О результатах выезда в муниципальное образование «Мелекесский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области (далее – Управление) осуществлён выезд в муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе выезда проверялось соблюдение требований Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО).

В 2015 году с нарушением срока, установленного Законом Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО, направлены для включения в регистр  9 муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Мелекесского района. В первом квартале 2016 года с нарушением срока направлены 3 акта.

При этом выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Мелекесского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области.              

В ходе выезда установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в муниципальном образовании «Мелекесский район» организована работа комиссии по нормотворческой деятельности. Положение о комиссии по нормотворческой деятельности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области утверждено постановлением администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 25.08.2014 № 928.

Согласно представленной информации, в 2015 году состоялось 16 заседаний комиссии по нормотворчеству. В первом квартале 2016 года – 3.

Вместе с тем, в нарушение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р выявлены 14 нормативных правовых актов муниципального образования «Мелекесский район», принятых в 2015 году и первом квартале 2016 года без вынесения на рассмотрение комиссии по нормотворческой деятельности.

В ходе выезда в муниципальное образование «Мелекесский район» был проведён анализ плана нормотворческой деятельности местной администрации на 2015 год. В результате чего установлено, что План нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Мелекесский район» на 2015 год, утверждённый распоряжением от 19.12.2014 № 172-р, реализован полностью (20% муниципальных правовых актов были исключены путём внесения изменений в План, 80% – приняты в срок, установленный Планом).

Сотрудниками Управления проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2015 году, по результатам которого выявлено снижение оспоренных муниципальных правовых актов по сравнению с 2014 годом на 67%. Информация о наличии вновь поступивших актов прокурорского реагирования представляется своевременно. Так, по информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципальных образований Мелекесского района за 2014 год органами прокуратуры внесено 37 актов прокурорского реагирования на муниципальные нормативные правовые акты, за 2015 год количество оспоренных актов составляет 25, в первом квартале 2016 года – 4. Однако согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество правовых актов данного муниципального образования, оспоренных в 2015 году составляет 29.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты, принятые муниципальными образованиями Мелекесского района в 2015 году, просим провести сверку актов, оспоренных органами прокуратуры за указанный период и направить перечень таких актов в адрес Управления.

Также в рамках выезда изучен Устав муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на предмет содержания, установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Устав муниципального образования «Мелекесский район» соответствует указанному перечню.

При этом, часть 3 статьи 51 Устава предусматривает вступление в силу нормативных правовых актов Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» с момента официального опубликования. Однако термин «с момента официального опубликования» фактически не позволяет чётко определить интервал времени вступления в силу акта. Употребление такого термина вызывает юридико-лингвистическую неопределённость, что также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96. Кроме того, в указанной части Устав не соответствует части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, либо обнародования.

Также необходимо отметить, что пункт 13 статьи 8, пункт 12 статьи 8.1 и пункт 10 статьи 31.1 Устава муниципального образования «Мелекесский район» необходимо привести в соответствие с пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ и статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

Сотрудниками Управления проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Мелекесского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники. Несоответствие законодательству Российской Федерации также выявлено в постановлениях администрации муниципального образования «Мелекесский район», принятых в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (от 12.10.2015 № 561 «О муниципальном звене Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  муниципального образования «Мелекесский район», от 12.10.2015 № 562 «О своевременном оповещении и информировании населения на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»). Учитывая, что аналогичные нарушения выявлены в актах органов местного самоуправления иных муниципальных образований Ульяновской области, в настоящее время ведётся работа по подготовке модельных муниципальных нормативных правовых актов, которые будут рекомендованы для принятия.