Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Сурский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Сурский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО) и от 02.05.2012 № 55-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», выявлены нарушения.

Выявлены случаи нарушения срока направления в Правительство Ульяновской области копий текстов муниципальных нормативных правовых актов в регистр, который в соответствии с частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО составляет 1 месяц со дня подписания акта. Так, Решения Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 26.09.2012 № 53/36 и № 53/37 направлены для включения в регистр лишь 11.01.2013 (сопроводительное письмо от 11.01.2013 № 49). Кроме того, выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Сурского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Одновременно с этим выявлены правовые акты Сурского района, не подлежащие включению в регистр, однако направленные для включения в регистр, например, постановление администрации муниципального образования Сарское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 13.05.2013 № 40-п «Об определении должностного лица администрации муниципального образования Сарское сельское поселение, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

Кроме того, необходимо отметить, что для включения в регистр направлены решения Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 26.09.2012 № 53/36 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Лавинское сельское поселение», № 53/37 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Сарское сельское поселение», от 12.12.2012 № 5/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Никитинское сельское поселение», № 5/23 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Хмелевское сельское поселение», № 5/24 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Чеботаевское сельское поселение» (сопроводительное письмо от 11.01.2013 № 49). Указанные муниципальные правовые акты поступили для включения в регистр без приложения самих Правил землепользования и застройки, содержат лишь приложения схем функционального зонирования.

На основании изложенного рекомендуем направить для включения в регистр указанные выше муниципальные правовые акты со всеми приложениями к ним.

В ходе проведения проверки также установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 17.05.2013 № 47/12 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Никитинское сельское поселение от 07.12.2012 № 43/43 «О бюджете муниципального образования Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области на 2013 год» до настоящего времени не опубликовано, а лишь обнародовано. Таким образом, данное решение является не вступившим в силу и не может быть применено. Применение данного решения может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств, и как следствие может повлечь наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, решение Совета депутатов муниципального образования Чеботаевское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 25.12.2012 № 49/50 «О внесении изменения в решение Совета депутатов муниципального образования Чеботаевское сельское поселение от 28.08.2012 № 41/28 «О земельном налоге на 2013 год» также до настоящего времени не опубликовано, следовательно не вступило в силу и не может применяться.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 решения Совета депутатов муниципального образования Чеботаевское сельское поселение от 28.08.2012 № 41/28 «О земельном налоге на 2013 год» данное решение вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. При этом информация об официальном опубликовании указанного акта в отдел поступила лишь 31.07.2013. Таким образом, до этого времени не представлялось возможным определить дату вступления в силу данного решения в карточке документа при его обработке в программе АРМ «Ввода», а значит, статус действия данного акта на сайте http://zakon.scli.ru отражался как «недействующий».

Настоятельно рекомендуем не допускать подобных нарушений и своевременно направлять информацию об официальном опубликовании муниципальных правовых актов муниципальных образований Сурского района в целях обеспечения информирования граждан и во избежание предписаний контрольных (надзорных) органов.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2012 году и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что органами местного самоуправления Сурского района для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлены 52 акта прокурорского реагирования, поступившие на муниципальные нормативные правовые акты Сурского района в 2012 году. По информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области количество правовых актов Сурского района, оспоренных в 2012 году, составляет 51.

Обращаем внимание, что проекты нормативных правовых актов поселений Сурского района, направляются на экспертизу в администрацию муниципального образования «Сурский район» в полном объёме. Также проекты нормативных правовых актов муниципальных образований Сурского района направляются на согласование в органы прокуратуры в официальном порядке, однако не в полном объёме.

Необходимо отметить, что в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Сурского района применяется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, однако такое взаимодействие осуществляется не регулярно.

Кроме того, во всех муниципальных образованиях Сурского района приняты муниципальные правовые акты, определяющие порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В ходе выезда в муниципальное образование «Сурский район» был изучен вопрос наличия плана нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Сурский район». В результате чего установлено, что план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Сурский район» на 2012 год реализован. Кроме того, утверждён план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Сурский район» на 2013 год (распоряжение администрации от 17.12.2012 № 43-Р-А).

Также в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Сурский район» на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Так, Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Обращаем внимание, что пунктом 5 статьи 11 Устава муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области установлено, что обнародованием муниципального правового акта считается размещение экземпляра муниципального правового акта на официальном сайте администрации Сурского района в сети Интернет. Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области только в сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, в связи с чем обнародование таких актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (http://www.surskoe.ulo.ru) процедуру такой регистрации не проходил.

Особо обращаем внимание, что при обнародовании муниципальных правовых актов Сурского района на указанном сайте невозможно установить день данного обнародования, а значит невозможно установить дату вступления в силу тех муниципальных правовых актов, которые вступают в силу со дня обнародования. Так, в соответствии с информацией, предоставленной в справке об обнародовании актов от 21.06.2013 № 57 постановления администрации муниципального образования «Сурский район» от 07.06.2013 № 273-П-А, от 13.06.2013 № 278-П-А и № 279-П-А и от 17.06.2013 № 288-П-А, № 293-П-А и № 294-П-А обнародованы на официальном сайте муниципального образования «Сурский район» http://www.surskoe.ulo.ru. Однако на момент осуществления сотрудниками отдела выездной проверки указанные выше акты на сайте размещены не были.

Вместе с тем, необходимо указать, что в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное рекомендуем привести Устав муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в соответствие с федеральным законодательством.

В результате выездной проверки выявлено, что в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 29.05.2013 № 9/18 «О принятии части полномочий органов местного самоуправления» Совет депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области решил принять к исполнению часть полномочий органов местного самоуправления поселений Сурского района и поручить администрации муниципального образования «Сурский район» заключить соглашение с администрациями поселений Сурского района. Из смысла данного положения соглашение необходимо заключить одно со всеми администрациями поселений. Однако в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, с администрацией каждого поселения необходимо заключить отдельное соглашение.

Особо обращаем внимание, что в соответствии с частью 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями. Таким образом, после заключения соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения необходимо принятие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства муниципального района в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Сурского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.