Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Карсунский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Карсунский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО) и от 02.05.2012 № 55-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 02.05.2012 № 55-ЗО), выявлены нарушения.

В ходе осуществления выездной проверки сотрудниками отдела выявлены акты муниципальных образований Карсунского района, направленные для включения в регистр с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО. Так, постановление администрации муниципального образования Карсунское городское поселение от 01.07.2013 № 125 «О внесении изменений в постановление № 6 от 14.01.2013 «Об утверждении муниципальной целевой программы по подготовке и прохождению отопительного сезона в 2013 году» направлено в Правительство Ульяновской области 15.08.2013 (сопроводительное письмо от 15.08.2013 № 2604).

Выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Карсунского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить для включения в регистр муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Кроме того, в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты Карсунского района, не подлежащие включению в регистр, например, постановление администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 12.08.2013 № 54 «О создании рабочей группы по разработке нормативных правовых актов, определяющих территории, прилегающие к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

Направление отчётов об осуществлении государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район Ульяновской области, необходимой для ведения регистра осуществляется с соблюдением срока, установленного Законом Ульяновской области от 02.05.2012 № 55-ЗО.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2012 году. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации органов местного самоуправления Карсунского района количество муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры в 2012 году, составляет 51. При этом согласно информации органов прокуратуры количество правовых актов Карсунского района, оспоренных в 2012 году, составляет 23.

В связи с выявленным несоответствием просим провести сверку оспоренных в 2012 году муниципальных нормативных правовых актов с органами прокуратуры и сообщить о её результатах, а также представить информацию по количеству направленных для включения в регистр в 2012 году актов прокурорского реагирования.

Обращаем внимание, что проекты нормативных правовых актов, принимаемые в поселениях Карсунского района, направляются на экспертизу в администрацию муниципального образования «Карсунский район», однако не в полном объёме.

Проекты нормативных правовых актов, принимаемые в муниципальном образовании «Карсунский район», направляются на экспертизу в органы прокуратуры в официальном порядке и в полном объёме. Вместе с тем проекты нормативных правовых актов, принимаемые в поселениях Карсунского района, также направляются на экспертизу в органы прокуратуры в официальном порядке, однако не в полном объёме.

Также необходимо отметить, что в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Карсунского района применяется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р  «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, однако такое взаимодействие осуществляется только с Министерством финансов Ульяновской области.

Кроме того, отделом в ходе проверки установлено, что во всех муниципальных образованиях Карсунского района приняты муниципальные правовые акты, определяющие порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В ходе выезда в муниципальное образование «Карсунский район» был изучен вопрос наличия планов нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. В результате чего установлено, что план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Карсунский район» на 2012 год, реализован не полностью. В связи с этим просим направить в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области информацию о причинах непринятия запланированных правовых актов в установленные сроки. Также установлено, что утверждён план нормотворческой деятельности администрации муниципального  образования «Карсунский район» на 2, 3 и 4 кварталы 2013 года (распоряжение от 15.04.2013 № 27-р).

В ходе проведения проверки также установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области от 31.07.2013 № 48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области от 13.12.2012 № 82», а также решения Совета депутатов муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 14.12.2012 № 41  «О бюджете муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области на 2013 год» и от 31.07.2013 № 27 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 14.12.2012 № 41    «О бюджете муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области на 2013 год» не опубликованы, а лишь обнародованы.

Учитывая положения статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные решения являются не вступившим в силу и не могут быть применены. Применение данных решений может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, сотрудниками отдела выявлены нормативные правовое акты Карсунского района, принятые с нарушением формы издания муниципального правового акта. Так, Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Большепоселковское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов утверждено распоряжением администрации муниципального образования Большепоселковское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 08.07.2013 № 16-р; перечень должностей муниципальной службы администрации муниципального образования Вальдиватское сельское поселение, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие администрации муниципального образования Вальдиватское сельское поселение обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждён распоряжением администрации муниципального образования Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 26.07.2013 № 20-р.

Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Поскольку в соответствии с пунктом 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения отнесено к вопросу местного значения, рассматриваемые правовые акты должны быть приняты в форме постановления администрации муниципального образования.

Также в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Карсунский район» на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Так, Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Однако Устав муниципального образования «Карсунский район» в нарушение указанной нормы не содержит сроков опубликования.

Обращаем особое внимание, что по результатам выезда в муниципальное образование «Карсунский район» в 2012 году указывалось на отсутствие в Уставе информации о сроках опубликования муниципальных правовых актов, а также рекомендовалось привести Устав в соответствие с федеральным законодательством (письмо от 06.06.2012 № 73-П-02.04/8481исх).

Необходимо отметить, что пунктом 1 статьи 11 Устава муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области установлено, что обнародованием муниципального правового акта считается размещение экземпляра муниципального правового акта на официальном сайте администрации Карсунского района в сети «Интернет», а также размещение на информационных стендах, досках объявлений, в библиотеках, домах культуры.

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области только в сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, в связи с чем обнародование таких актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области (http://karsunmo.ru)  процедуру такой регистрации не проходил.

Вместе с тем, необходимо указать, что в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем обнародовать муниципальные нормативные правовые акты муниципального образования «Карсунский район» путём их размещения на информационных стендах, досках объявлений, в библиотеках, домах культуры, как предусмотрено Уставом Карсунского района.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Карсунского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.