О ходе реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-601, 606 и их визуализации

 

 

I. О показателях указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.

 

В декабре прошлого года подводились предварительные итоги исполнения в 2014 году «майских указов» Президента Российской Федерации.

Можно сказать, что по истечении двух месяцев картина не изменилась: в общем и целом мероприятия по Указам выполняются, ежегодные плановые значения достигаются.

Если брать конкретные показатели, то значения 2014 года в полном объёме достигнуты по 29 показателям из 39. По 10 показателям существуют определённые сложности с пониманием достижения ежегодных плановых значений из-за отсутствия методик расчёта, большого временного лага получения официальных данных.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

 

Целесообразно напомнить, что Указ содержит 4 показателя. На конец декабря 2014 года по 2 из них наблюдалось выполнение показателей при отсутствии нормативно закреплённых ежегодных плановых показателей:

по «приросту высокопроизводительных рабочих мест» значение составило порядка 4 тыс. рабочих мест (в 2014 году наблюдалось замедление роста показателя, для сравнения в 2013 году прирост составлял 9,4 тыс. рабочих мест); 

по «отношению объёма инвестиций в основной капитал к ВРП» значение составило 29 % (в 2014 году наблюдалась стагнация показателя, для сравнения в 2013 году значение показателя также составляло 29 %).

Еще по 2 показателям не было понимания по их достижению, ввиду большого временного лага получения официальных данных (по «доле продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВРП относительно уровня 2011 года» и по «индексу производительности труда относительно уровня 2011 года»).

Несмотря на относительно благоприятную ситуацию с Указом ежегодные плановые значения на конец года не были утверждены. В настоящее время ситуация не изменилась. Напоминаем о необходимости нормативного закрепления ежегодных плановых значений показателей на 2015 год.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

 

На конец декабря 2014 года по 10 из 13 показателей наблюдалось достижение ежегодных плановых значений 2014 года (в том числе по 8 показателям заработной платы, по 2 в сферы культуры и 1 в социальной сфере): 

педагогические работники общеобразовательных организаций (предварительное перевыполнение плана на 4,5 %: план – 100 %, факт– 104,5%);

педагогические работники среднего профессионального образования (предварительное перевыполнение плана на 1,9 %: план – 80 %, факт – 81,9 %);

работники учреждений культуры (предварительное перевыполнение плана на 0,3 %: план – 64,9 %, факт – 65,2 %);

врачи (предварительное перевыполнение плана на 15,2 %: план – 131,6 %, факт – 146,8 %);

средний медицинский персонал (предварительное перевыполнение плана на 5,8 %: план – 76,2 %, факт – 82 %);

прирост количества выставочных проектов (перевыполнение плана на 25 %: план – 20 %, факт – 45 %);

по 2 показателям «доля детей привлекаемых к участию в творческих мероприятиях» и «количество оборудованных мест для трудоустройства инвалидов» (100 % выполнение плана);

еще по 2 показателям заработной платы можно ожидать подтверждение выполнения плана после появления официальных статистических данных: по воспитателям детских садов (планируется перевыполнение плана на 4,3 %:
план – 100 % от средней заработной платы работников общеобразовательных организаций, прогноз – 104,3 %); по работникам социальной сферы (планируется перевыполнение на 1 %: план – 58 %; прогноз – 59 %);

По оставшимся 3 показателям ежегодные плановые значения не выполнены:

по заработной плате младшего медицинского персонала (при плане в
51 %, фактическое значение составило 49 %, отклонение – 2 %);

по росту реальной заработной платы (при плане в 120 %, предварительно фактическое значение составило только 115,4%, отклонение – 4,6 %, плановое значение второй год подряд не достигается);

по удельному весу численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников (при плане в 30,3 % фактическое значение составило 27,2 %, плановое значение второй год подряд не достигается).

С последнего заседания рабочей группы картина не поменялась. Ульяновская область всё также отстаёт по указанным межведомственным показателям, что и в конце 2014 года.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». 

 

С декабря 2014 года картина по показателям Указа осталась прежней.

По итогам получения официальных данных из статистики ожидаем исполнение по 4 из 5 ежегодных плановых значений:

по показателю смертности от болезней системы кровообращения (предварительно констатируется меньшее количество смертей от запланированного, при плане в 878,2 случая на 100 тыс. населения, фактическое значение составляет 849,9 случаев на 100 тыс. населения);

по 3 показателям смертности от новообразований, туберкулеза и младенческой смертности планируется 100 % выполнение плана.

