Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Новомалыклинский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Новомалыклинский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО) и от 02.05.2012 № 55-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 02.05.2012 № 55-ЗО), выявлены нарушения.

Направление правовых актов для включения в регистр муниципальным образованием «Новомалыклинский район» продолжает осуществляться с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО. Так, постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 19.03.2013 № 166 «Об установлении нормативов потребления твёрдого топлива (дров) при наличии печного отопления для населения на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» для включения в регистр направлено лишь 25.07.2013 (сопроводительное письмо от 25.07.2013 № 897).

Также выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Новомалыклинкого района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить для включения в регистр муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Одновременно с этим выявлены правовые акты Новомалыклинского района, не подлежащие включению в регистр, однако направленные для включения в регистр, например, постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области от 08.07.2013 № 140 «Об определении перечня должностных лиц администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Необходимо отметить, что информация о нормотворческой деятельности муниципальных образований «Новомалыклинский район» Ульяновской области за июль 2012 года и апрель 2013 года, «Высококолковское сельское поселение» за июнь 2012 года и апрель 2013 года, «Среднеякушкинское сельское поселение» за август 2012 года и март 2013 года, «Новомалыклинское сельское поселение» за сентябрь 2012 года, апрель и июль 2013 года, «Новочеремшанское сельское поселение» за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года и апрель 2013 года содержит недостоверные сведения. Данный факт затрудняет выявление в ходе проверки тех нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним, которые должны быть направлены органами местного самоуправления для включения в регистр, что в свою очередь препятствует осуществлению контроля за полнотой направления актов для включения в регистр.

Кроме того, выявлены случаи нарушения сроков опубликования нормативных правовых актов в муниципальных образованиях Новомалыклинского района. Так, в соответствии с частью 1 статьи 38 Устава муниципального образования «Высоколковское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области официальное опубликование нормативных правовых актов поселения должно быть не позднее семи дней после принятия нормативного правового акта, однако постановление администрации муниципального образования «Высококлковское сельское поселение» Ульяновской области от 09.07.2013 № 91 «Об утверждении Положения о подготовке сотрудников администрации муниципального образования «Высококлковское сельское поселение» к выходу на заслуженный отдых» опубликовано лишь 22.07.2013.

С нарушением части 5 статьи 7 Закона Ульяновской области от 02.05.2012 № 55-ЗО муниципальным образованием «Новомалыклинский район» представлены отчёты об осуществлении государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район Ульяновской области, необходимой для ведения регистра, за III квартал 2012 года – 23.10.2012, за IV квартал 2012 года – 25.01.2013, за I квартал 2013 года – 16.04.2013 и за II квартал 2013 года – 19.07.2013, которые необходимо было направить не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2012 году и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что органами местного самоуправления Новомалыклинского района для включения в регистр не направлена информация об актах прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные нормативные правовые акты Новомалыклинского района в 2012 году. При этом согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество правовых актов Новомалыклинского района, оспоренных в 2012 году, составляет 32.

В связи с изложенным просим провести сверку оспоренных в 2012 году муниципальных нормативных правовых актов с органами прокуратуры и сообщить о её результатах.

Обращаем внимание, что нормативные правовые акты, принимаемые в поселениях Новомалыклинского района, направляются на экспертизу в администрацию муниципального образования «Новомалыклиинский район», однако не в полном объёме. Вместе с тем нормативные правовые акты Новомалыклинского района направляются на экспертизу в органы прокуратуры в официальном порядке на основании Порядка предоставления нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» в прокуратуру Новомалыклинского района для проверки соответствия законодательству и проведения антикоррупционной экспертизы, утверждённого постановлением администрации муниципального образования «Новомалыклиинский район» от 12.01.2012 № 3. Необходимо отметить, что аналогичные Порядки приняты во всех муниципальных образованиях данного района. При этом проекты муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Новомалыклинский район» направляются на экспертизу в органы прокуратуры в полном объёме, однако проекты муниципальных нормативных правовых актов поселений Новомалыклинского района направляются на экспертизу в органы прокуратуры не в полном объёме.

Эффективность взаимодействия администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» и поселений, входящих в состав района, с органами прокуратуры по направлению проектов нормативных правовых актов на экспертизу выражается в снижении количества актов прокурорского реагирования, поступающих на муниципальный правовые акты.

Однако необходимо отметить, что в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Новомалыклинского района не применяется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

Также в ходе осуществления выезда было установлено, что во всех муниципальных образованиях Новомалыклинского района приняты акты, определяющие порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В ходе выезда в муниципальное образование «Новомалыклинский район» был изучен вопрос наличия планов нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. В результате чего установлено, что план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 год был принят, однако реализован не в полном объёме. В связи с этим просим направить в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области информацию о причинах непринятия правовых актов в установленные сроки.

При этом утверждены планы нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» на I полугодие 2013 года (постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от 20.12.2012 №746) и II полугодие 2013 года (постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от 12.07.2013 № 404).

Также в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Новомалыклинский район» на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Так, Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Обращаем внимание, что пунктом 5 статьи 11 Устава муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области установлено, что муниципальные правовые акты могут быть обнародованы, то есть, доведены до населения Новомалыклинского района, путём их размещения на Интернет-сайте муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области по адресу: www.newmalykla.ru. Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, в связи с чем обнародование таких актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области (http:// www.newmalykla.ru) процедуру такой регистрации не проходил.

Особо обращаем внимание, что при обнародовании муниципальных правовых актов Новомалыклинского района на указанном сайте невозможно установить день данного обнародования, а значит невозможно установить дату вступления в силу тех муниципальных правовых актов, которые вступают в силу со дня обнародования.

Вместе с тем, необходимо указать, что в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем привести Устав муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в соответствие с федеральным законодательством.

Кроме того, в ходе изучения структуры администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» установлено, что вакантная должность специалиста в отделе правового обеспечения администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» не замещается в течение двух лет.

Обращаем внимание, что ежегодно в бюджет муниципального образования «Новомалыклинский район» зачисляются субвенции на осуществление государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район Ульяновской области, необходимой для ведения регистра. При определении размера субвенций в том числе учитывается размер затрат на содержание должностного лица администрации, исполняющего обязанности по непосредственному осуществлению государственных полномочий в муниципальном районе на должности муниципальной службы. Однако в ходе выездной проверки установлено, что в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» субвенции в полном объёме не расходуются.

Также особо акцентируем внимание, что и в Совете депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район», и в поселениях Новомалыклинского района отсутствуют специалисты, имеющие юридическое образование. Таким образом, правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления всего района возложено на 2 специалистов.

Настоятельно рекомендуем разрешить сложившуюся ситуацию, поскольку отсутствие специалиста на вакантной должности в отделе правового обеспечения администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» отражается на качестве и эффективности исполнения переданного государственного полномочия, финансируемого за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, что подтверждают имеющиеся нарушения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и от 02.05.2012 № 55-ЗО.

В случае если в дальнейшем вакантная должность не будет замещена, а исполнение переданного государственного полномочия будет осуществляться с нарушениями, отражёнными выше, указанное обстоятельство будет рассматриваться как ненадлежащее исполнение переданного государственного полномочия. Вследствие чего Правительством Ульяновской области будет решаться вопрос о прекращения осуществления государственного полномочия администрацией муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, что в свою очередь повлечёт за собой прекращение предоставления субвенций из областного бюджета Ульяновской области.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Новомалыклинского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.