Рейтинг за 1 квартал 2015 года
Правительство Ульяновской области
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ___________ № ____________ |
|
Губернатору – Председателю Правительства Ульяновской области
С.И.Морозову |
О рейтинге муниципальных
образований области по уровню
реализации «майских» указов
Уважаемый Сергей Иванович!
Экспертно-аналитическим управлением администрации Губернатора Ульяновской области разработан рейтинг муниципалитетов Ульяновской области по выполнению «майских» указов Президента.
В основу рейтинга легли следующие принципы:
- базируется на 15 показателях, закрепленных за МО. Это те показатели, за которые полностью или частично несут ответственность муниципалитеты (приложение 1).
- идеальным муниципалитетом считается тот, который доводит значения всех показателей до целевых областных значений или лучше.
- для приведения показателей к единому базису сравнения они нормируются от 0 до 1, где (аналогично методике оценки уровня развития человеческого потенциала ООН):
- 0 – худшее значение по всем муниципалитетам,
- 1 – целевое значение или лучше.
Такой подход гарантирует, что «перевыполнением» по какому-то показателю муниципалитет не сможет компенсировать отставание по другим. Наша задача – комплексное и гармоничное движение по всем показателям, а не перевыполнение одних в ущерб другим.
- индекс исполнения указов в муниципалитете (от 0 до 100%) показывает, насколько он выполняет майские указы относительно худших значений по области. 100% - МО выполняет все указы. 0% - муниципалитет худший в регионе по всем показателям. Психологически важным барьером является выполнение на 67% - это означает, что уровень выполнения в муниципалитете в целом на две трети выше, чем у условно-худшего.
- в целях группировки муниципалитетов по кластерам учитывается динамика изменений показателей.
- Итоговый рейтинг графически можно проиллюстрировать в виде матрицы реализации указов (по аналогии с оценкой эффективности деятельности региональных органов власти по указу Президента №1199), при этом правила интерпретации интуитивно понятны – чем ближе муниципальное образование на координатной сетке к правому верхнему углу, тем лучше его позиция.
Условные названия групп отражают содержательный аспект и интерпретируются следующим образом:
I группа – индекс выполнения указов выше 67%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он улучшился. Условное название этой группы – «Яркие звезды», т.е. муниципалитеты, находящиеся на самых высоких позициях рейтинга, с наилучшими результатами как динамики, так и достигнутого уровня;
II группа – индекс выполнения указов выше 67%, но по сравнению с предыдущим периодом он ухудшился. Условное название этой группы – «Падающие звезды», т.е. муниципалитеты, в целом справляющиеся с выполнением майских указов – но ухудшившие выполнение майских указов по сравнению с предыдущим периодом;
III группа – индекс выполнения указов ниже 67%, но по сравнению с предыдущим периодом он улучшился. Условное название этой группы – «Восходящие звезды», т.е. муниципалитеты, чей уровень реализации указов низок, но улучшается по сравнению с предыдущим рейтингом;
IV группа - индекс выполнения указов ниже 67%, и по сравнению с предыдущим периодом он ухудшился. Условное название этой группы – «Черные дыры», т.е. муниципалитеты, чей уровень реализации указов низок, и продолжает ухудшаться.
- рейтинг может составляться ежеквартально, по мере появления всех статистических данных в разрезе МО (примерно – через два месяца после окончания очередного квартала).
Такой подход позволяет не только определить место муниципалитета среди остальных – но и дать качественную оценку его перспективам. Подробно методика составления рейтинга представлена в приложении 2
Кроме формирования методологии рейтинга, было произведено его формирование на базе данных за II и III квартал 2014, итоги 2014 года и I квартале 2015 года. Результаты представлены ниже:
По результатам пилотного рейтинга по реализации майских указов Президента муниципалитетов Ульяновской области можно сделать следующие выводы.
1. В целом муниципалитеты Ульяновской области в начале 2015 года стали хуже справляться с реализацией указов
На это указывает распределение муниципалитетов по матрице реализации указов: если по итогам 2014 года в I группу (лучшие муниципалитеты, «яркие звезды») входило 14 МО, а в IV группу (худшие, «черные дыры») – только один район, то по итогам I квартала 2015 года в I группе «ярких звезд» осталось всего 7 муниципалитетов (т.е. в два раза меньше), а в IV группе «черных дыр» стало 6 районов области. Ухудшили уровень выполнения указов 16 из 24 муниципалитетов. Соответственно, наиболее массовой по итогам I квартала 2015 года стала группа II – «Падающие звезды».
Такую тенденцию можно объяснить в первую очередь эффектом «начала года» - в один день, с 01 января, выросли планки, которые устанавливаются на весь 2015 год – а меры по их достижению начинают применяться с запозданием (например, повышение зарплат идет в течение года в несколько этапов – с тем расчетом, чтобы по итогам года выйти на плановый показатель).