По 1 межведомственному показателю предполагается, что Ульяновской области не достигнет планового значения 2014 года. Это «смертность от ДТП» (по итогам 2014 года ожидается подтверждение официальной статистикой 15,9 случаев на 100 тыс. населения при годовом плане в 13 случаев на 100 тыс. человек).

Информация о значениях показателя неоднократно озвучивалась на различных совещательных площадках, давались поручения по достижению показателя. В настоящее время, формирование новых поручений, помимо тех, что уже есть, считаем нецелесообразным.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

 

За 2 месяца существенных изменений не произошло и по показателям Указа в сфере образования.

По итогам года усматривается исполнение ежегодных плановых значений по 3 из 5 показателей:

по «доступности дошкольного образования» (при плане в 97,5 % фактическое значение по оценочным данным составляет 98 %);

по «доле образовательных организаций СПО, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (при плане в 8,3 %  фактическое значение 8,4 %);

по «доле детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам» (при плане в 62 %, прогнозное значение порядка 70 %);

Еще по 2 показателям нет понимания по их достижению:

по «доле занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедших повышение квалификации» (из-за неоднозначной методики расчёт фактических значений не осуществляется);

по «доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП» (из-за большого временного лага получения официальных данных фактические данные за 2014 год отсутствуют).

         Несмотря на имеющиеся проблемы в достижении показателей не усматриваются какие-либо новые предложения по решению проблемы. 

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». 

 

в 2014 году в регионе наконец-то нашли выход из «тупиковой ситуации», которая сложилась в 2012 году с ликвидацией аварийного жилищного фонда. Выполнен плановый показатель 2014 года по переселению граждан из 7,720 кв.м. аварийного жилищного фонда, обеспечено финансирование из Фонда ЖКХ, заключены контракты с контрагентами. Все эти мероприятия позволили Ульяновской области подняться в рейтинге субъектов Российской Федерации по реализации программы переселения из «10-ки аутсайдеров» на 16 место по России.

В отличие от мероприятий, ситуация с достижением показателей Указа складывается не так благополучно:

- только по 1 из 5 показателей ожидается подтверждение исполнения ежегодного планового значения: по «доле заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (план 2014 года – 10,5 %, факт – будет известен в октябре 2015 года, после официального опубликования). Однако, риски по недостижению показателя отсутствуют;

- по 1 показателю известно, что плановое значение не достигнуто – по «количеству лет, необходимых семье из 3 человек, для приобретения квартиры площадью 54 кв.м.» (при плановом значении в 2,7 года, по расчётным данным отраслевого министерства значение составило 3 года);

- по 3 из 5 показателей нет понимания по достижению показателей предоставление доступного и комфортного жилья 60 % российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в %», и «снижение стоимости 1 кв.м. жилья путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономкласса», «объём ввода жилья по стандартам жилья эконом класса»). Это связано с непрозрачностью расчёта показателей, отсутствием публикуемой информация о фактических значениях показателей профильным федеральным отраслевым министерством и бессистемной работой регионального отраслевого ведомства по достижению показателя. Здесь полагаем необходимым пересмотреть подход к работе по достижению показателей Указа.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

        

В конце 2014 года в Ульяновской области наблюдалось неисполнение по 4 из 5 показателей Указа:

по «удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг» (при плане в  70 %, предварительное значение составило 65%);

по «доле граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (при плане в 35 % предварительное фактическое значение составило 14 %);

по «числу обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации за услугой» (при плане в 2 обращения фактическое значение составило 6 обращений);

по «времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти за получением услуги» (план – 15 минут, факт – 40 минут, отставание от планового значения составило 25 минут).

по 1 показателю зафиксировано исполнение ежегодного планового значения 2014 года - доля граждан, имеющих доступ к получению государственных услуг по принципу «одного окна». При плане в 40 %, фактическое значение на конец отчётного периода составляло 62,23 %.

Озвученные данные нельзя назвать окончательными. В конце 2014 года проведён мониторинг, который включал в себя, в том числе вопросы изучения достижения ежегодных плановых значений Указа. Вторая волна мониторинга запланирована на первый квартал 2015 года. После завершения исследования фактические данные планируется скорректировать.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».

