Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 23 мая 2011 года сотрудниками государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Инзенский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проверки исполнения государственных полномочий по сбору информации с поселений, входящих в состав Инзенского района, необходимой для ведения регистра, выявлены нарушения.

Направление правовых актов для включения в регистр муниципальным образованием «Инзенский район» осуществляется с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008      № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». Так, в декабре 2010 года для включения в регистр направлены копии постановлений администрации муниципального образования «Инзенский район» от 19.07.2010 № 444                 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации района от 17.04.2008 № 155», от 03.09.2010 № 566 «Об утверждении Положения об оплате труда работников, замещающих должности, не отнесённые к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» (исх. от 28.12.2010 № 3861), копии решений Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район»                             от 11.02.2010 № 36 «Об утверждении платы за 1 кв.м торговой площади, предоставляемой МУП «Инзенский рынок», от 08.08.2010 № 24 «О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Инзенский район» (исх. от 22.12.2010 № 3810).

Сотрудниками государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области выявлены нормативные правовые акты Инзенского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим в муниципальное образование «Инзенский район» направлен перечень правовых актов, необходимых направить в Правительство Ульяновской области для включения в регистр.

Вместе с тем, в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты Инзенского района, не являющиеся нормативными и не подлежащие включению в регистр, например, решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 29.07.2010 № 95 «О реализации районной целевой программы «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (2007-2010 гг.)», от 29.07.2010 № 90 «О подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг. объектов социальной сферы и жилищного фонда Инзенского района» (исх. от 10.08.2010 № 1468).

Государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальных правовые акты в 2010 году и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам мониторинга сообщаем, что для включения в регистр акты прокурорского реагирования за указанный выше период не направлялись. Согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 17.02.2011 № 07-11-2011), количество правовых актов Инзенского района, оспоренных в 2010 году, составляет 280. В связи с этим органам местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» необходимо направить акты прокурорского реагирования, поступившие на муниципальные нормативные правовые акты Инзенского района за период 2010 года и подлежащие включению в регистр в качестве дополнительной информации. Акты прокурорского реагирования, поступившие на муниципальные нормативные правовые акты в текущем году, также необходимо направить для включения их в регистр в качестве дополнительной информации.

В нарушение статьи 10 Закона Ульяновской области от 03.03.2009                  № 14-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» муниципальным образованием «Инзенский район» не представлен отчёт о непосредственном осуществлении государственных полномочий, который необходимо было направить не позднее                                    15 апреля 2011 года.

В случае неустранения выявленных нарушений Правительством Ульяновской области будет рассмотрен вопрос о выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а в случае выявления повторных нарушений - о прекращении государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра.

В августе 2010 года в Правительство Ульяновской области направлено решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район»  от 11.02.2010 № 39 «О признании нормативных правовых актов утратившими силу» сопроводительным письмом от 19.08.2010 № 1652, подписанное неуполномоченным лицом (консультантом по информационным технологиям администрации муниципального образования «Инзенский район»). Также в адрес Правительства Ульяновской области поступили акты муниципального образования «Коржевское сельское поселение» с сопроводительным письмом без указания его исходящих реквизитов. В этой связи, начиная с 16 марта 2011 года пакеты документов, направленные неуполномоченным лицом, не принимаются.

Органам местного самоуправления было рекомендовано провести мониторинг муниципальных нормативных правовых актов на предмет внесения в них изменений в целях приведения актов в соответствие с действующим законодательством, а также на предмет признания утратившими силу актов, утративших свою актуальность, по форме, размещенной на сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области www.ulgov.ru в разделе «Ведение регистра муниципальных НПА Ульяновской области» (протокол аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 21.01.2011 № 1). По результатам данного мониторинга органам местного самоуправления необходимо было представить в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области информацию о количестве муниципальных нормативных правовых актов, принятых до 1 января 2009 года и подлежащих включению в регистр. Обращаем внимание, что органами местного самоуправления Инзенского района проведен мониторинг только нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Инзенского района.

Дополнительно сообщаем, что органами местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» не направляются проекты нормативных правовых актов в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области на предварительную экспертизу, что подтверждается ежемесячной информацией о нормотворческой деятельности, представляемой в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области.

По результатам проведённой сотрудниками государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области выборочной экспертизы правовых актов, принятых в муниципальном образовании «Инзенский район», выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1) Положение «Об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель муниципального образования «Инзенский район», утверждённое решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 29.04.2010 № 59, не содержит норм, предусмотренных  статьёй 9 Федерального закона от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в части необходимости урегулирования организации и проведения плановых проверок (основания проведения данных проверок, составление и направление в органы прокуратуры для согласования планов проведения проверок).

