Результаты выезда сотрудников государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области в администрацию муниципального образования «Город Новоульяновск»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 03.03.2011 года сотрудниками государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в администрацию муниципального образования «город Новоульяновск», по результатам которого сообщаем следующее.

За 2009 год и первую половину 2010 года администрацией муниципального образования «город Новоульяновск» в Правительство Ульяновской области был направлен только один пакет документов. Со второй половины 2010 года правовые акты, принятые администрацией муниципального образования «город Новоульяновск», стали направляться в Правительство Ульяновской области для включения в регистр. Тем не менее, относительно организации работы по подготовке и предоставлению документов для включения в регистр имеются замечания.

Направление правовых актов для включения в регистр администрацией муниципального образования «город Новоульяновск» осуществляется с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». Например, письмом от 08.02.2011 (исх. № 376) были направлены акты за июль – декабрь 2010 года.

Также в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты, не являющиеся нормативными и не подлежащие включению в регистр, например, постановления администрации от 16.08.2010 № 567-П «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город   Новоульяновск»  за  первое  полугодие  2010  года»,  от 24.08.2010   № 586-П «Об утверждении Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Криушинская детская школа искусств», от 15.09.2010 № 683-П «Об утверждении Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Новоульяновская детская школа искусств» (исх. № 376 от 08.02.2011).

До настоящего времени не направлены в полном объёме для включения в регистр копии текстов постановлений администрации муниципального образования «город Новоульяновск» (с одновременным представлением сведений об официальном опубликовании и сведений о вступлении актов в силу, копий иных относящихся к актам документов, подлежащих включению в регистр) за 2 полугодие 2009 года и 1 полугодие 2010 года, перечень которых  направлялся  письмом  Правительства  Ульяновской  области          от 26.07.2010 № 73-П-02.03/17000.

В исполнительные органы государственной власти Ульяновской области и в органы прокуратуры на предварительную экспертизу проекты нормативных правовых актов администрацией городского округа не направляются, что подтверждается ежемесячной информацией, представляемой в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области. Вместе с тем перечень проблемных вопросов правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе возникающих в ходе взаимодействия с прокуратурой, и требуемый необходимый объём правовой помощи от органов государственной власти Ульяновской области в указанной ежемесячной информации администрацией городского округа не отражаются.

Учитывая, что правовое обеспечение деятельности администрации городского округа фактически осуществляется силами одного муниципального служащего, а также принимая во внимание распоряжение Губернатора Ульяновской области от 03.09.2010 № 347-р «О некоторых мерах по укреплению юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (далее - распоряжение Губернатора Ульяновской области от 03.09.2010 № 347-р), полагаем возможным предложить рассмотреть вопрос об увеличении численности юридической службы администрации городского округа, что позволит повысить эффективность правового обеспечения деятельности администрации и не допускать нарушений требований законодательства по представлению правовых актов в регистр.

Обращаем Ваше внимание, что частью 2 статьи 6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания муниципальных служащих, относится, в том числе, ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 03.09.2010 № 347-р органам местного самоуправления было рекомендовано принять муниципальные правовые акты, предусматривающие установление такой надбавки муниципальным служащим. До настоящего времени в муниципальном образовании «город Новоульяновск» такой правовой акт не принят.

Кроме того, по результатам проведённой сотрудниками государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области выборочной экспертизы правовых актов, принятых администрацией муниципального образования «город  Новоульяновск», выявлены следующие нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1) Постановлением от 27.01.2010 № 31-П «Об обеспечении обучающихся 1-2 классов муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования «город Новоульяновск» витаминизированным «школьным молоком» (далее – постановление от 27.01.2010 № 31-П) предусмотрены меры, направленные на реализацию дополнительных мер социальной поддержки в виде обеспечения обучающихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений качественным витаминизированным молоком.

Возможность установления органами местного самоуправления за счёт средств бюджета муниципального образования дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, предусмотрена частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Однако, ввиду отсутствия в указанной статье Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ прямого указания на орган местного самоуправления, к компетенции которого относится установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, данный вопрос должен быть разрешён путём определения компетенции в уставе муниципального образования.

Устав муниципального образования «город Новоульяновск» не наделяет вышеуказанной компетенцией ни представительный орган, ни исполнительно-распорядительный орган. Таким образом, постановление от 27.01.2010 № 31-П принято с превышением пределов компетенции.

