4.3.4. Развитие культурных и креативных сфер деятельности в Ульяновской области

 Текущая ситуация в сфере развития культурных и креативных индустрий в Ульяновской областихарактеризуется их крайне низкой значимостью в экономике региона. В Ульяновскойобласти существуют интересные, креативные культурные центры, однако их деятельность не выходит за пределы местного масштаба и фактически неизвестна в иных субъектах Российской Федерации и тем более за рубежом. 

Культурный потенциал региона достаточно велик. На территории Ульяновской областирасположено 2128 объектов культурного наследия, из них 82 объекта культурного наследия федерального значения, 270 объектов –регионального значения, 30 объектов – местного (муниципального) значения. 382 объекта культурного наследия включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятниковистории и культуры) народов Российской Федерации. Многие объекты культурного наследия, располагающиеся на территории Ульяновской области, уникальны и имеют значительную культурно-историческую ценность для всей России. Срединих можно назвать: областное государственное автономное учреждение культуры«Ленинский мемориал», областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова», областное государственное бюджетное учреждение культуры«Дворец книги», федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», Головной отраслевой музей истории гражданской авиации,государственное учреждение культуры «Ульяновский областной художественный музей», Музей современного изобразительного искусства имени А.А.Пластова – филиал государственного учреждения культуры «Ульяновский областной художественный музей», Ундоровский палеонтологический музей, детский интерактивный развлекательно-обучающий комплекс «Усадьба Колобка», общество с ограниченной ответственностью «Центр ремёсел»и другие менее значимые объекты. 

На сегодняшний день Ульяновская областьявляется одним из регионов России, имеющих большой опыт в области охраны объектов культурного наследия, активно реализующих полномочия в области регионального нормотворчества. Региональными органами власти разработаны все необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственной охраны объектов культурного наследия; в постоянном режиме ведётся работа по совершенствованию регионального законодательства.

Ульяновская областьобладает значительным культурным потенциалом.

В качестве культурных доминант Ульяновской областимогут быть определены следующие направления, потенциально привлекательные для туристов: 

Город семи ветров (спортивный туризм: виндсёрфинг, кайтсёрфинг);

Родина Ленина (культурно-исторический туризм);

Красная Мекка (культурно-политический туризм);

Авиационная столица России (культурно-исторический туризм, деловой туризм: проведение авиационных выставок);

Красный маршрут: Москва, Санкт-Петербург, г.Казань, г.Ульяновск (культурно-исторический туризм);

родной город писателя Ивана Александровича Гончарова (автора романов «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»);

родной город Николая Михайловича Карамзина, выдающегося русского историка и литератора;

Музей СССР (культурно-исторический туризм); санаторийимениВ.И.Ленина курорта Ундоры, расположенного на берегу реки Волги в 40 км от Ульяновска (лечебно-оздоровительный туризм);

Волжанка – минеральная вода (лечебно-оздоровительный туризм);
р. Волга (как один из самых известных русских брендов);

Русское судоходство (спортивный и культурный туризм: путешествие на старинных пароходах, яхтинг, гребля).

В целом отраслевой анализ экономики Ульяновской областипоказал, что ни одна из сфер деятельности экономики региона неимеет достаточно высокого уровня развития в масштабах Российской Федерации. 

Утверждённый в качестве целевого сценарий «Высокие технологии и креативный класс» ориентирован на ускоренное развитие креативных индустрий, что означает необходимость стимулирования ихдальнейшего развития. 

По итогам рассмотрения текущей ситуации в сфере развития культурных и креативных индустрий определены следующие стратегические вызовы для Ульяновской области: 

обеспечение стимулирования развития культурных и креативныхиндустрий для создания благоприятного туристского имиджа Ульяновской области; 

обеспечение стимулирования развития культурных и креативных индустрий в целях привлечения молодёжи к проживанию на территории Ульяновской области. 

Правительство Ульяновской области признаёт в качестве долгосрочного приоритета в общем развитии региона на период до 2030 годанеобходимость стимулировать развитие следующих культурных и креативных индустрий в Ульяновской областипутём реализации кластерного подхода:

реклама; 

архитектура; 

ремёсла, дизайн мебели; 

моделирование (дизайн) одежды; кино и видео; 

графический дизайн; развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры); 

живая и записанная музыка;

исполнительские искусства и зрелища;

теле-, радио- и интернет-вещание; 

визуальные (изобразительные) искусства.

В долгосрочном периоде данные культурные и креативные индустрии станут одним из драйверов экономики Ульяновской области. 

Поддержка развития культурных и креативных индустрий осуществляется с использованием институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития.

В качестве цели в сфере развития культурных и креативных индустрий на период до 2030 года определена необходимость обеспечитьих ускоренный рост в Ульяновской области. 

Развитие культурных и креативных индустрий в Ульяновской области предполагает целый ряд мероприятий. В первую очередь Правительству Ульяновской области следует сделать акцент на развитии креативного пространства «Квартал» за счёт привлечения к участию в проекте всё новых предпринимателей, заинтересованных в развитии следующих сфер деятельности: 

реклама;

архитектура;

ремёсла, дизайн мебели;

моделирование (дизайн) одежды;

кино и видео; 

графический дизайн;

развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры); 

живая и записанная музыка;

исполнительские искусства и зрелища;

теле-, радио- и интернет-вещание;

визуальные (изобразительные) искусства и древности.

