Протокол №1 аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 26.01.2023

 Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области


П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

26.01.2023                                                                                                               1р

11:00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                        Афанасьев Е.С.

 

Присутствовали:

- Брызгалина Ольга Анатольевна, референт отдела юридического сопровождения департамента финансового обеспечения и юридического сопровождения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «О реализации национального проекта «Производительность труда» в Ульяновской области».

Докладчик – Брызгалина Ольга Анатольевна, референт отдела юридического сопровождения департамента финансового обеспечения и юридического сопровождения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 21.12.2022 по 24.01.2023.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.12.2022 по 26.01.2023.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Иные вопросы.

 

1. СЛУШАЛИ:    

Брызгалина Ольга Анатольевна – выступила с докладом на тему «О реализации национального проекта «Производительность труда» в Ульяновской области» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 21.12.2022 по 24.01.2023.

Сообщила, что за период с 21.12.2022 по 24.01.2023 г. внесено 34 акта прокурорского реагирования на правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, из них: 9 протестов - на акты муниципальных районов, 2 протеста – на акты городских поселений, 19 протестов – на акты сельских поселений, 4 протеста – на акты городских округов. Из них 21 актов прокурорского реагирования внесены в 2022 г.

В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов поселения были внесены изменения в решение «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования». Данное решение не соответствует в части требованиям действующего законодательства.

Так, из преамбулы решения следует, что оно принимается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, данной главой Налогового кодекса Российской Федерации регулируются полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению земельного налога, который согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным видом местного налога.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном правовом акте.

2. Постановлением администрации района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее - административный регламент).

Данный административный регламент противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, согласно пункту 6 раздела 2.6 административного регламента для предоставления муниципальной услуги необходимо представить документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (заявитель представляет самостоятельно).

Также в пункте 8 раздела 2.6 административного регламента для предоставления муниципальной услуги необходимо представить заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесённые в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (заявитель вправе представить по собственной инициативе, находится в распоряжении Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области).

Вместе с тем, действующая редакция части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит требований о предоставлении указанных документов для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Действие нормативного правового акта в действующей редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном правовом акте.

3. Постановление администрации района «О присвоении адреса» не соответствует требованиям закона.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр не допускается.

Однако изданное постановление указанным требованиям не соответствует, так как не содержит указания о направлении в государственный адресный реестр сведений о присвоении адреса на объект недвижимости — жилому дому с кадастровым номером, расположенному на земельном участке с кадастровым номером.

Таким образом, постановление вынесено с нарушениями закона и подлежит изменению.

Аналогичные нарушения были выявлены еще трёх в муниципальных правовых актах.

4. Постановление администрации поселения «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома» (далее - Порядок), имеющее статус «действующий муниципальный нормативный правовой акт», противоречит действующему законодательству.

Указанный Порядок разработан в соответствии со статьёй 28 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение статьи 11.1 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», положения которых утратили силу с 2014 года и 2016 года соответственно.

Более того, в настоящее время земельные участки в муниципальном образовании предоставляются в виде муниципальных услуг в соответствии с принятыми административными регламентами.

5. Решение Совета депутатов поселения «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования» (далее Положение) противоречит требованиям законодательства.

Пунктом 7.7 Положения предусмотрено, что в случае смерти муниципального служащего получавшего пенсию за выслугу лет, ее выплата прекращается уполномоченным органом с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть муниципального служащего.

Однако пунктом 7 Законом Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-30 «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» (далее — Закон № 179-ЗО) предусмотрено, что в случае смерти гражданского служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим выплата пенсии, за выслугу лет прекращается уполномоченным органом с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором наступила смерть гражданского служащего либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданского служащего умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты.

Также указанным законом Ульяновской области предусмотрено положение о восстановлении выплаты пенсии за выслугу лет в случае отмены решения суда об объявлении гражданского служащего умершим или о признании его безвестно отсутствующим. Кроме того, пункт 7.2 Положения, вопреки статье7 Закона № 179-30, не предусматривает возможность предоставления муниципальным служащим сведений о трудовой деятельности муниципального служащего, сформированные в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде и представленные на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Вопреки пункту 9 части 1 статьи 6 Закона № 179-ФЗ, Положение не предусматривает включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет период работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

6. Решение Совета депутатов муниципального «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования» противоречит требованиям законодательства.

Установлено, что данный нормативный правовой акт является действующим, однако он не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» — место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В нарушение вышеуказанных требований в пункте 1.6 раздела 1 Правил установлено, что «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов (за исключением крупногабаритных отходов);

«контейнерная площадка» — место накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Пунктом 1.5 Правил установлено, что на территориях поселения запрещается сжигать листву и сухую траву, тару, отходы, разводить костры, в том числе на внутренних территориях предприятий и домовладений, если иное не установлено федеральным законодательством. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населённых пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Сжигание отходов в соответствии  со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывается возможность осуществления данного вида деятельности с учётом ограничений, установленных федеральным законодательством, противоречит вышеназванным нормам и влечет нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность по сжиганию отходов.

