Протокол №4 аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 14.03.2024

Председательствующий                                                                        Земскова И.В.

Секретарь                                                                                             Шипанова Н.Н.

 

Присутствовали:

- Артемьев Евгений Вячеславович – начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой Ирины Викторовны.

 

1. Доклад на тему: «О типовых недостатках в положениях о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области».

Докладчик – Артемьев Е.В., начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.02.2024 по 12.03.2024.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.03.2024 по 14.03.2024.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. Иные вопросы.

 

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

 

Артемьев Е.В. – выступил с докладом на тему: «О типовых недостатках в положениях о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.02.2024 по 12.03.2024.

 

Сообщила, что за период с 28.02.2024 по 12.03.2024 внесён 21 акт прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов утверждено положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования.

Решение Совета депутатов (далее – Положение) не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

В нарушение частей 5, 6 статьи 52 Закона № 248-ФЗ Положение не включает срока уведомления контролируемого лица о проведении обязательного профилактического визита и не содержит нормы о том, что контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Помимо этого, в нарушение части 5 статьи 56 Закона № 248-ФЗ Положение не содержит нормы о том, что инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Кроме того, в нарушение статей 92-95 Закона № 248-ФЗ в Положении отсутствуют нормы об исполнении решений контрольных (надзорных) органов.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства посягают на права хозяйствующих субъектов, а также могут повлечь незаконное проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Нормы Положения содержат неполный список контрольных (надзорных) действий по плановым и внеплановым мероприятиям, указанных в пунктах 6, 8, 10 части 1 статьи 65 Закона № 248-ФЗ — отсутствуют отбор проб (образцов), испытание, эксперимент.

Таким образом, установленный Положением перечень допустимых контрольных (надзорных) действий противоречит требованиям федерального законодательства в части их полноты, а также нарушает права предпринимателей на выбор в отношении них установленных законом видов действий.

Указанные нарушения содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, в части отсутствия или неполноты административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, способ осуществления инспекционного визита, выездная проверка.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

2. Постановлением администрации утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута».

Подпунктами 7.1, 8, 9 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

7.1) возведение некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов) в целях осуществления рекреационной деятельности на основании заключенных соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках;

8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;

9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.

Вместе с тем, Административный регламент не содержит вышеуказанные случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Указанные нарушения в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, являются коррупциогенным фактором, а именно «отсутствие и неполнота административных процедур».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

3. Решением Совета депутатов утверждено положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования.

В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Ульяновской области, а также порядок назначения и выплаты указанной пенсии регламентирован Законом Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-З0 «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области»
(далее — Закон № 179-30).

Между тем, Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования (далее — Положение), утверждённое указанным решением не соответствует части 2 статьи 7 Закона № 179-30.

Также требование, указанное в Положении о предоставлении трудовой книжки является трудновыполнимым в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде, что свидетельствует о наличии в решении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных и правовых актов и проектов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика).

Помимо этого, в нарушении части 3 статьи 7 Закона № 179-30 в Положении не регламентированы сроки уведомления заявителя о принятии решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики является коррупциогенным фактором (широта дискреционных полномочий — неопределённость сроков принятия решения).

Аналогичные нарушения выявлены ещё в четырёх муниципальных правовых актах.

4. Решением Совета депутатов утверждён налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования.

Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся: супруги, дети и родители.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители.

Вместе с тем, вышеуказанное решение не относит родителей к членам семьи участников специальной военной операции.

При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы решения не только противоречат закону, но и могут стать препятствием для назначения гражданам налоговых льгот.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

5. Решением Совета депутатов утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, вышеуказанные Правила закрепляют понятия, противоречащие федеральному законодательству.

Так, в Правилах закреплено, что контейнерная площадка — это специально оборудованное место, предназначенное для складирования коммунальных отходов.

Вместе с тем, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — постановление № 1156) закрепляет, что контейнерная площадка — это место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии с Правилами бункер-накопитель — это стандартная ёмкость для сбора крупногабаритного мусора объемом более 2.0 куб. м.