 

Неизменно благоприятной остаётся ситуация с реализацией мероприятий в рамках Указа в сфере межнационального согласия.

Согласно карте межэтнической напряжённости, составленной специалистами Центра изучения национальных конфликтов в регионах России, (период исследования с апреля по сентябрь 2014 года) Ульяновская область отнесена к группе регионов с низкой напряжённостью. Это говорит о слаженной работе в данном направлении.

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации.

 

Ситуация с исполнением Указа не поменялась.

- по двум направлениям работа идёт в полном соответствии с планом: переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет и выплата на третьих и последующих детей нуждающимся семьям

- по двум показателям Указа до сих пор нет прогнозных ежегодных значений по итогам 2014 года (рост ожидаемой продолжительности жизни и рост коэффициента суммарной рождаемости).

 

II. О публичной отчётности.

 

Необходимо отметить работу в 2014 году с формами публичной отчётности. Ульяновская область один из первых регионов, в котором была выстроена работа по заполнению и размещению форм публичной отчётности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На протяжении 2014 года информация о ходе исполнения «майских указов» Президента Российской Федерации размещалась в ежемесячном формате на сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области, один раз в полгода на сайтах органов исполнительной власти в разделе «открытые данные». Вся эта работа проходила в соответствии с Планом, утверждённым Губернатором Ульяновской области и в соответствии с установленными сроками. Проблем с размещением не возникало.

Поскольку План, в соответствии с которым проводилась работа по размещению публичной отчётности в открытом доступе, реализован 2014 году, предлагаю рассмотреть вопрос об утверждении аналогичного Плана работы на 2015 год.

 

III. О работе в ГАИС «Управление»

 

Отдельная тема – это работа в ГАИС «Управление».

         В декабре 2014 года из 43 значений в ГАИС «Управление» по Ульяновской области было занесено только 31 значение (72 %):

- отсутствала информация за 2012 год и 1 квартал 2014 года по плановым и фактическим значениям показателей;

- не была представлена информация за июль, август, сентябрь, октябрь ноябрь 2014 года по финансированию мероприятий.

В настоящее время ведётся работа по дозаполнению форм публичной отчётности в ГАИС «Управление».

Обращаю внимание, на то, что в ферале текущего года утверждены и размещены на сайте методической поддержки ГАСУ в сети «Интернет» Методичеиские рекомендации по мониторингу реализации мероприятий, направленных на достижение показателей «майских указов» Президента Российской Федерации с использованием форм ввода ГАИС «Управление».

Ключевые моменты из методических рекомендаций для кураторов «майских указов» Президента Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

         1) начиная с 2015 года исполнительным органам государственной власти необходимо ежегодно в начале года определять плановые значения для показателей публичной отчётности, мероприятия и объёмы финансирования мероприятий;

2) начиная с 2015 года ежемесячно публиковать формы публичной отчётности на официальных сайтх органов исполнительной власти в разеле «Открыте данные» (ранее публикация осуществлялась 1 раз в полгода).

ВЫВОДЫ:

 

Несмотря на масштабную работу, проводимую в регионе в рамках «майских указов» Президента Российской Федерации официальная статистика и всевозможные исследования («Медиалогия», «РиаРейтинг» и т.д.) показывают, что Ульяновской области по достижению показателей особо не выделяется на фоне субъектов Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом. Хотелось бы быть первыми.

Анализ сложившейся ситуации выявил ряд причин и обстоятельств, которые, так или иначе, оказывают негативное влияние на достижение показателей и исполнение мероприятий.

  1. Имеющееся реальное невыполнение ряда показателей – о них было сказано выше.
  2. Сохраняется проблема несовершенства методик расчёта. Данная тема довольно часто обсуждалась в течение 2014 года. Неоднократно оформлялись поручения. Однако отдельные вопросы так и не были решены. В этом нет прямой вины «кураторов майских указов» Президента Российской Федерации. Наблюдается «незаинтересованность» федеральных органов власти в решении вопросов, возникающих у субъектов Российской Федерации по данному вопросу.
  3. Отсутствие обязательных к опубликованию фактических значений показателей. Из 39 показателей публичной отчётности только 27 официально публикуются федеральными органами власти в разрезе субъектов. По остальным 12 показателям у субъектов Российской Федерации появляется право самостоятельно делать расчёт, завышать фактические значения, искажать реальную картину по Указам, а несовершенство методик расчёта способствует субъективности в расчётах

 

IV. О визуализации исполнения Указов.

 

Экспертно-аналитическим управлением проведен мониторинг размещения органами местного самоуправления Ульяновской области информации о реализации «майских» указов Президента Российской Федерации в сети «Интернет».