Кроме этого, Правила предусматривают, что собственники (правообладатели) зданий (помещений в них) и сооружений участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, установленном Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, содержания территорий (пункт 4.1 Правил).

При этом действующим законодательством не предусмотрено возложение на указанных лиц обязанностей по содержанию прилегающих территорий помимо их воли.

Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.

Пунктом 3.6. Правил в нарушение подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что вывоз скола асфальта при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, проводящими работы в течение суток.

При этом, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий отнесён к отходам IV класса опасности, что требует наличие лицензии у лица, осуществляющего его транспортирование.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были выявлены еще в шести муниципальных правовых актах.

7. Постановление администрации района «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования».

Проверка показала, что данный нормативный правовой акт противоречит законодательству по следующим основаниям.

Так, согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (статья 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 03.12.2021 № 49 утверждён Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

При этом в соответствии с пунктами 2.9, 2.15 названного порядка размещение нестационарного торгового объекта надлежит осуществлять в соответствии со схемой, утверждённой органами местного самоуправления, по итогам аукциона и общественных обсуждений.

Вместе с тем, постановление администрации муниципального образования «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования», которым в схему размещения нестационарных торговых объектов был включён торговый павильон, было утверждено органом местного самоуправления без проведения аукциона и общественных обсуждений.

8. Решение Совета депутатов поселения «Об утверждении Порядка планирования и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования» противоречит требованиям законодательства.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального образования на очередной финансовый год, а также вносимые в него изменения разрабатываются с учётом предложений, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, и утверждаются решением Совета депутатов муниципального образования.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктом 7 Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806, установлено, что программы приватизации утверждаются не позднее 10 рабочих дней до начала планового периода.

Таким образам, принятый Советом депутатов муниципального образования Порядок не содержит конкретного срока, при истечении которого программа приватизации не может быть принята.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в шести муниципальных правовых актах.

9. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Положения о мерах по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и о признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования», противоречит действующему законодательству.

Так, согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течении трёх месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Однако в пункте 6 Положения вопреки указанной норме Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее двух месяцев после официального опубликования утверждённой законом Ульяновской области региональной программы капитального ремонта, в которую включён многоквартирный дом.

10. Постановление администрации района «О проведении конкурса «Лучший предприниматель муниципального образования» выявлены его противоречия федеральному законодательству.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

При этом, в постановлении не определен источник финансирования мероприятий конкурса.

С учётом изложенного постановление подлежит изменению.

11. Постановление администрации городского округа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по установлению сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования» не соответствует нормам действующего законодательства.

Так, возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена Главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р утверждён Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, включающий такую услугу, как «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.

Постановлением администрации муниципального образования утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной  собственности муниципального образования.

При этом положения административного регламента не соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 в части требований к структуре и содержанию административных регламентов (действующие подразделы «Описание заявителей».

«Требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги», в подразделе «Наименование органа, предоставляющего государственную услугу» не указаны сведения о возможности (невозможности) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, подраздел «Срок   предоставления муниципальной услуги» не содержит сведения о максимальном сроке предоставления муниципальной услуге в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и в многофункциональном центре и пр.)

Противоречие административного регламента требованиям действующего законодательства препятствует надлежащей реализации гражданами права на установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования, предусмотренного Главой V.3 ЗК РФ.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 08.02.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.12.2022 по 26.01.2023 (текст доклада прилагается).

 

Обратила внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 № 2536 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629» продлены на 2023 год сроки осуществления процедур, предусмотренных в том числе частями 7 и 7.1 статьи 39.15, частью 5 статьи 39.17, частью 1 и пунктом 2 части 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Соответственно в течение 2023 года органам местного самоуправления, предоставляющим муниципальные услуги, необходимо соблюдать сроки осуществления указанных процедур, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022  № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

Информация о необходимости правового регулирования данного вопроса будет направлена в Ваш адрес дополнительно.

Кроме того, обратила внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, которые коснулись, в том числе, положений, регулирующих указанные отношения в части сроков. В связи с этим, необходима корректировка административных регламентов, регулирующих предоставление соответствующих муниципальных услуг.

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотренастатьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 26 января 2023 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

МО

Ноябрь

2022

Декабрь

2022

Карсунский район

-

-

Новопогореловское с/п 

3

-

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Иные вопросы.

1) Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о предварительных итогах работы департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области за 2022 год.

По состоянию на 31.12.2022 в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области содержится 143152 акта, из которых 10465 актов включены в регистр за 12 месяцев 2022 года и 9760 актов включены за аналогичный период в 2021 году. По количеству муниципальных нормативных правовых актов, включённых в регистр по состоянию на 31.12.2022 лидирует Чердаклинский район (10782), город Ульяновск (9072), Мелекесский район (8193).

