Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Сенгилеевский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Сенгилеевский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО) и от 02.05.2012 № 55-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», выявлены нарушения.

Выявлен муниципальный нормативный правовой акт, направленный для включения в регистр с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (один месяц со дня подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления). Так, копия решения Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» от 24.12.2013 № 33 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» от 19.12.2012 № 445 «О бюджете муниципального образования «Сенгилеевский район» на 2013 год» направлена для включения в регистр 28.01.2014.

Также выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Сенгилеевского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить для включения в регистр муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Кроме того, в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты Сенгилеевского района, не подлежащие включению в регистр. Например, постановление администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 20.11.2013 № 876-п «Об утверждении плана мероприятий, направленных на рост экономики и доходов бюджета муниципального образования «Сенгилеевский район», оптимизацию расходов бюджета муниципального образования «Сенгилеевский район», совершенствование мер социальной поддержки и институциональных реформ, на 2014-2016 годы», постановление администрации муниципального образования Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 09.12.2013 № 301 «Об утверждении плана профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности на территории муниципального образования Елаурское сельское поселение».

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в регистр. Решением Совета депутатов муниципального образования Красногуляевское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 16.01.2014 № 4 утверждаются изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Красногуляевское городское поселение. Однако указанное решение направлено для включения в регистр без приложений.

Учитывая изложенное, необходимо направить для включения в регистр приложения к указанному решению.

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2013 году. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципального образования «Сенгилеевский район», за 2013 год органами прокуратуры вынесено 29 протестов. Однако согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество правовых актов Сенгилеевского района, оспоренных в 2013 году, составляет 19.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Сенгилеевского района в 2013 году, просим направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры за указанный период.

Обращаем внимание, что проекты правовых актов, разрабатываемые в поселениях Сенгилеевского района, направляются на экспертизу в администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район», однако не в полном объёме.

В ходе проведения проверки установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемые органами местного самоуправления муниципальных образований Сенгилеевского района, направляются в органы прокуратуры для проведения экспертизы в полном объёме.

Также необходимо отметить, что в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Сенгилеевского района применяется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Однако взаимодействие осуществляется не со всеми органами исполнительной власти Ульяновской области.

В рамках проверки установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 24.12.2013 № 33 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 19.12.2012 № 445 «О бюджете муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на 2013 год», решение Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевксого района Ульяновской области от 22.11.2013 № 19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевксого района Ульяновской области от 30.11.2012 № 125 «О бюджете муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевксого района Ульяновской области на 2013 год» и решение Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевксого района Ульяновской области от 03.12.2013 № 62 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевксого района Ульяновской области от 14.12.2012 № 21 «О бюджете муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевксого района Ульяновской области на 2013 год не опубликованы, а лишь обнародованы.

Учитывая положения статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные решения являются не вступившим в силу и не могут быть применены. Применение данных решений может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.

Также в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Сенгилеевский район» на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Устав муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области соответствует указанному перечню.

Вместе с тем обращаем внимание, что пунктом 4 статьи 11 Устава муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области установлено, что под обнародованием понимается доведение содержания муниципальных нормативных правовых актов до населения путём размещения муниципальных нормативных правовых актов на информационных стендах в муниципальных образованиях Сенгилеевского района, определяемых нормативным правовым актом органа местного самоуправления; размещения на официальном сайте администрации Сенгилеевского района в Интернете (электронный адрес: http://sengilej.3dn.ru/).

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, в связи с чем обнародование таких актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (http://sengilej.3dn.ru/) процедуру такой регистрации не проходил.

Также необходимо указать, что в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендуем обнародовать муниципальные правовые акты муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области путём размещения муниципальных нормативных правовых актов на информационных стендах, как предусмотрено Уставом Сенгилеевского района.

Сотрудниками Правительства проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Сенгилеевского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.