Протокол № 2р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 09.02.2023

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

09.02.2023                                                                       2р

11:00

 

Председательствующий                                    Котельникова О.В.
Секретарь                                                           Баталова Н.Н.

 

Присутствовали:

Салихова Наталья Николаевна, заместитель начальника департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Основные меры в сфере реализации антикоррупционной деятельности на муниципальном уровне».

Докладчик – Салихова Наталья Николаевна, заместитель начальника департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 25.01.2023 по 07.02.2023.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 27.01.2023 по 09.02.2023.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Салихова Н.Н. – выступила с докладом на тему «Основные меры в сфере реализации антикоррупционной деятельности на муниципальном уровне» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 25.01.2023 по 07.02.2023.

Сообщила, что за период с 25.01.2023 по 07.02.2023 внесено 17 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области, из них – 16 протестов,
1 – требование. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

1. Постановлением администрации городского округа утверждён административный регламент «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность за плату без проведения торгов» (далее — административный регламент).

Так, возможность предоставления земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов предусмотрена статьёй 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, включающий такую услугу, как «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.

Постановлением администрации муниципального образования утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящихся в муниципальной собственности за плату без проведения торгов».

При этом положения административного регламента не соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 в части требований к структуре и содержанию административных регламентов (действующие подразделы «Описание заявителей».«Требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги», в подразделе «Наименование органа, предоставляющего государственную услугу» не указаны сведения о возможности (невозможности) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, подраздел «Срок предоставления муниципальной услуги» не содержит сведения о максимальном сроке предоставления муниципальной услуге в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и в многофункциональномцентре и пр.).

Противоречие административного регламента требованиям действующего законодательства препятствует надлежащей реализации гражданами права на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, предусмотренного статьёй 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, по тексту административного регламента имеются ссылки на портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ульяновской области, который распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.07.2020 № 433-пр прекратил свое существование.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в четырёх муниципальных правовых актах.

2. Постановлением администрации района утвержденыПравила проведения конкурсного отбора, определения объёма и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям  из бюджета муниципального образования в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией социально ориентированных программ (проектов), направленных на развитие гражданского общества» (далее — Правила).

Указанные Правила вступили в противоречие с федеральным законодательством.

Так, в нарушение подпункта «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 18.09.2020 № 1492 (в редакции от 05.04.2022) (далее - Общие Требования) и принятых в соответствии со статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2.5 Правил не содержит в качестве требований к участникам отбора такие условия как отсутствие в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.

Кроме того, подпунктом «в» пункта 4 Общих требований (в редакции от 22.12.2022) определено, что российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного участия оффшорных компаний в совокупности превышает 25% не вправе быть получателями отдельных бюджетных средств.

Вместе с тем, пунктом 2.5 Правил указанные средства запрещается предоставлять российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия оффшторных компаний в совокупности превышает 50%.

Раздел 5 Правил, в нарушение пункта 7 Общих требований предусматривает требование об осуществлении контроля за соблюдением не только условий и порядка предоставления субсидий, но и целей их предоставления.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

3. Администрацией городского округа утверждено постановление «Об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Развитие молодежной политики»

Так, в целях оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В целях реализации ее положений постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-П утверждён «Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списка молодых семей — участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений».

В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2 приложения № 1 к данному Порядку органы местного самоуправления организуют деятельность  по проверке правильности заполнения заявления и соответствия копий документов оригиналам; по проверке достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; по получению дополнительной информации  в рамках межведомственного взаимодействия.

В нарушение указанных требований должностными лицами администрации муниципального округа необоснованно отказано семье во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» муниципальной программы «Развитие молодежной политики», поскольку не учтено наличие у гражданина сбережений в виде государственного сертификата на материнский капитал (483 882 руб.), а также полученных пособий при рождении ребенкаи по беременности и родам (44 148 руб.).

4. Администрацией городского округа утверждено постановление  «О предоставлении земельного участка в аренду»(далее — постановление).

Постановлением администрации городскогоокруга ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» предоставлен земельный участок площадью 39 квадратных метров разрешённое использование трубопроводный транспорт, в аренду сроком с 15.09.2022по 15.09.2071. Данное постановление не соответствует требованиям земельного законодательства и подлежит изменениюпо следующим основаниям. Согласноподпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право  на передачу в аренду земельного участка без торгов принадлежит только собственникам зданий, сооружений, расположенныхна испрашиваемом земельном участке,и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Однако из принятого администрацией городскогоокруга постановленияне следует, что на земельном участке  расположены объекты недвижимости, являющиеся собственностью ООО «Газпром газораспределение Ульяновск». Помимо этого, в постановлении не указаны площади объектов недвижимости, от которых напрямую зависит определение точной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации указанных объектов. При таких обстоятельствах ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» не может быть признано субъектом исключительного права на передачу земельного участка без торгов.

5. Главойадминистрации муниципального района утверждено постановление«Об определении местдля отбывания осуждёнными, не имеющими основного места работы, наказания в виде исправительных работв муниципальном образовании Ульяновской области» (далее — Постановление).

Приложением к Постановлению утверждён перечень мест, предназначенных для отбывания наказания в виде исправительных работ (далее — Перечень). В соответствии с частью 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерациии частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осуждённым по основному месту работы, а осуждённым, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осуждённого.Согласночасти 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законамии законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании  и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Проверка показала, что в Перечне в качестве места отбывания наказания в виде исправительных работ указан индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства, который 23.09.2022 прекратил свою деятельность и исключён из Единого государственного реестра юридических лиц. Выявленные нарушения приводятк невозможности восстановления социальной справедливости, не позволяют добиться исправления лиц, осуждённых за совершение преступления и предупредить совершение новых преступлений.

