

11

Итого

21

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» и в срок до 15.12.2020 представить вгосударственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных правовых актов вышеуказанных органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Иные вопросы.

 

Довела до сведения органов местного самоуправления о сроках предоставления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области (департамент ведения регистра муниципальных правовых актов):

– планов нормотворческой деятельности на 2021 год – до 11.01.2021;

– отчётов о выполнении планов нормотворческой деятельности за 2020 год – до 12.01.2021.

В связи с предстоящими праздничными днями муниципальные нормативные правовые акты для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» принимаются в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области в срок до 18.12.2020 года включительно.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

 

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Н.Ф.Абубякирова