Протокол №19p аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 02.11.2023

14:30

 

Председательствующий                                                                      Арефьева М.В.

Секретарь                                                                                              Орехова Д.А.

 

Присутствовали:

- Каракозова Наталья Николаевна – начальник отдела правового обеспечения, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

- Ядыкина Юлия Валентиновна - консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово консультанта департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Арефьевой Маргариты Васильевны.

 

1. Доклад на тему: «О состоянии дел в области обращения с животными на территории Ульяновской области».

 

Докладчик – Каракозова Н.Н., начальник отдела правового обеспечения, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.10.2023 по 31.10.2023.

 

Докладчик – Ядыкина Ю.В. - консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.10.2023 по 02.11.2023.

 

Докладчик – Арефьева М.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Докладчик – Арефьева М.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Арефьева М.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. Об исполнении поручения со сроком исполнения до 25.10.2023 по предоставлению информации по перечню нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.

 

Докладчик – Арефьева М.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

7. О проведении курса повышения квалификации по образовательной программе «Органы и должностные лица местного самоуправления в системе законодательства об административных правонарушениях: вопросы судебной и правоприменительной практики».

 

Докладчик – Арефьева М.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Каракозова Н.Н. – «О состоянии дел в области обращения с животными на территории Ульяновской области».

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

2. СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.10.2023 по 31.10.2023.

Сообщила, что за период с 18.10.2023 по 31.10.2023 внесено 42 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. В решении Совета депутатов сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения» (далее — Решение) выявлены нарушения закона. В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. В подпункте «б» пункта 4.7.1 Решения определено, что членами семей участников специальной военной операции (далее – СВО) признаются супруга (супруг) участника СВО, состоящая (состоящий) с ним в браке, заключённом в органах записи актов гражданского состояния, а также дети участника СВО, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети участника СВО, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом, в подпункте «б» пункта 4.7.1 Решения к членам семей участников СВО в нарушение статьи 2 Семейного кодекса Российской Федерации не отнесены родители участников СВО. Таким образом, Решение в указанной части подлежит приведению в соответствие с требованиями законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в сорока муниципальных правовых актах.

Анализ актов прокурорского реагирования показал, что в некоторых случаях протесты были внесены на правовые акты, утратившие силу и, как правило, это решения совета депутатов, об утверждении земельного налога, принимаемые сроком на 1 год (на 2021, на 2022 год). При подготовке ответов в прокуратуру на протесты рекомендуем обращать внимание на срок действия оспариваемого акта, так как в настоящее время внести изменения в правовой акт утративший силу не представляется возможным.

Также, обращаем внимание, что в настоящее время в некоторых муниципальных образованиях проводится работа по разработке и принятию актов об утверждении местных налогов на 2024 год. Многие органы местного самоуправления, принимающие решения совета депутатов об утверждении местных налогов на один год, новым актом признают предыдущий акт утратившим силу. Учитывая, что правовой акт, принятый на определённый срок, действует до окончания указанного в нём периода или до установленной в нём даты, нет необходимости дополнительно признавать его утратившим силу. Такая правовая позиция в отношении правовых актов данной категории высказывается также Министерством юстиции Российской Федерации

Также, рекомендуем при включении в муниципальный правовой акт позиции о налоговых льготах, согласовывать такие правовые акты с налоговой инспекцией в установленном порядке.

Аналогичные замечания имеются к муниципальным правовым актам об утверждении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования.

2. Администрацией сельского поселения принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена» (далее — Регламент), которое противоречит закону и подлежит изменению по следующим основаниям. Согласно пункту 2.4 Регламента срок предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, составляет не более 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления заявления. Согласно пункту 7 статьи 3915 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа
в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 3915 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Данное увеличение сроков для рассмотрения заявлений по предоставлению муниципальной услуги создаёт выборочное изменение объёма прав, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 16.11.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Арефьева М.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.10.2023 по 02.11.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

4. СЛУШАЛИ:

 

Арефьева М.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Долги по предоставлению информации по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления отсутствуют.

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению
в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

 

5. СЛУШАЛИ:

 

Арефьева М.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 02.11.2023 имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Муниципальное образование 

август

2023

сентябрь

2023

Кузоватовский район

-

-

Спешневское сельское поселение

-

1

Коромысловское сельское поселение

-

1

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» в части срока представления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

 

Арефьева М.В. - об исполнении поручения со сроком исполнения до 25.10.2023 по предоставлению информации по перечню нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.

Управлением по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области письмом от 09.10.2023 № 73-АГ-31/30197вх (за подписью Яшновой С.Г.) направлялось поручение со сроком исполнения до 25.10.2023 о предоставлении информации по перечню нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.

В этом перечне перечислены все правовые акты, которые должны быть приняты в органах местного самоуправления в сфере противодействия коррупции. Информацию в указанное управление администрации Губернатора представили не все районы, просим представить информацию тех, кто её не представил.

Необходимо провести работу по принятию отсутствующих актов, указанных в представленном перечне и в срок до 15 декабря 2023 года сообщить о проведённой работе в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области.

Также, обращаем внимание, что от прокуратуры уже поступило представление о необходимости принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия. Тем, у кого такие акты отсутствуют необходимо их принять.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

 

7. СЛУШАЛИ:

Арефьева М.В. - о проведении курса повышения квалификации по образовательной программе «Органы и должностные лица местного самоуправления в системе законодательства об административных правонарушениях: вопросы судебной и правоприменительной практики».

Учебный центр Ассоциации сибирских и дальневосточных городов с 8 по 15 ноября 2023 года проводит курс повышения квалификации по образовательной программе «Органы и должностные лица местного самоуправления в системе законодательства об административных правонарушениях: вопросы судебной и правоприменительной практики».

Образовательная программа курса разработана для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, руководителей муниципальных унитарных предприятий, казённых учреждений
и образовательных организаций и включает следующие темы:

1. Административное правонарушение и административная ответственность как базовые категории в законодательстве об административных правонарушениях. Признаки и отличительные свойства. Практика Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.

2. «Двойственная» природа статуса органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица как субъекты административной ответственности.

3. Участие должностных лиц и представителей органов местного самоуправления на различных стадиях производства по делам об административных правонарушениях.

4. Типичные ошибки при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности и основные способы их устранения.

5. Судебная практика по вопросам деятельности административных комиссий муниципальных образований.

6. Институт квартальных в законодательстве об административных правонарушениях: опыт отдельных регионов и муниципалитетов.

7. Концепция и проекты нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: новеллы или актуализация имеющегося?

8. Законодательство об административных правонарушениях субъектов РФ: общее и отличие.

9. Некоторые аспекты соотнесения контрольно-надзорного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Заявку на обучение необходимо направить в исполнительную дирекцию АСДГ до 6 ноября 2023 г ., заполнив форму «Заявка на участие» на сайте мероприятия http ://imc.asdg.ru/admprav#form.

По всем вопросам участия прошу обращаться в исполнительную дирекцию АСДГ по телефонам:

тел.: (383) 227-11-52, Аурова Юлия Александровна, куратор курсов повышения квалификации;

+7-923-709-79-57 - для сообщений WhatsApp и Telegram.

 

РЕШИЛИ:

7.1. Принять информацию к сведению.

7.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

Приложение: на 16 л. в 1 экз.

 

Председательствующий                                           М.В.Арефьева

Секретарь                                                                  Д.А. Орехова