В свою очередь, законодательно понятие бункер-носитель отсутствует, вместо него используется термин бункер, который согласно пункту 2 постановления № 1156 означает мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.

Кроме того, Правила закрепляют, что контейнер — это стандартная ёмкость для сбора твердых коммунальных отходов, мусора объемом 0,6 - 1,5 куб. м, что противоречит пункту 2 постановления № 1156, согласно которому контейнер — это мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

6. Постановлением администрации определенно место отбывания наказания в виде исправительных работ, осужденными, не имеющего основного места работы.

В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут‚ приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, порядок участия органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных.

Частью 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Во исполнение вышеуказанных требований, вышеназванным постановлением администрации муниципального образования определён перечень объектов (мест работы), предназначенных для отбывания наказания
в виде исправительных работ.

Изучение данного постановления показало, что в перечень организаций, предназначенных для отбывания наказания в виде исправительных работ, включён неверный адрес, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц данная организация расположена по иному адресу.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

7. Решением Совета депутатов утверждено Положение о порядке сообщения лицом, замещающим должность Главы администрации муниципального образования, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В частности, вскрыты нарушения требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с отсутствием в Положении конкретных сроков уведомления лицом, замещающим должность главы администрации муниципального образования, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что свидетельствует о наличии в указанном Положении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики (отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка).

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

8. Постановлением администрации утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение спортивных разрядов «второй спортивный разряд» и «третий спортивный разряд»
в муниципальном образовании».

Так, в соответствии со статьями 9, 22 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе присвоение спортивных разрядов «второй спортивный разряд», «третий спортивный разряд» в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации, утверждённом приказом Минспорта России от 19.12.2022 № 1255 (далее-Положение).

Пунктами 58, 59 Положения предусмотрено, что приём, регистрация и представления документов для присвоения спортивного разряда, отказ в их приёме и регистрации, возвращение документов для присвоения спортивного разряда осуществляется в течение 3 рабочих дней. Срок рассмотрения документов для присвоения спортивного разряда составляет 16 рабочих дней со дня их регистрации.

Однако в административном регламенте в нарушение вышеуказанной нормы, указано, что решение о присвоении спортивного разряда принимается в течение 2 месяцев со дня поступления документов.

Кроме того, перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, перечисленных в административном регламенте не соответствует требованиям Положения о Единой всероссийской спортивной классификации. Тем самым, нормы административного регламента противоречат действующему законодательству.

9. Решением Совета депутатов утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования.

В частности, вскрыты нарушения требований части 4 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», поскольку указанное Положение не определяет порядок подачи возражения в отношении выданного предостережения, что свидетельствует о наличии в Положении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики (отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка).

Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.03.2024 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие
с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.03.2024 по 14.03.2024 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.03.2024 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протокола аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 29.02.2024 № 3р:

- Старокулаткинский район;

- Радищевский район;

- Майнский район.

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 14 марта 2024 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

 

Муниципальное образование

 

Декабрь 2023

 

 

Январь 2024

Карсунский район

-

Сосновское сельское поселение

4

-

Старокулаткинский район

-

-

Староатлашское сельское поселение 

- 

1 

Тереньгульский район

-

-

Красноборское сельское поселение

4

-

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – Иные вопросы.

Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о необходимости соблюдения правил направления копий муниципальных нормативных правовых актов в системе электронного документооборота, в том числе при заполнении карточки направляемого в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области документа (с указанием реквизитов направляемого правового акта).

При подготовке муниципального нормативного правового акта обращать внимание на устанавливаемый порядок вступления его в силу в полном соответствии с нормой Устава муниципального образования, определяющей порядок вступления в силу и опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Обратила внимание, что статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве принципа самостоятельности бюджетов, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. Кроме того, формы предоставления межбюджетного трансферта из федерального бюджета местному бюджету статьёй 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Приложение: на 14 л. в 1 экз.

 

 

 

Председательствующий

 

 

И.В.Земскова

 

Секретарь

 

Н.Н.Шипанова