Из статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов не имеют полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель. Органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять земельный контроль за использованием земель в рамках передачи указанных полномочий от поселений. Вместе с тем в тексте рассматриваемого решения отсутствует ссылка на правовой акт, в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципального района переданы полномочия по осуществлению земельного контроля от органов местного самоуправления поселений.

Кроме того данное решение принято с нарушением пункта 23 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которым при ссылке на кодексы дата подписания и его регистрационный номер не указываются.

2) На основании пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Согласно пункту 2 постановления Губернатора Ульяновской области от 23.04.2009 № 31 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов» органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано принять муниципальный правовой акт о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Однако до настоящего времени в муниципальном образовании «Инзенский район» не принят муниципальный правовой акт, утверждающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район».

3) Решениями Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 16.02.2011 № 15 «Об утверждении порядка перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет муниципального образования «Инзенский район» части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей», от 27.04.2011 № 37 «Об утверждении порядка предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов из бюджета муниципального образования «Инзенский район» бюджетам муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования «Инзенский район», на 2011 год» возлагается контроль за исполнением перечисленных решений на постоянную комиссию Совета депутатов по бюджету; решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 16.02.2011 № 8 «Об утверждении муниципальной целевой программы социально-экономического развития муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на 2011-2015 годы» контроль возлагается на постоянную комиссию Совета депутатов по экономике и постоянную комиссию Совета депутатов по экономике, промышленности, сельскому хозяйству и предпринимательству.

Однако в соответствии Положением о постоянных комиссиях районного Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, утверждённое решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 16.02.2011 № 13, функции по контролю за исполнением решений предусмотрены только для постоянной комиссии Совета депутатов по регламенту и местному самоуправлению. Другие комиссии не имеют таковых полномочий. Кроме того, обращаем внимание, что контроль за исполнением правовых актов необходимо возлагать на конкретное должностное лицо.

4) Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 15.03.2011 № 20 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 15.12.2010 № 132» не соблюдается собственная нумерация приложений. Аналогичные нарушения юридической техники содержат решения Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 29.03.2011 № 23 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 15.12.2010 № 132», от 24.04.2011 № 32 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 15.12.2010 № 132».

6) В тексте решения Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 29.03.2011 № 21 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на муниципальной службе муниципального образования «Инзенский район» используется ссылка на Федеральный закон от 02.03.2007      № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с указанием не всех его реквизитов, что является нарушением пункта 19 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.

7) Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 27.04.2011 № 34 «Об утверждении платы за помывку в общественной бане № 1 муниципального унитарного предприятия «Инзенский рынок» признаётся утратившим силу правовой акт с использованием формулировки «считать утратившим силу», тогда как в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов используется формулировка «признать утратившим силу».

8) Решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 16.02.2011 № 14 «О бюджете муниципального образования «Инзенский район» на 2011 год» содержит юридико-техническую ошибку в части использования в тексте решения о внесении изменений формулировки «заменить суммы», тогда как в соответствии с пунктом 76 Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов при необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры».

Органам местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» рекомендовано:

1. обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в течение 2011 года, с соблюдением установленного срока;

2. в срок до 08.07.2011 направить в Правительство Ульяновской области копии текстов муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр согласно направленному перечню;

3. обеспечить направление в регистр только нормативных правовых актов;

4. в срок до 08.07.2011 обеспечить направление актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные нормативные правовые акты за период 2010 и первый квартал 2011 года, и подлежащих включению в регистр в качестве дополнительной информации к актам;

5. в срок до 30.06.2011 направить отчёт о непосредственном осуществлении государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра, за первый квартал 2011 года и обеспечить направление последующих отчётов в установленные сроки;

6. в срок до 30.06.2011 провести мониторинг правовых актов на предмет необходимости внесения изменений в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Ульяновской области, а также на предмет отмены (признания утратившими силу) актов, утративших свою актуальность, а также организовать проведение аналогичного мониторинга правовых актов поселений;

7. обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности»;

8. в срок до 08.07.2011 обеспечить устранение выявленных в правовых актах муниципального образования «Инзенский район» нарушений действующего законодательства и правил юридической техники;

9. в срок до 08.07.2011 утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов правовых актов) Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район».