Оценка проводилась по следующим основным критериям:

1. Наличие информации по разделам:

- информация о составе, планах и результатах работы рабочих подгрупп по реализации «майских указов» Президента Российской Федерации;

- нормативное обеспечение реализации на территории муниципального образования «майских указов» Президента Российской Федерации (НПА, методики расчёта показателей и т.д.);

- утверждённые дорожные карты, планы мероприятий, сетевые графики по реализации «майских указов» Президента Российской Федерации;

- показатели публичной отчетности реализации «майских» Указов Президента России за отчетный период;

- отчёты о реализации мероприятий по достижению целевых показателей «майских» Указов Президента РФ (причины не достижения тех или иных показателей);

-  графические материалы о реализации «майских указов» Президента России;

2. Дата последнего обновления информации.

 

Результаты мониторинга представлены в таблице:

1. Наиболее полно (по основным разделам) представлена информация о реализации «майских» Указов Президента России лишь в одном муниципальном образовании – Новомалыклинский район;

2. Размещение информации о реализации «майских» Указов Президента России на сайтах органов местного самоуправления сводится главным образом к размещению показателей публичной отчетности (в табличном виде), либо текстовых отчетов о реализации мероприятий по достижению целевых значений показателей «майских» указов Президента России (22 муниципальных образования, так или иначе, размещают информацию):

- полностью отсутствует графическая информация (графики, диаграммы, презентационные материалы);

- не представлено нормативное обеспечение реализации «майских» Указов Президента России;

- информация о составах, планах и результатах работы рабочих подгрупп размещается только 9 муниципальными образованиями (менее половины от общего числа), среди них: г.Ульяновск, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Кузоватовский, Новоспасский, Сурский , Майнский, Цильнинский районы;

- Дорожные карты (сетевые графики или планы) по реализации «майских» Указов Президента России) размещены на сайтах 6 муниципальных образований (г.Ульяновск, Новомалыклинский, Кузоватовский, Новоспасский, Сурский, Майнский районы);

- из 22 муниципальных образований, которые, так или иначе, разместили информацию о реализации «майских» указов Президента России на своих сайтах, регулярно обновляют только 15 муниципальных образований (от 2 до 7 месяцев информация не обновлялась на сайтах Старомайнского, Тереньгульского, Радищевского, Майнского, Цильнинского, Старокулаткинского районов и города Новоульяновск);

3. Отсутствует какая-либо информация о реализации «майских» Указов Президента России 2 муниципальных образований (Павловский и Ульяновский районы);

Предложения:

В этой связи предлагаем рекомендовать органам местного самоуправления упорядочить работу по регулярному размещению и обновлению на своих сайтах информации о реализации «майских» Указов Президента России, а именно:

1. Разместить информацию о составах, планах и результатах работы рабочих подгрупп (Старомайнский, Мелекесский, Радищевский, Базарносызганский, Инзенский, Вешкаймский, Карсунский, Николаевский, Павловский, Старокулаткинский, Барышский, Ульяновский, Чердаклинский районы, г. Новоульяновск, г.Димитровград);

2. Разместить информацию о нормативном обеспечении реализации на территории муниципального образования «майских» Указов Президента России;

3. Разместить актуализированные Дорожные карты (сетевые графики или планы) по реализации «майских» Указов Президента России на территории муниципального образования (Старомайнский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Мелекесский,  Радищевский, Базарносызганский, Инзенский, Вешкаймский, Карсунский, Николаевский, Павловский, Старокулаткинский, Барышский, Ульяновский, Чердаклинский районы, г.Новоульяновск, г.Димитровград);

4. Отчеты о выполнении мероприятий и достижении целевых значений показателей «майских» Указом Президента России дополнять графической информацией (графики, диаграммы, презентации и т.п.), которые также отдельно размещать в разделе: «Реализация Указов Президента РФ от 07.05.0212 / Инфографика».