6. Главойадминистрации сельского поселения утвержденораспоряжение «О приёме на обязательные работы по приговору суда для отбывания наказания».

Осуждённый к обязательным работампринят в администрацию муниципального образования на работу для выполнения бесплатных общественно полезных работ. Согласно частям 1 и 2 статьи 25  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации осуждённыйк обязательным работам привлекаетсяк выполнению бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учёбы время. Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. С учётом вышеупомянутых требований закона, а также положений  статей 4 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации с данными лицами трудовой договор на выполнение обязательных работ не заключается. В ходе проведённой проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства осуждённый распоряжением главы администрации муниципального образования принят на работудля исполнения обязательных работ.Между тем, в соответствии со статьёй 68 Трудового кодекса Российской Федерации приём на работу допускается только после заключения между работодателем и работником трудового договора. Указанные нарушения могут способствовать ненадлежащему исполнению приговора суда в отношении осужденного.

7. Постановлением администрации сельского поселения утверждено Положениео предоставлении лицом, поступающимна работу, на должность руководителя муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — Положение). Изучением обозначенного Положения установлено, что данное Положение не предусматривает обязанность предоставления сведений руководителями муниципальных учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга)и несовершеннолетних детей. Кроме того,в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Положение должно содержать порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учрежденийи о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги)и несовершеннолетних детей руководителей муниципальных учреждений в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления. Действие нормативного правового акта в действующей редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению егов соответствие с законодательством.

8. Решением Совета депутатовсельского поселения утверждён Порядок планированияи принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования» (далее — Порядок).

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено,что прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального образования  на очередной финансовый год, а также вносимые в него изменения разрабатываются с учётом предложений, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка,и утверждаются решением Совета депутатов муниципального образования. В соответствиис абзацем 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 № 178 ФЗ «О приватизаций государственного и муниципального имущества», пунктом 7 Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806, установлено, что программы приватизации утверждаются не позднее
10 рабочих днейдо начала планового периода. Таким образом, принятый Советом депутатов муниципального образования Порядок не содержит конкретного срока, при истечении которого программа приватизации не может быть принята.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

9. Постановлением администрации городского округа утверждён Порядок определения объёмаи условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным администрации (далее — Порядок).

По результатам проведённой прокуратурой района проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства. Установлено,что в соответствии со статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением утверждён Порядок определения объёма и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным управлению физической культуры и спорта администрации города Ульяновска. В соответствии с Приложением к Порядку одной из целей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий, является осуществление мероприятий в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск», утверждённой постановлением администрации (далее — Программа). Между тем Программа утратила силу. Таким образом, несвоевременная актуализация Порядка препятствует надлежащей реализации предусмотренных статьёй 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетных полномочий, чем нарушаются предусмотренные статьями 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципы бюджетной системы.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте ещё.

13. Постановлением администрации городского округа утверждён Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования(далее — Порядок).

В ходе проведённой антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что Порядок содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а», «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерацииот 26.02.2010 № 96 (далее — Методика). Порядок определяет процедуру внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (далее — Схема), проведения аукциона, регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов,  к их внешнему облику,а также направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов. Пунктом 2.2. Порядка установлено, что для принятия решенияо создании или внесении изменений (отказево внесении изменений) в Схему администрацией города Ульяновска создается рабочая группа по принятию решенийо внесении изменений в Схему (далее - Рабочая группа). При этом решение Рабочей группы носит рекомендательный характер,что противоречит установленному Порядком принципу обеспечения равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования. Также пунктом 2.2 Порядка установлен общий срок проверки Уполномоченным органом Заявления, принятия решения о рассмотрении Заявлениялибо об отказе в его рассмотрении на заседании Рабочей группы, а также направления уведомления Заявителю о рассмотренииего Заявления либо об отказе в его рассмотрении на заседании Рабочей группы, который составляет 30 (тридцать) календарных дней со дня регистрации Заявленияв администрации городского округа. Вместес тем срок, в течение которого необходимо принять нормативный правовой акт о внесении соответствующих изменений в Схему после принятия решения Рабочей группы, Порядком не установлен. Неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, равно как и отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определённых действий либо одного из элементов такого порядка, приводитк коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотренияи злоупотребление правом (подпункты «а», «ж» пункта 3 Методики).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 16.03.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством

и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 27.01.2023 по 09.02.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Не представлена информация по исполнению поручений протокола аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 26.01.2023 год №1р.:

 

– Новомалыклинский район;

– Павловский район;

– Вешкаймский район;

– Барышский район;

– Тереньгульский район;

– Кузоватовский район;

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению

в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотренастатьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 9 февраля 2023 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

Ноябрь 2022

Декабрь 2022

Карсунский район

-

-

Новопогореловское с/п

3

9

Большепоселковское с/п

-

6

Старокулаткинский район

-

-

Зеленовское с/п

-

5

Староатлашское с/п

-

2

Кузоватовский район

-

-

Коромысловское с/п

-

7

Безводовское с/п

-

7

Тереньгульский район

-

-

Красноборское с/п

-

5

Михайловское с/п

-

5

Барышский район

-

-

Барышское г/п

-

1

Жадовское г/п

-

3

Старотимошкинское с/п

-

2

Малохомутерское с/п

-

2

Поливановское с/п

-

5

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Н.Н.Баталова