В таблице 34 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

Таблица 34 

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере развития культурныхи креативных индустрийна период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2025 год

2030 год

Число организацийкластеракультурныхи креативныхиндустрийна территории Ульяновской области, %относительно2012 года

100

 

 

108

 

 

113

 

 

118

 

 

126

 

 

135

 

 

143

 

 

Не

менее

150

Не

менее

200

 

Ключевым драйвером развития культурных и креативных индустрий является созданиекультурно-туристского кластера «Музей СССР», который предполагается реализовать на территории города Ульяновска. Целью данного проектаявляется организация культурного туризма федерального уровня на основе исторически сложившегося бренда «Родина основателя СССР– В.И.Ульянова (Ленина)» и имеющихся историко-культурных ресурсов досоветского и советского периодов.

Реализация проекта предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на:

формирование сильной и устойчивой сферы культуры в Ульяновской области, основанной на богатом культурном наследии, результатах деятельности государственных учреждений культуры и синергетического эффекта от культурного обмена по итогам проведения Международногокультурного форума в городе Ульяновске;

формирование крупного музейного комплекса, включающего историко-мемориальные, мемориально-литературные, художественные музеи, обеспечивающего сохранение, изучение и интерпретацию культурного наследия России советского периода; 

формирование рекреационного парково-ландшафтного комплекса;

формирование и развитие инфраструктуры гостеприимства, включая объекты гостиничной инфраструктуры, объекты индустрии отдыха и развлечений, торговли и общественного питания; 

модернизация транспортной инфраструктуры города Ульяновска, чтоозначает дальнейшее развитие объектов авиационного, железнодорожного, водного транспорта на принципах мультимодальности, а также совершенствование технического состояния улично-дорожнойсети города и создание системы парковок личного автомобильного и общественного (экскурсионного) транспорта. 

Существующий культурно-познавательный потенциал города Ульяновска представлен 19 музеями. Максимальная пропускная способность действующих музеев составляет до 3 тыс. человек в сутки. В пересчёте на год это даёт около 550 тыс. посещений (с учётом сезоннойнеравномерности туристического потока).

Концепция культурно-туристского кластера «Музей СССР» предполагает создание дополнительных экспозиционных площадей, показывающих историю советского периода и обеспечивающих выполнение кластером культурно-просветительской, научно-образовательной и воспитательной функций. 

Реализация проекта культурно-туристского кластера «Музей СССР» в Ульяновской областипозволит сформировать туристский продукт мировогоуровня, главным брендом при коммерческой реализации которого будет являться бренд СССР.

 

Субъекты управления сферой развития культурных и креативных индустрий в Ульяновской области, в том числе с помощью инструментов, приведённых в подразделе 4.2 настоящей Стратегии 

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

Фонд «Ульяновск – культурная столица»; 

АО«Корпорация развития Ульяновской области»;

автономная некоммерческая организация«Центр кластерного развития Ульяновской области»;

организации культурных и креативных индустрий в Ульяновской области(по согласованию).

 

4.4. Стратегический приоритет «Сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области» 

Долгосрочное развитие Ульяновской областитесно связано с пространственным развитием региона. Развитие Ульяновской областидо 2030 года будет основываться на эффективном использовании пространства Ульяновскойобласти. Текущий уровень пространственного развития Ульяновской областиявляется недостаточным. При средних или близких к средним по России и ПФО основных индикаторах социально-экономического развития Ульяновской областив целом ряд муниципальных образований региона находится на существенно более низком уровне развития.

Пространственная структура Ульяновскойобласти и конфигурация её транспортных сетей обусловливает концентрацию территорий максимальной капитализации вокруг наиболее крупных урбанизационных центров –городов Ульяновска и Димитровграда – и вдоль мультимодальных транспортных путей. Такими территориями являются формирующаяся двухъядерная Ульяновско-Димитровградская агломерация, включающая всё левобережье и наиболее плотно заселённую и промышленно развитую часть правобережья, непосредственно примыкающую к реке Волге и простирающуюся на север до границы Ульяновской области и на юг до городаНовоульяновска включительно. Также к территориям повышенной капитализации относится Новоспасское городское поселение муниципального образования «Новоспасский район» и прилегающие к нему земли. Территорией с высоким потенциалом повышения капитализации является крупный транспортный и производственный узел городаИнза. Пространственная структура Ульяновскойобласти обусловливает потребность в создании и(или) развитии точек роста в юго-западной, южной и восточной частях Ульяновскойобласти при неизбежном нарастании социально-экономической роли регионального центра и его агломерации. 

На основании проведённого анализа географического положения и внутрирегиональных различий Ульяновскойобласти, интегральных и частныхпоказателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Ульяновскойобласти было проведено зонирование территории Ульяновской области и формирование перечня зон с максимальной и минимальной капитализацией территории. 

