О результатах выезда в муниципальное образование «Новомалыклинский район»

 

 

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками государственно-правового управленияадминистрации Губернатора Ульяновской области (далее – Управление)ежегодно осуществляются выезды в муниципальные образования.

  1. По результатам выезда в 2015 году в муниципальное образование «Новомалыклинский район» Ульяновской областибыло направлено письмо от 02.09.2015 № 73-АГ-03.06/20548исх (далее – письмо), однако, указанные в письме, замечания органами местного самоуправления муниципальных образований Новомалыклинского района устранены не в полном объёме.

Результаты устранения выявленных нарушений за период с 01.08.2014 по 01.08.2015, указанных в письме:

1. Нарушения требований Закона Ульяновской области от 19.12.2008  № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон   № 220-ЗО) за период с 01.08.2014 по 01.08.2015:

1) общее количество муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Новомалыклинского района Ульяновской области, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, принятых за отчётный период, составляет 252, из них с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления), направлен 41 муниципальный нормативный правовой акт;

2) нарушение по выявленным муниципальным нормативным правовым актам, ненаправленным для включения в регистр муниципальных правовых актов Ульяновской области, указанным в приложении 1 к письму (выявлено 33 не направленных акта), не устранено, (направлен 1 акт);

3) нарушение по нормативным правовым актам муниципальных образований Новомалыклинского района Ульяновской области, которые были направлены для включения в регистр без указания сведений об опубликовании (обнародовании),указанные в приложении 2 к письму устранено.

 

Выводы: организация работы по направлению муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Новомалыклинкого района, признана неудовлетворительной и требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.

 

2. Нормотворчество:

1) количество муниципальных нормативных правовых актов, принятых с нарушением федерального и областного законодательства, а также правил юридической техники – 58(из них муниципальных нормативных правовыхактов муниципального района выявлено 35);

2) количество муниципальных нормативных правовых актов, не приведённых в соответствие с федеральным и областным законодательством, а также правилами юридической техники – 55,из них:

количество актов, носящих срочный характер и по состоянию на 01.01.2015 имеющих статус недействующих, составляет – 7;

3)количество актов, приведённых в соответствие с федеральным и областным законодательством, составляет – 4 (из них количество актов муниципального района составляет – 4).

 

Выводы: показатели эффективности организации работы по устранению нарушений, выявленных по результатам выезда в 2015 году, составляют всего 7%, в этой связи организация данной работы признана неудовлетворительной и требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.

 

3. Исполнительская дисциплина:

 

1) контрольные сроки исполнения поручений, данных в рамках аппаратных совещаний, а также разовых поручений соблюдаются.

2) соблюдение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (форма отчёта, наполняемость, достоверность):

- выявлены нарушения в соблюдении сроков предоставления ежемесячной информации о принятых (изданных) муниципальных нормативных правовых актах (за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года и апрель, май, июль 2015 года);

- выявлены нарушения в соблюдении утверждённой формы отчётности с августа 2014 года по август 2015 года:

- предоставленные отчётызаполнены частично;

- муниципальные правовые акты указываются в перечне без разбивки по виду акта;

-не предоставляется информация о проектах муниципальных нормативных правовых актах, направленных в подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, и исполнительные органы государственной власти Ульяновской области для проведения их анализа.

 

  1. II.               В ходе выезда в 2016 году проверялось:
  2. 1.    Соблюдение требований Закона № 220-ЗО за период с 01.08.2015 по 01.08.2016:

1) общее количество муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Новомалыклинского района Ульяновской области, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, принятых за отчётный период, составляет 240, из них с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления), направлено49 муниципальных нормативных правовых актов;

2) выявлено 59 нормативных правовых актов муниципальных образований Новомалыклинкого района, подлежащих включению в регистр, но до настоящего времени не направленных в Правительство Ульяновской области.

 

Выводы: организация работы по направлению муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Новомалыклинского района, признана неудовлетворительной и требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.

 

2. Нормотворчество за период с 01.08.2015 по 01.08.2016:

 

1)количество актов, принятых с нарушением федерального законодательства, областного законодательства, а также правил юридической техники – 76, из них 25 муниципальных нормативных правовых актов муниципального района.

 

Проведённый сравнительный анализ качества принимаемых муниципальных нормативных правовых актов показал:

- повышение качества на 29% в муниципальном образовании «Новомалыклинский район»; 

-отсутствие повышениякачества в поселениях муниципального образования «Новомалыклинский район».

Так, в 2015 году выявлено 59 муниципальных правовых акта, принятых с нарушениями законодательства, а также правил юридической техники, в 2016 году количество таких актов составляет 76.

 

Выводы: организация работы по улучшению качества принимаемых муниципальных правовых актов муниципальными образованиями Новомалыклинского района, а также по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области признана неудовлетворительной, требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.