За 12 месяцев 2022 года в рамках методического сопровождения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проанализирован 331 протест, внесённый прокурорами на нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (за аналогичный период 2021 года было внесено 367 протестов). Больше всего протестов было внесено в отношении муниципальных правовых актов Барышского района (44 протеста), Чердаклинского района (41 протест). Не было протестов в отношении правовых актов Новомалыклинского района.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО в рамках контроля за соответствием муниципальных нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации и законодательству Ульяновской области проведён выборочный правовой анализ более 1000  муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которого выявлены нарушения норм законодательства и правил юридической техники. Подготовлено 638 писем о необходимости приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие законодательству.

В рамках выполнения задач правового анализа в муниципальных нормативных правовых актах выявлено 139 коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

К наиболее часто допускаемым коррупциогенным нормам муниципальных нормативных правовых актах можно отнести следующие:

предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям) – 53 коррупциогенных фактора.

предусмотренные подпунктом «д» пункта 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов) – 52 коррупциогенных фактора;

предусмотренные подпунктом «и» пункта 3 Методики (нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае) – 18 коррупциогенных факторов;

В рамках реализации распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в 2022 году осуществлялось консультационно-методическое сопровождение деятельности муниципальных комиссий по нормотворческой деятельности в 24 муниципальных образованиях Ульяновской области (в 3 городских округах и 21 муниципальном районе).

За отчётный период проведено 670 заседаний муниципальных комиссий по нормотворческой деятельности.

В рамках содействия муниципальному нормотворчеству:

подготовлено и доведено до сведения специалистов юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 24 обзора изменений законодательства Российской Федерации и Ульяновской области;

подготовлено и доведено до сведения юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 23 обзора актов прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

проведено 24 выездных совещания в муниципальные образования Ульяновской области, в рамках которых было уделено внимание организации нормотворческой деятельности в муниципальном образовании; исполнению Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области»; осуществлению деятельности по обеспечению единого правового пространства в рамках реализации распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018№ 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области»; подчёркнута важность проведения правовой и антикоррупционной экспертизы на стадии разработки и принятия проекта нормативного правового акта, как наиболее эффективной с точки зрения устранения выявленных недостатков в правовых актах, а также коррупциогенных факторов в целях достижения повышения качества муниципальных нормативных правовых актов, своевременного их приведения в соответствие с федеральным и региональным законодательством

2) Также сообщила о приглашении Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее – НЦПИ) на курсы повышения квалификации дополнительного профессионального образования по следующим программам:

 1. «Основы профилактики коррупции» (объем – 20 академических часов, категория слушателей – специалисты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие). Программа разработана на основе типовой программы «Основы профилактики коррупции», утвержденной приказом Минтруда России от 31.05.2022 № 331н, и предусматривает рассмотрение вопросов по тематике коррупции, как угрозы безопасности Российской Федерации, международных стандартов государственного управления в области противодействия коррупции, общей характеристики системы противодействия коррупции, антикоррупционных стандартов поведения и ответственности за коррупционные правонарушения. Сроки проведения курса повышения квалификации: 16 – 17 мая 2023 г. (1-я группа); 29 – 30 мая 2023 г. (2-я группа). Форма обучения – очная, мероприятия по обучению проходят в очном формате, одновременно обеспечивается возможность подключения к обучению в режиме видеоконференции. Стоимость обучения по данной программе для одного слушателя составляет 7 480 рублей (НДС не облагается в соответствии с подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 2. «Разработка и учет муниципальных правовых актов» (объем – 20 академических часов, категория слушателей – специалисты органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит подготовка муниципальных правовых актов). В программе рассматривается круг вопросов, охватывающий характеристику системы правовых актов муниципального образования, организацию учета и систематизацию муниципальных правовых актов, порядок разработки правовых актов органов местного самоуправления, включающий юридико-техническую процедуру в части предпроектной работы по подготовке муниципальных правовых актов и юридико-технического оформления текста проекта муниципального правового акта. Проводится изучение основ проверки на соответствие действующему законодательству и проведения антикоррупционной экспертизы, принятия и опубликования муниципальных нормативных правовых актов. Дается обзор системы федеральных регистров и государственных реестров Минюста России, организации ведения базы правовых актов органами местного самоуправления, порядка представления актов в регистры, раскрытия и использования информации о муниципальных и иных нормативных правовых актах. Срок проведения курса повышения квалификации: 29 – 30 марта 2023 г. (1-я группа); 12 – 13 апреля 2023 г. (2-я группа); 26 – 27 апреля 2023 г. (3-я группа). Форма обучения – очно-заочная, мероприятия по обучению проходят в очном формате, одновременно обеспечивается возможность подключения к обучению в режиме видеоконференции. Стоимость обучения по данной программе для одного слушателя составляет 11 000 рублей (НДС не облагается в соответствии с подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Е.С.Афанасьев