Протокол №7р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 28.05.2020
Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области
П Р О Т О К О Л
аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
28.05.2020 7р
11.00
Председательствующий Земскова И.В.
Секретарь Крылова А.В.
Присутствовали:
представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой И.В.
1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 20.05.2020 по 26.05.2020.
Докладчик - Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.
2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 23.05.2020 по 28.05.2020.
Докладчик - Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.
3. Информация о поручениях Правительства Ульяновской области.
Докладчик - Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.
1. СЛУШАЛИ:
Земскову И.В. - об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 20.05.2020 по 26.05.2020.
Сообщила, что за период с 20.05.2020 по 26.05.2020 внесено 2 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования.
Установлено, что отдельные положения Правил благоустройства на территории муниципального образования (далее — Правила), утверждённых решением Совета депутатов муниципального образования, подлежат изменению, поскольку не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В частности, согласно подпункту 8 пункта 6 Правил границы прилегающей территории применительно к железнодорожным путям, железнодорожным станциям, водоотводным и укрепительным устройствам, защитным полосам лесов вдоль железнодорожных путей, линиям связи, устройствам электроснабжения, производственным и иным зданиям, строениям, сооружениям, устройствам и другим объектам железнодорожного транспорта определяются в пределах полосы отвода железной дороги. Кроме этого, пунктом 8.2 Правил установлено, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий на пересечениях железнодорожных переездов с проезжей частью дорог осуществляются организациями, эксплуатирующими железнодорожные переезды. В ходе проверки законности и соответствия Правил требованиям законодательства установлено, что вышеуказанные нормы нормативного правового акта органа местного самоуправления не вправе регулировать правоотношения в сфере содержания полосы отвода железной дороги, поскольку земельные участки указанного объекта относятся к федеральной собственности. Так, в соответствии со статьёй 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОАО «РЖД», как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, возложена обязанность по содержанию вокзалов и других сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в исправном техническом состоянии в соответствии с требованиями строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов. Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципа доступности, безопасности и качества услуг. В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
При этом вышеприведенные нормы федерального законодательства не устанавливают полномочий органов местного самоуправления по возложению дополнительных обязанностей по благоустройству и содержанию объектов железнодорожного транспорта. Напротив, нормативно-правовое регулирование правоотношений в области благоустройства и содержания объектов железнодорожного транспорта отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. В частности, порядок установления, содержания и благоустройства железнодорожных путей, полосы отвода, территорий железнодорожных переездов регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». Кроме этого, приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, согласно которому содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Разделом 2 указанного Положения предусмотрены требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта.
Вместе с тем, Совет депутатов муниципального образования, регламентируя правоотношения в указанной сфере в подпункте 8 пункта 6
и пункте 8.2 Правил, превысил свои полномочия и вышел за пределы имеющейся компетенции.
С учётом изложенного, в перечисленных нормах Правил усматривается коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. При таких обстоятельствах указанные нормы Правил подлежат приведению в соответствие с положениями федерального законодательства.
Аналогичное замечание выявлено ещё в одном муниципальном нормативном правовом акте.
РЕШИЛИ:
1.1. Принять информацию к сведению.
1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.
1.3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области:
- провести мониторинг муниципальных нормативных правовых актов об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования;
- в срок до 18 июня 2020 года представить в адрес государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области информацию о необходимости приведения Правил благоустройства территории муниципального образования в соответствие с законодательством Российской Федерации и принятых мерах.
2. СЛУШАЛИ:
Земскову И.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 23.05.2020 по 28.05.2020 (текст доклада прилагается).
РЕШИЛИ:
2.1. Принять информацию к сведению.
2.2. Органам местного самоуправления необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством.
3. СЛУШАЛИ:
Земскова И.В. довела до сведения, что в срок до 1 июля 2020 года главам администраций муниципальных образований Ульяновской области рекомендуется организовать с главами администраций городских и сельских поселений, сельскими старостами района обсуждение предложений в проект Стратегии развития местного самоуправления. Предложения направить по адресу электронной почты: acmo73@mail.ru.
Также отметила, что ранее в муниципальные районы были направлены распоряжение Губернатора Ульяновской области от 19.05.2020 № 406-р «Об обеспечении учёта мнения населения по принятию поправок к Уставу Ульяновской области» и План мероприятий по обеспечению учёта мнения населения при принятии поправок к Уставу Ульяновской области от 22.05.2020 № 119-ПЛ.
В целях реализации рекомендаций указанного распоряжения Губернатора Ульяновской области от 19.05.2020 № 406-р и исполнения мероприятий Плана разработана инструкция для органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и будет направлена в Ваш адрес в ближайшее время.
3.1. Принять информацию к сведению.
3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Председательствующий |
И.В.Земскова |
Секретарь |
А.В. Крылова |