Протокол №22р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 14.12.2023

11.00

 

 

Председательствующий                                                                       Ядыкина Ю.В.

Секретарь                                                                                                 Чевская Н.Н.

 

Присутствовали:

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово консультанта департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Ядыкиной Юлии Валентиновны.

 

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 29.11.2023 по 12.12.2023. 

Докладчик – Ядыкина Ю.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.12.2023 по14.12.2023.

Докладчик – Ядыкина Ю.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Ядыкина Ю.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Ядыкина Ю.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Иные вопросы.

Докладчик – Ядыкина Ю.В., консультант департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 29.11.2023 по 12.12.2023.

 

Сообщила, что за период с 29.11.2023 по 12.12.2023 внесено 6 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. В ходе надзорных мероприятий органами прокуратуры установлено, что постановление администрации городского округа «Об утверждении формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для использования при осуществлении муниципального контроля на территории муниципального образования» (далее - Постановление) не соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) положения указанного Закона применяются в отношении регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ), но не позднее 31 декабря 2021 года.

Пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона № 248-ФЗ установлено, что порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В силу части 4 статьи 98 Закона № 248-ФЗ положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для использования при осуществлении муниципального контроля на территории муниципального образования, утверждённые Постановлением, использовались при осуществлении муниципального контроля в рамках Закона № 294-ФЗ. В связи с утратой актуальности и невозможности применения Постановления при проведении муниципального контроля в рамках Закона № 248-ФЗ, оно подлежит признанию утратившим силу.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

2. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой дана правовая оценка Порядку организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории района, утверждённого решением Совета депутатов муниципального района (далее - Порядок). Установлено, что отдельные положения указанного нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ).

В соответствии со статьёй 14 Закона № 174-ФЗ в перечень документации, необходимой для проведения государственной экологической экспертизы, включены материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 999).

Так, Приказом № 999 устанавливаются требования к проведению общественных обсуждений проекта Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке проекта Технического задания) и предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду). Пунктом 7.9.3 Приказа № 999 установлены такие формы проведения общественных обсуждений как простое информирование, опрос, общественные слушания, иные (конференция, круглый стол, анкетирование, консультации с общественностью, а также совмещение форм, указанных в настоящем пункте).

Вместе с тем пунктом 5.2 Порядка предусмотрено проведение общественных обсуждений только в форме слушаний и опроса. Приказом № 999 устанавливаются требования к проведению общественных обсуждений проекта Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке проекта Технического задания) и предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду). Пунктом 4.6 Приказа № 999 установлено, что общественные обсуждения проводятся на основании уведомления о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду), которое направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

Вопреки указанной норме пунктом 4.1 Порядка установлено, что общественные обсуждения проводятся на основании подачи инициатором заявления о предложении проведения общественных слушаний, пунктом 4.6 Приказа № 999 устанавливается следующий перечень сведений, необходимых к указанию в уведомлении:

а) заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду (наименование - для юридических лиц; фамилия, имя и отчество (при наличии) – для индивидуальных предпринимателей; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; юридический и (или) фактический адрес - для юридических лиц; адрес места жительства - для индивидуальных предпринимателей; контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии));

б) наименование, юридический и (или) фактический адрес, контактная информация (телефон и адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии) органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений;

в) наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

г) цель планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

д) предварительное место реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

е) планируемые сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

ж) место и сроки доступности объекта общественного обсуждения;

з) предполагаемая форма и срок проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний; в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указываются сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения объекта общественных обсуждений), в том числе в электронном виде);

и) контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления);

к) иная информация по желанию заказчика (исполнителя).

Однако требование о необходимости предоставления указанных сведений в тексте Порядка отсутствует.

Кроме того, согласно подпункту «ж» пункта 4.6 Приказа № 999 от заказчика проведения общественных обсуждений требуется указать место и сроки доступности объекта общественного обсуждения.

Вместе с тем пунктом 4.3 Порядка установлено требование предоставить предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Подпунктом «а» пункта 7.9.2 Приказа № 999 установлено, что уведомление о проведении общественных обсуждений проекта Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке проекта Технического задания) и (или) уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) (далее - уведомление) размещается не позднее чем за 3 календарных дня до начала планируемого общественного обсуждения, исчисляемого с даты обеспечения доступности объекта общественных обсуждений для ознакомления общественности на официальном сайте органа местного самоуправления, определённого в соответствии с пунктом 7.9.1 настоящих требований, или в случае его отсутствия - в официальном периодическом издании уполномоченного органа власти (сайте официального периодического издания уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания в порядке, установленном Законом Российской Федерации
от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Вопреки изложенным требованиям пунктом 4.4 Порядка предусмотрено, что инициатор обязан осуществить информирование общественности о проведении общественных обсуждений путём публикации в газете и размещения информации и материалов по оценке воздействия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Пунктами 7.9.5, 7.9.5.1 Приказа № 999 установлено, что сведения о сборе, анализе и учёте замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности должны включать сведения об адресе(ах), в том числе электронной почты, согласно уведомлению, по которым органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления обеспечен приём замечаний и предложений общественности в течение срока общественных обсуждений. Однако, в пункте 6.1 и иных положениях Порядка отсутствуют указанные требования к сведениям о сборе, анализе и учёте замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности, порядок реализации указанной процедуры не урегулирован.

