Протокол №6р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 27.04.2023

Государственно-правовое управление

администрации Губернатора

Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л 

 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов

местного самоуправления муниципальных образований

Ульяновской области

 

 

27.04.2023                                                                                                                      6р

 

11:00

 

Председательствующий                                                                        Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                                          Фролов Д.В.

 

Присутствовали:

– Куканова Екатерина Игоревна – референт департамента правовой и организационной работы Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области; 

– представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Доклад на тему: «Отдельные вопросы правоприменения в налоговом законодательстве и законодательстве, регулирующим отношения в агропромышленном комплексе».

Докладчик – Куканова Е.И., референт департамента правовой и организационной работы Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 12.04.2023 по 25.04.2023.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 14.04.2023 по 27.04.2023.

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

 

Куканова Е.И. – выступила с докладом на тему: «Отдельные вопросы правоприменения в налоговом законодательстве и законодательстве, регулирующим отношения в агропромышленном комплексе» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ: 

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 12.04.2023 по 25.04.2023.

Сообщила, что за период с 12.04.2023 по 25.04.2023 внесено 16 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Постановлением администрации муниципального района утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент), который противоречит федеральному законодательству.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внесены изменения в часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми с 01.03.2023 утратил силу подпункт 7 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, с 01.03.2023 из перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, исключён уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
с 01.03.2023 часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена подпунктом 5.1, а именно с 01.03.2023 в перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, включено согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено статьёй 40.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вопреки части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в подпункте 2.6.1 Административного регламента перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, не приведён в соответствие с изменениями законодательства.

2. Постановлением администрации муниципального района утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент), который противоречит федеральному законодательству.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внесены изменения в часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в соответствии с которыми с 01.03.2023 утратили силу пункты 2, 4, 6, 10 части З статьи 55 ГрК РФ, а именно, с 01.03.2023 исключены из перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следующие документы:

– градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

– акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

– акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

– документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца. опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии
с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта. за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Вопреки части 3 статьи 55 ГрК РФ в пункте 2.6 Административного регламента перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не приведен в соответствие
с изменениями законодательства.

3. Администрацией муниципального образования сельского поселения утверждено положение по организации и осуществлении первичного воинского учёта граждан на территории муниципального образования (далее – Положение).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления поселений осуществляют сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учёта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и положением о воинском учёте. Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» органам местного самоуправления определено ведение и хранение документов первичного воинского учёта в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации. Между тем в Положении не предусмотрена обязанность по осуществлению сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учёта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и положением о воинском учёте, а также не прописана обязанность органа местного самоуправления вести и хранить документы первичного учёта в машинописном и электронном видах.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

4. Распоряжением администрации муниципального района утверждено положение о военно-учётном работнике администрации муниципального образования Ульяновской области (далее – Распоряжение).

Вопреки требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее – Положение и воинском учёте) в пунктах 3.2 и 3.3 Распоряжения отсутствуют указания на осуществление органами местного самоуправления первичного воинского учёта граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания на территории муниципального образования, а также на выявление совместно с органами внутренних дел граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания на территории муниципального образования и подлежащих постановке на воинский учёт.

Кроме того, установлено, что в нарушение пункта 25 Положения о воинском учёте, не указана обязанность органа местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля представлять в соответствующий военный комиссариат отчёты о результатах осуществления первичного воинского учёта.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный муниципальный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

5. Администрацией муниципального образования сельского поселения принято постановление «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее – Постановление). Постановлением определён порядок работы вышеуказанной комиссии и определён её состав (далее – Порядок работы, Состав комиссии). Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Вместе с тем, данное Постановление подлежит изменению и приведению в соответствие по следующим основаниям. В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение). Однако, вопреки пункту 42 Положения в Порядке работы комиссии не указано, что комиссия проводит работу при наличии заявления правообладателя или гражданина (нанимателя) жилого помещения, а также заключения органа государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведённой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082. Кроме того, в Состав комиссии, вопреки пункту 7 Положения, не включён представитель государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также излишне включён представитель пожарной безопасности.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

6. Постановлением администрации муниципального района утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 03.12.2021 № 49 утверждён Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее – Порядок). Вместе с тем, вопреки пункту 2.10 Порядка и Приложения к нему схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения, утверждённая вышеуказанным постановлением, не содержит тип и специализацию нестационарного торгового объекта. Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

7. Администрацией муниципального образования сельского поселения утверждён порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (далее – Порядок). Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Вместе с тем, данный Порядок подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 03.12.2021 № 49 утверждён Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее – Приказ). Таким образом, порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов регулируется Приказом, и не требует дополнительно регламентироваться отдельным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 17.05.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 14.04.2023 по 27.04.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

4. СЛУШАЛИ:

 

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

– Барышский район (от 26.01.2023 № 1р, от 09.02.2023 № 2р, от 16.03.2023 № 3р, от 30.03.2023 № 4р);

– Радищевский район (от 16.03.2023 № 3р, от 30.03.2023 № 4р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова И.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 27 апреля 2023 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

декабрь 2022

январь 2022

март 2023

БАРЫШСКИЙ РАЙОН

Жадовское городское поселение

3

ИНЗЕНСКИЙ РАЙОН

5

Валгусское сельское поселение

2

Сюксюмское сельское поселение

1

Труслейское сельское поселение

2

СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН

Елаурское сельское поселение

1

Красногуляевское городское поселение

2

Новослободское сельское поселение

2

МАЙНСКИЙ РАЙОН

Анненковское сельское поселение

7

Гимовское сельское поселение

7

Тагайское сельское поселение

1

Старомаклаушинское сельское поселение

3

РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН

9

Дмитриевское сельское поселение

1

Октябрьское сельское поселение

1

ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН

Красноборское сельское поселение

3

Михайловское сельское поселение

5

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» в части срока представления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Д.В.Фролов