 

3. Соблюдение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области»:

 

1) по результатам проведённого анализа исполнения плана нормотворческой деятельности местной администрации на 2015 год (далее – План) установлено, что План, утверждённый распоряжением администрации от 17.12.2014 № 44-Р, реализованполностью(11% муниципальных правовых актов были исключены путём внесения изменений в План, 89% актов – приняты в срок, установленный Планом);

2) выявлено 63 муниципальных правовых акта, принятых в 2015 году и за два квартала 2016 года без рассмотрения комиссией по нормотворческой деятельности;

3)выявлено систематическое нарушение сроков (не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания указанной комиссии) направления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской (далее - Управление) области материалов к заседаниям комиссий по нормотворческой деятельности, относительно проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих общественно значимые вопросы (материалы предоставляются с большой задержкой, так в 2016 году: в июле предоставлены материалы за январь, февраль и часть марта; в августепредоставлены материалы за часть марта, май, июнь, июль. За апрель вышеуказанные материалы не предоставлены, хотя в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области предоставлено 8муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Новомалыклинский район», принятых в апреле.).

Обращаем Ваше внимание, на то, что материалы к заседаниям комиссий по нормотворческой деятельности предоставляются в Управление только после многократных напоминаний специалисту, ответственному за предоставление информации о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности муниципального образования «Новомалыклинский район».

4) выявлено, что материалы к заседаниям комиссий по нормотворческой деятельности (копии проектов муниципальных нормативных правовых актов и заключений органов прокуратуры, органов исполнительной власти, а также общественной палаты муниципального образования Ульяновской области и Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области) предоставляются в Управление не в полном объёме.

5) по информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципального образования «Новомалыклинский район», в 2015 году выявлено снижение оспоренных муниципальных правовых актов по сравнению с 2014 годом, за 2014 год органами прокуратуры внесено 14 актов прокурорского реагирования на муниципальные нормативные правовые акты, за 2015 год количество оспоренных актов составляет 3, в первом полугодии 2016 года – 4.

Однако согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество правовых актов данного муниципального образования за 2015 год составляет 17.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты, принятые муниципальными образованиями Новомалыклинского района в 2015 году, просим направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры и копии актов прокурорского реагирования за указанный период.

 

Выводы:

1) организация работы по соблюдению распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» признана неудовлетворительной, требующей принятия мер по устранению выявленных недостатков, совершенствованию деятельности;

2) в связи с тем, что информация предоставленная органами прокуратуры и органами местного самоуправления муниципального образования «Новомалыклинский район» по количеству актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты, принятые муниципальными образованиями Новомалыклинского района требует уточнения, не представляется возможным дать оценку качества принимаемых муниципальных правовых актов по данному критерию.

 

4. Соответствие Устава муниципального района законодательству Российской Федерации.

 

Устав муниципального образования «Новомалыклинский район» необходимо привести в соответствие с законодательством:

формулировку полномочий органа местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами, содержащуюся в пункте 32 части 1 статьи 42, пункте 10 части 1 статьи 44.1 Устава, необходимо привести в соответствие с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 18 части 1 статьи 14,  пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Пункт 23 части 1 статьи 13 Устава необходимо соотнести с пунктом 23 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Статью 13 Устава необходимо привести в соответствие с частью 35 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Статью 13.2 Устава необходимо привести в соответствие с частями 11,12,14  статьи 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

Также обращаем особое внимание на то, чточастью 1 статьи 11 Устава определено, что обнародованием муниципальных правовых актов является размещение на интернет-сайте муниципального образования «Новомалыклинский район».

В соответствии со справками об обнародовании муниципальных нормативных правовых актов, предоставленными в Правительство Ульяновской области, муниципальные нормативные правовые акты муниципального образования «Новомалыклинский район» размещены на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://nmalykla.ulregion.ru.

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, таким образом, размещение нормативных актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

В этой связи, предлагаем установить в здании администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» и иных административных зданиях информационные стенды для размещения на них принятых органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на ознакомление с их содержанием, закрепив данный порядок обнародования нормативных правовых актов в Уставе или правовом акте района.

 

Выводы: организация работы по своевременному приведению Устава муниципального образования «Новомалыклинский район»в соответствие с федеральным законодательствомпризнана неудовлетворительной и требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.

 

5. Исполнительская дисциплина:

 

1) выявлено не соблюдение контрольных сроков исполнения поручений, данных в рамках аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области (протокол от 28.01.2016 № 1-р,протокол от 11.02.2016 № 2-р, протокол от 23.06.2016 № 9-р).

2) соблюдение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (форма отчёта, наполняемость, достоверность):

- выявлено нарушение в соблюдении срока предоставления ежемесячной информации о принятых (изданных) муниципальных нормативных правовых актах (апрель 2016 года);

- выявлены нарушения в соблюдении утверждённой формы отчётности с августа 2015 года по август 2016 года:

- предоставленные отчёты заполнены частично;

- муниципальные правовые акты указываются в перечне без разбивки по виду акта;

- не предоставляется информация о проектах муниципальных нормативных правовых актах, направленных в подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, и исполнительные органы государственной власти Ульяновской области для проведения их анализа.

 

Выводы: исполнительская дисциплина в части подготовки и соблюдения сроков предоставления ежемесячных отчётов признана неудовлетворительной и требующей принятия мер по устранению недостатков, совершенствованию деятельности.