5. Осуществлять контроль за регулярностью обновления информации о реализации «майских» Указов Президента России на сайтах органов местного самоуправления (Старомайнский, Тереньгульский, Радищевский, Майнский, Цильнинский, Николаевский, Павловский, Старокулаткинский, Ульяновский районы, г.Новоульяновск). 

 

 

Начальник экспертно-аналитического
правления администрации Губернатора
Ульяновской области                                                                       Н.П.Глинкин 

 

 

Информация о размещении информации о реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 №597-602, 606 на сайтах Муниципальных образований Ульяновской области

 

№ п/п

Наименование МО

Ф.И.О. главы администрации МО

Веб-сайт

 

Размещение информации по "майским" Указам Президента РФ

Общая оценка (по 7-балльной системе)

Текстовая информация

Инфографика (графики, диаграммы, схемы, презентации)

Дата последнего обновления данных

Рабочая группа (состав, планы, отчеты о работе)

Нормативное обеспечение

Дорожные карты, сетевые графики, планы

Показатели публичной отчетности

Отчеты (достижение показателей, выполнеие мероприятий)

1

Новомалыклинский район

Мухутдинов И.Н.

http://nmalykla.ulregion.ru/

6

+

+

+

+

+

-

01.01.2015

2

г.Ульяновск

Беспалова М.П.

http://ulmeria.ru

5

+

-

+

+

+

-

01.01.2015

3

Кузоватовский район

Вильчик А.Н.

http://kuzovatovo.ulregion.ru/

5

+

-

+

+

+

-

01.01.2015

4

Новоспасский район

Вражнов А.С.

http://novospasskoe.do.am

5

+

-

+

+

+

-

01.01.2015

5

Сурский район

Малышев В.А.

http://surskoe.ulregion.ru/

5

+

-

+

+

+

-

01.01.2015

6

Сенгилеевский район

Бердников А.П.

http://sengilej.ru/

4

+

-

-

+

+

-

01.01.2015

7

Майнский район

Дорофеев А.Н.

http://maina-admin.ru/

4

+

-

+

+

+

-

01.10.2014

8

Тереньгульский район

Самойлов И.А.

http://www.terenga.ru/

3

+

-

-

+

+

-

01.07.2014

9

Мелекесский район

Тойгильдин С.В.

http://adm-melekess.ru/

3

-

-

-

+

+

-

01.01.2015

10

Инзенский район

Мидленко О.В.

http://inza.ulregion.ru/

3

-

-

-

+

+

-

01.01.2015

11

Цильнинский район

Рамазанов Х.В.

http://www.cilna.ru/

3

+

-

+

-

+

 

25.08.2014

12

Чердаклинский район

Пузраков Ю.А.

http://cherdakli.com/

3

-

-

-

+

+

-

01.01.2015

13

Радищевский район

Белотелов А.В.

http://radishevo.ulregion.ru/

2

-

-

-

+

+

-

01.12.2014

14

Базарносызганский район

Ширманов В.И.

http://bsizgan.ulregion.ru/

2

-

-

-

+

-

-

01.01.2015

15

Вешкаймский район

Степанов Ю.Н.

http://mo-veshkaima.ru/

2

-

-

-

+

-

-

01.01.2015

16

Карсунский район

Чубаров В.Б.

http://www.karsunmo.ru/

2

-

-

-

+

-

-

01.01.2015

17

Николаевский район

Ризаев А.Н.

http://nikolaevka.ulregion.ru/

2

-

-

-

-

+

-

01.01.2015

18

Барышский район

Кочетков С.В.

http://barysh.org/

2

-

-

-

+

-

-

01.01.2015

19

г.Димитровград

Горшенин Н.А.

http://dimitrovgrad.ulregion.ru/

2

-

-

-

+

-

-

01.01.2015

20

Старомайнский район

Половинкин В.Г.

http://stmaina.ru/

1

-

-

-

-

+

-

01.01.2014

21

Старокулаткинский район

Аблязов И.А.

http://stkulatka.ulregion.ru/

1

-

-

-

-

+

-

01.06.2014

22

г.Новоульяновск

Деникаев Г.П.

http://novulsk.ru/

1

-

-

-

+

-

-

01.10.2014

23

Павловский район

Вальков А.И.

http://pavlovka.ulregion.ru/

0

-

-

-

-

-

-

-

24

Ульяновский район

Ковель В.В.

http://www.ulraion.ru/

0

-

-

-

-

-

-

-