Согласно  части  2  статьи  47  Федерального  закона  от  06.10.2003      № 131-ФЗ  муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).  Пунктом  4  постановления  от 27.01.2010  № 31-П вступление постановления в силу определено моментом его подписания. Таким образом, был нарушен порядок вступления правового акта в силу.

2) Постановление от 24.09.2010 № 744-п «Об утверждении муниципальной целевой программы «Ремонт аварийной школы» на 2011 год» (далее – постановление от 24.09.2010 № 744-п).

Согласно пункта 1 постановления от 24.09.2010 № 744-п приложением к постановлению от 24.09.2010 № 744-п является муниципальная целевая программа «Ремонт аварийной школы» на 2011 год» (далее – Программа). Следует отметить, что согласно пункта 16 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, нумерация приложений производится только в том случае, если к законопроекту имеется несколько приложений.

Наименование Программы, содержащееся в паспорте Программы и в приложении к Программе, не соответствует её наименованию, содержащемуся в пункте 1 постановления от 24.09.2010 № 744-п.

Разделом 4 Программы предусмотрено, что указание сроков, объёмов и источников финансирования содержится в приложении № 1 к Программе. При этом Программа не содержит указанное приложение № 1. Однако имеется приложение № 2, не поименованное по тексту Программы.

Согласно паспорта Программы, основными исполнителями мероприятий Программы являются администрация муниципального образования «город Новоульяновск» и отдел образования администрации муниципального образования «город Новоульяновск». Вместе с тем приложение № 2 к Программе в качестве исполнителей указывает Министерство образования Ульяновской области, а также администрацию муниципального образования «город Новоульяновск» (по согласованию).

Заявленной целью программы является обеспечение равной доступности всех жителей муниципального образования к услугам качественного образования. Пунктом 2 постановления от 24.09.2010 № 744-п вступление постановления в силу определено моментом его подписания, что не соответствует требованиям части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и является нарушением порядка вступления правового акта в силу.

3) Постановлением от 26.02.2010 № 103-П «О платных медицинских услугах» (далее – постановление от 26.02.2010 № 103-П) разрешается муниципальному учреждению здравоохранения Новоульяновская районная больница имени А.Ф. Альберт оказывать платные медицинские услуги и иные услуги, а также подпунктами 2.2 и 2.3 постановления утверждаются прейскуранты цен на платные медицинские услуги МУЗ Новоульяновская районная больница имени А.Ф. Альберт (приложения №2 и №3 соответственно).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Согласно пункта 9 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Однако, ввиду отсутствия в указанной статье Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ прямого указания на орган местного самоуправления, к компетенции которого относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, данный вопрос должен быть разрешён путём определения компетенции в уставе муниципального образования.

Пункт 4 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования «город Новоульяновск» к компетенции администрации относит лишь разработку тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, постановление от 26.02.2010 № 103-П принято с превышением пределов компетенции.

Аналогичные замечания и в отношении постановления от 09.03.2010    № 136-П «О платных медицинских услугах», согласно которого администрацией городского округа разрешается муниципальному учреждению здравоохранения «Новоульяновская стоматологическая поликлиника» оказывать платные медицинские услуги и иные услуги, а также утверждаются прейскуранты цен на платные медицинские услуги МУЗ «Новоульяновская стоматологическая поликлиника» (приложения №2 и №3 к постановлению).

4) При принятии правовых актов допускаются нарушения правил юридической техники.

Преамбула постановления от 18.06.2010 № 357-П «О формировании госпитальной базы на случай чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании «город Новоульяновск» Ульяновской области» содержит  неверный номер и дату подписания Федерального закона от 21.12.1994          № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также неверную дату подписания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, что является нарушением пункта 19 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.

При принятии постановления от 06.10.2010 № 845-П «Об отмене постановления Администрации муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области от 11 июня 2010 года № 343-П» допущено нарушение пункта 102 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которым при подготовке акта применение термина «отменить» возможно только в случае, если акт ещё не вступил в силу, а необходимость в нём отпала. Поскольку на день принятия постановления от 06.10.2010 № 845-П постановление администрации от 11.06.2010 № 343-П «Об утверждении Административных регламентов» вступило в силу, оно подлежало признанию утратившим силу, а не отмене.

 

Результаты выезда сотрудников государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области в администрацию муниципального образования «Город Новоульяновск» (в формате .rtf, 98 Кб)