Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Майнский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 07 ноября 2011 года сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Майнский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения государственных полномочий по сбору информации с поселений, входящих в состав Майнского района, необходимой для ведения регистра, выявлены нарушения.

Так, выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Майнского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. Сотрудниками отдела подготовлен и направлен в муниципальное образование «Майнский район» перечень муниципальных нормативных правовых актов, необходимых направить в Правительство Ульяновской области для включения в регистр.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты Майнского района в 2010 и первом полугодии 2011 года и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что органами местного самоуправления Майнского района для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлено в 2010 году - 2 акта прокурорского реагирования; в первом полугодии 2011 года – 14 актов прокурорского реагирования. Вместе с тем согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 17.02.2011 № 07-11-2011, 18.07.2011 № 07-11-2011) количество нормативных правовых актов Майнского района, оспоренных в 2010 году, составляет 57; в первом полугодии 2011 года – 35.

В целях выявления актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Майнского района в 2010 году и первом полугодии 2011 года, и не направленных в регистр для включения в него в качестве дополнительной информации, органам местного самоуправления рекомендовано представить в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области перечень муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования.

Проекты нормативных правовых актов, принимаемых в поселениях Майнского района, направляются на экспертизу в администрацию муниципального образования «Майнский район».

Проекты нормативных правовых актов, принимаемых в муниципальных образованиях Майнского района, направляются для предварительного рассмотрения в прокуратуру Майнского района в полном объёме. Однако в ходе проверки выявлено, что проекты правовых актов направляются в прокуратуру с нарушением установленного порядка, а именно без сопроводительных писем.

Также в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Майнского района не соблюдается распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

В ходе выезда в муниципальное образование «Майнский район» был изучен вопрос наличия планов нормотворческой деятельности органов местного самоуправления с учётом мнения отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (пункт 3.4 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 29.12.2008 № 848-р «О некоторых мерах по повышению эффективности законопроектной деятельности и иной нормотворческой деятельности в Ульяновской области»). Так, план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Майнский район» на 2011 год, утверждённый распоряжением администрации от 17.12.2010 № 38-р, реализован полностью.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Майнского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1. Анализ действующих муниципальных целевых программ, принятых в муниципальных образованиях Майнского района, показал, что программы в ходе их разработки были согласованы с органами прокуратуры, но не были согласованы с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Также в ходе проведения указанного выше мониторинга установлено, что во всех муниципальных образованиях Майнского района отсутствуют акты, утверждающие порядок разработки и принятия муниципальных целевых программ.

С 1 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» вступили в силу изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования, а не решениями Совета депутатов. Однако в ходе осуществления проверки выявлены решение Совета депутатов муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района от 01.07.2011 № 24/11 «Об утверждении Программы энергосбережения муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» на 2011-2014 г.», решение Совета депутатов муниципального образования «Игнатовское сельское поселение» Майнского района от 22.07.2011 № 33/20 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Игнатовское сельское поселение» на 2011-2014 г.». Таким образом, Совет депутатов муниципальных образований «Старомаклаушинское сельское поселение» и «Игнатовское сельское поселение» приняли акты с превышением полномочий. В этой связи органам местного самоуправления муниципальных образований Майнского района рекомендовано провести анализ действующих муниципальных целевых программ с целью приведения их в соответствие с бюджетным законодательством.

Кроме того, в соответствии со статёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган. Согласно пункту 3 той же статьи по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, по результатам которой местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

С нарушением указанной нормы приняты постановления администрации муниципального образования «Майнский район» от 07.07.2011 № 684 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от 29.03.2011 № 271 «Об утверждении районной целевой программы «Ремонт и модернизации автомобильных дорог местного значения в муниципальном образовании «Майнский район» на 2011-2012 гг.», от 06.10.2011 № 1128 «Об утверждении районной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 годы», решение Совета депутатов муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района от 01.07.2011 № 24/11 «Об утверждении Программы энергосбережения муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» на 2011-2014 г.», решение Совета депутатов муниципального образования «Анненковское сельское поселение» от 27.07.2011 № 25/19 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Анненковское сельское поселение» на 2011-2015 годы». При этом данные акты в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат положений, касающихся определения источников и порядка исполнения новых видов расходных обязательств или перераспределения имеющихся.

2. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленным уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. В нарушение указанной нормы решения Совета депутатов муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района от 15.07.2011 № 19/85 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 14/72 от 23.12.2010 г. «О бюджете муниципального образования «Гимовское сельское поселение» на 2011 год», от 04.02.2011 № 16/75 «О принятии Правил благоустройства муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области» подписаны председателем Совета депутатов.

3. На основании части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). С нарушением данной нормы приняты решения Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» от 16.02.2011 № 20/07 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 17/122 от 15.12.2010 «О бюджете муниципального образования «Майнский район» на 2011 год», от 21.10.2011 № 29/59 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 17/122 от 15.12.2010 «О бюджете муниципального образования «Майнский район», постановления администрации муниципального образования «Майнский район» от 19.10.2011 № 1168 «О создании комиссии по приёмке выполненных строительных и ремонтных работ по договорам и муниципальным контрактам, заключаемым администрацией муниципального образования «Майнский район» и подведомственными учреждениями», от 20.10.2011 № 1174 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от 22.04.2011 года № 360 «О создании оперативного штаба по содействию в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на территории муниципального образования «Майнский район» в редакции постановления от 31.08.2011 № 928». Перечисленные акты вступают в силу со дня подписания, а не со дня официального опубликования (обнародования).

4. Постановление администрации муниципального образования «Выровское сельское поселение» Майнского района от 28.07.2011 № 65 «Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования «Выровское сельское поселение» содержит неясность и неопределённость правовой нормы, выражающиеся в неопределённом круге должностных лиц, которым непосредственно поручена реализация данного муниципального акта, что является коррупциогенным фактором. Аналогичное нарушение содержится в постановлении администрации муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района от 25.07.2011 № 61 «Об установлении особого противопожарного режима на территории МО «Гимовское сельское поселение».

5. Пункт 55 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (далее – Методические рекомендации) предусматривает, что при дополнении структурной единицы акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в акт, наименование акта всегда содержит только слово «изменение». С нарушением данного правила принято постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от 12.10.2011 № 1141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы администрации муниципального образования «Майнский район» № 844 от 29.10.2008 «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников МУЗ «Майнская ЦРБ» в редакции постановления от 06.05.2011 № 427, от 12.08.2011 № 831, от 16.09.2011 № 1027». Кроме того указание на редакции акта осуществляется только в том случае если акт был полностью изложен в новой редакции (пункт 21 Методических рекомендаций).

6. Постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от 19.10.2011 № 1168 «О создании комиссии по приёмке выполненных строительных и ремонтных работ по договорам и муниципальным контрактам, заключаемым администрацией муниципального образования «Майнский район» и подведомственными учреждениями» признаёт утратившим силу правовой акт с использованием формулировки «считать утратившим силу». Согласно Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов необходимо использовать формулировку «признать утратившим силу».

По итогам выездной проверки органам местного самоуправления муниципального образования «Майнский район» рекомендовано:

1. обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в течение 2011 года, с соблюдением установленного срока;

2. в срок до 26.12.2011 направить в Правительство Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр согласно направленному перечню;

3. в срок до 26.12.2011 обеспечить направление перечня муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования за 2010 и первое полугодие 2011 годов;

4. в срок до 16.12.2011 провести анализ действующих муниципальных целевых программ с целью приведения их в соответствие с бюджетным законодательством;

5. обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление разработанных проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности»;

6. в срок до 26.12.2011 обеспечить устранение выявленных в правовых актах Майнского района нарушений законодательства и правил юридической техники.

7. провести обучение специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Майнского района.