Пунктом 7.9.5.2 Приказа № 999 установлено, что протокол общественных слушаний (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний), который оформляется в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений соответствующим органом(ами) местного самоуправления и подписывается представителем(ями) соответствующего органа местного самоуправления, представителем(ями) заказчика (исполнителя), представителем(ями) общественности, и в котором указывается:

а) объект общественных обсуждений;

б) способ информирования общественности о дате, месте и времени проведения общественных слушаний;

в) место (в том числе по решению заказчика в сети «Интернет») и сроки доступности для общественности материалов по объекту общественного обсуждения, но не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний;

г) дата, время и место проведения общественных слушаний;

д) общее количество участников общественных слушаний;

е) вопросы, обсуждаемые на общественных слушаниях;

ж) предмет разногласий между общественностью и заказчиком (исполнителем) (в случае его наличия);

з) иная информация, детализирующая учёт общественного мнения.

Вместе с тем, пунктом 5.4.6 Порядка предусмотрены требования к порядку оформления протокола, не соответствующие указанным в пункте 7.9.5.2 Приказа № 999.

Пунктом 7.9.5.5 Приказа № 999 установлено, что в течение 10 календарных дней после окончания срока общественных обсуждений оформляется журнал(ы) учёта замечаний и предложений общественности, в котором(ых) органом(ами) местного самоуправления совместно с заказчиком (исполнителем) фиксируются все полученные замечания, предложения и комментарии общественности, в том числе в местах размещения объекта общественного обсуждения согласно уведомлению, который должен содержать:

а) титульный лист с указанием организаторов общественных обсуждений (органа местного самоуправления, заказчика и исполнителя); наименования объекта общественных обсуждений; формы проведения общественных обсуждений; периода ознакомления с материалами общественных обсуждений; места размещения объекта общественных обсуждений и журнала учёта замечаний и предложений общественности;

б) таблицу замечаний и предложений, в которой указываются: автор замечаний и предложений (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии адрес, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии): для юридических лиц - наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность представителя организации, адрес (место нахождения) организации, телефон (факс, при наличии) организации, адрес электронной почты (при наличии); содержание замечания и предложения; обоснованный ответ заказчика (исполнителя) о принятии (учёте) или мотивированном отклонении с указанием номеров разделов объекта общественного обсуждения;

в) согласие на обработку персональных данных (подпись, в случае проведения обсуждений в дистанционном формате подписи отсутствуют);

г) дату и подпись с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) лица, ответственного за ведение журнала.

Однако, процедура и сроки оформления замечаний и предложений общественности в соответствующем журнале Порядком не предусмотрена.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

3. Прокурорской проверкой установлено, что постановление администрации муниципального района «Об утверждении мест для отбывания наказания лицами, осуждёнными судом к наказанию в виде исправительных работ» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, подпунктом данного постановления в перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории сельского поселения в нарушение требований части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации включено Общество с ограниченной ответственностью, которое 19.10.2023 прекратило свою деятельность.

При этом неверное указание мест для отбывания исправительных работ затрудняет исполнение наказания, что недопустимо.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

4. Изучением решения Совета депутатов сельского поселения «Об утверждении Правил благоустройства территории сельского поселения» (далее – Решение) установлено, что отдельные его нормы не соответствуют требованиям федерального законодательства и подлежат изменению.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 17-ФЗ) законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В соответствии с указанными нормами статьёй 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОАО «РЖД» на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, возложена обязанность по содержанию вокзалов и других сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в исправном техническом состоянии в соответствии с требованиями строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

При этом вышеприведённые нормы федерального законодательства не предоставляют органам местного самоуправления полномочия в сфере регулирования вопросов по благоустройству и содержанию объектов железнодорожного транспорта.

Напротив, нормативно-правовое регулирование правоотношений в данной сфере отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Однако вопреки указанным нормам пункт 3.3.9 Правил благоустройства территории муниципального образования (далее — Правила) содержит нормы, устанавливающие периодичность уборки территорий, прилегающих к железнодорожным путям, а пункт 3.5.2 Правил регулирует вопросы озеленения прилегающей к железной дороге территории.

Помимо этого, пункты 1, 2 Порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утверждённого Решением (далее — Порядок) установлены обязанности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части содержания прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям территории.

При этом, подпунктом 8 пункта 3 Порядка определено, что границы прилегающей территории для железнодорожных путей, железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта определены в пределах полосы отвода железных дорог.

Таким образом, указанные нормы Решения вопреки федеральному законодательству содержат положения, регулирующие вопросы содержания полосы отвода железной дороги.

Следует отметить, что включение данных норм в Правила также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения
или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 29.12.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.12.2023 по 14.12.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2023 год:

- Старокулаткинский район (от 19.10.2023 № 18р, 02.11.2023 № 19р, 16.11.2023 № 20);

- Вешкаймский район (от 19.10.2023 № 18р, 02.11.2023 № 19р, 16.11.2023 № 20);

- Майнский район (от 16.11.2023 № 20р)

- Радищевский район (от 05.10.2023 № 17р, от 19.10.2023 № 18р, 02.11.2023 № 19р, 16.11.2023 № 20р;

- Чердаклинский район (от 02.11.2023 № 19р, 16.11.2023 № 20р).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 14.12.2023 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

Муниципальное образование

Октябрь 2023

Вешкаймский район

 

Стемасское сельское поселение

9

Цильнинский район

 

Алгашинское сельское поселение

4

 

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5.СЛУШАЛИ:

Ядыкина Ю.В., - иные вопросы.

 

Напомнила сотрудникам органов местного самоуправления информацию о сроках предоставления правовых актов в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области в связи с предстоящими праздничными днями.

Последним днём приема муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области является 15 декабря 2023 года.

Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о необходимости соблюдения правил направления копий муниципальных нормативных правовых актов в системе электронного документооборота, в том числе при заполнении карточки направляемого в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области документа.

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Приложение: на 13 л. в 1 экз.

 

 

 

Председательствующий                                            Ю.В.Ядыкина

Секретарь                                                                   Н.Н.Чевская