2. Лидеры по реализации майских указов - города
Абсолютным лидером реализации «майских» указов в регионе является город Ульяновск. Это единственный муниципалитет, который по итогам как 2014 года, так и I квартала 2015 года достигает всех целевых значений (уровень выполнения – 100%);
В число лидеров также входят города Димитровград и Новоульяновск, где уровень выполнения более 90%. Соответственно, по достигнутому уровню три города области удерживают за собой первые позиции. В то же время, город Новоульяновск за I квартал ухудшил свои показатели – а потому в итоговом рейтинге занял лишь 5 место.
Говоря о природе лидерства можно предположить, что города ввиду большей плотности населения при сопоставимых с другими муниципалитетами бюджетными расходами на душу населения могут получать большую отдачу за счет эффекта масштаба.
3. Аутсайдеры по реализации майских указов – окраинные западные и южные районы области
Абсолютным аутсайдером по реализации указов является Старокулаткинский район. Обладая самым низким уровнем исполнения (менее 40%, район является худшим по показателям младенческой смертности, охвата дошкольным образованием и зарплат в этих учреждениях), он продемонстрировал по итогам первых трех месяцев 2015 году отрицательную динамику.
Занявшие 2 и 3 место с конца в итоговом рейтинге Мелекесский и Николаевский районы оказались в аутсайдерах по причине значительного ухудшения результатов работы по указам в начале 2015 года по сравнению с итогами 2014.
Также из стабильно отстающих можно отметить Инзенский и Павловский районы. Павловский район хоть и немного улучшил уровень выполнения за первые три месяца 2015 года, однако ни разу за последние 4 квартала не перевалил за уровень выполнения указов в 67% (две трети). Инзенский район лишь однажды за последние 4 квартала превысил этот уровень (менее чем на 1% - по итогам 9 месяцев 2014 года), при этом последние два квартала район только ухудшал уровень выполнения относительно среднего по региону.
Говоря о природе отставания, следует отметить, что эти районы не являются аутсайдерами по бюджетным расходам на душу населения (меньше всего бюджетные расходы в расчете на жителя в Павловском районе – 87% от среднего по негородским муниципалитетам, в Инзенском и Старокулаткинском районах – 106% и 104% соответственно), не являются уникальными по численности населения (сопоставимый со Старокулаткинским и Павловским районами по численности населения и также окраинный Радищевский район занял 13 место по региону, а Инзенский район занимает 7 место среди всех МО области по численности населения) или плотности населения (Старокулаткинский район - 17 место по плотности, Павловский – 12 место, Инзенский – 10 место среди всех МО области).
Единственным объединяющим эти стабильно аутсайдерские регионы экзогенным фактором является их «окраинность». В то же время, есть и другие окраинные регионы области, которые лучше выполняют майские указы (примеры: Сурский район – 14 место в общем рейтинге, Радищевский – 13 место).
Приложение: 1. Перечень показателей публичной отчётности для органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на 2 стр. в 1 экз.
2. Методология рейтинга на 2 стр. в 1 экз.
Начальник экспертно-аналитического
управления администрации Губернатора
Ульяновской области Н.П.Глинкин
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
показателей публичной отчётности для органов местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области
№ п/п |
Показатель указа |
Источник информации /срок |
Уровень полномочий |
Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» |
|||
1. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации |
МО, ИОГВ/Ежемесячно Росстат/ежеквартально |
МО |
2. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации |
МО, ИОГВ/Ежемесячно Росстат/ежеквартально |
МО |
3. |
Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации |
МО, ИОГВ/Ежемесячно Росстат/ежеквартально |
МО |
4. |
Количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год |
ИОГВ/ежегодно |
ИОГВ |
5. |
Прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации относительно уровня 2012 года |
МО/ежегодно |
МО |
6. |
Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей |
МО/ежегодно |
МО |
Указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» |
|||
7. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
ИОГВ/ежемесячно, Росстат/ежегодно |
ИОГВ |
8. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
ИОГВ/ежемесячно, Росстат/ежегодно |
ИОГВ |
9. |
Смертность от туберкулёза |
ИОГВ/ежемесячно, Росстат/ежегодно |
ИОГВ |
10. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
ИОГВ/ежемесячно, Росстат/ежегодно |
ИОГВ |
11. |
Младенческая смертность |
ИОГВ/ежемесячно, Росстат/ежегодно |
ИОГВ |
Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» |
|||
12. |
Доступность дошкольного образования (Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) |
МО, ИОГВ/Ежемесячно
Росстат/ежегодно |
МО |
13. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста |
МО, Росстат/ежегодно |
МО |
Указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» |
|||
14. |
Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья эконом-класса (Снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса) |
ИОГВ/ежегодно |
ИОГВ |
15. |
Объём ввода жилья по стандартам эконом-класса |
ИОГВ/ежегодно |
ИОГВ |
ИТОГО: |
15 показателей |
Приложение 2