Зоны выделены по границам муниципальных районов и городовУльяновской области.

Зона 1. Ульяновская агломерационная зона включает Ульяновскую городскую агломерацию, занимающую территории как на правом, так и на левом берегу р.Волги. В состав зоны входят города Ульяновск и Новоульяновск, Цильнинский и Чердаклинскиймуниципальные районы.

Зона 2. Димитровградская агломерационная зона включает всё левобережье Ульяновской области, кроме участка в составе города Ульяновска и Чердаклинского района, тяготеющего к Ульяновску. В состав зонывходят город Димитровград и Мелекесский муниципальный район, а также Новомалыклинский и Старомайнский муниципальные районы. 

Зона 3. Новоспасская транспортно-индустриальная зона включает Новоспасский и Николаевский муниципальные районы.

Зона 4. Инзенская транспортно-индустриальная зона включаетИнзенский, Базарносызганский и Барышскиймуниципальные районы.

Зона 5. Центральная индустриально-аграрная зона включает Сенгилеевский, Тереньгульский и Кузоватовскиймуниципальные районы.

Зона  6. Западная индустриально-аграрная зона включает Сурский, Карсунский, Вешкаймский и Майнскиймуниципальные районы. 

Зона    7. Южная аграрная зона включает Павловский, Старокулаткинский и Радищевский муниципальные районы.

Ключевые индикаторы социально-экономического развития каждой из перечисленных зон по состоянию на 2013 год приведены в таблице 35.

Таблица 35

Характеристика макрозон Ульяновской области

п/п

Наименование

показателя

(относительно показателя по Ульяновской области)

Ульянов-скаяагломера-ционная

зона

 

Димитров-градская

агломера-ционная зона

Западная

индустри-ально-аграрная

зона

Инзенская

транспорт-но-индустри-

альная зона

Центральная

индустриаль-но-аграрная

зона

Южная

аграрная

зона (кюгу от Новоспасского городского поселения)

Новоспасская

транспортно-

индустриаль-ная зона

 

 

 

 

 

 

1.

Доля населения, %

59,9

14,8

6,8

6,6

4,9

3,3

3,8

 

2.

Доля занятых в обрабатыва-ющейпромышленности, %

28,4

35,6

4,7

18,8

13,4

0,7

8,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Доля занятых в сельском хозяйстве, %

0,1

1,1

0,0

0,0

5,5

0,3

5,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Доля занятых в строительстве, %

2,4

1,1

0,1

0,4

0,2

0,8

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Доля занятых в транспорте и связи, %

8,5

2,8

4,2

9,5

6,3

6,9

13,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Доля занятых в сфере

финансов и недвижимости, %

11,1

4,0

6,2

11,3

7,2

7,7

15,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Доля занятых в бюджетной сфере, %

40,5

34,7

64,2

57,2

5,9

72,1

54,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Доля инвестиций в

57,9

22,3

1,3

1,7

12,4

0,4

4,0

 

основной капитал, %

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Доля в объёме промышлен-ного производства, %

84,0

5,3

0,8

1,5

2,7

0,1

5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Доля в объёме жилищного фонда, %

62,3

9,8

7,5

7,1

5,7

3,6

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Обеспеченность населения жилищным фондом, кв. м на человека

23,5

31,2

21,0

31,0

22,6

24,0

31,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что по критерию капитализации территории зоны делятся следующим образом:

к зонам максимальной капитализации относятся Ульяновская агломерационная зона, Димитровградская агломерационная зона;

к зонам высокой капитализации относится Новоспасская транспортно-индустриальная зона;

к     зонам со средней капитализацией и высоким потенциалом наращивания капитализации относится Инзенская транспортно-индустриальная зона;

к зонам со средней и пониженной капитализацией относятся Центральная индустриально-аграрная и Западная индустриально-аграрная зоны;

к      зонам с низкой степенью капитализации относится Южная аграрная зона.

Расчёт теоретической границы Ульяновской городской агломерации показывает, что почти целиком в её пределы по 1-часовой изохроне транспортной доступности попадают, кроме городов Ульяновска и Новоульяновска, Ульяновский, Цильнинский и Чердаклинскиймуниципальные районы. Зонирование, проведённое на основании комплексного анализа социально-экономической дифференциации муниципальных образований, определило территорию Ульяновской агломерационной зоны по границам вышеназванных муниципальных образованийУльяновской области.

При этом Ульяновская агломерационная зона непосредственнопримыкает к Димитровградской агломерационной зоне и имеет сходные с ней социально-экономические характеристики по ряду параметров, что отражается в сводном рейтинге районов Ульяновской области (рис. 3).

 

Рис. 3.Ульяновская городская агломерация 

В совокупности две эти зоны можно рассматривать как территорию формирования полицентрической Ульяновской городской агломерации,включающую город Ульяновск и городДимитровград и концентрирующую более 65процентов населения и более 85 процентов продукции обрабатывающей промышленности, являющейся главной отраслью специализации региона.

Два больших города и важнейших индустриальных и инновационных центра –городУльяновск и городДимитровград– расположены не так близко, как это бывает в некоторых других регионах (расстояние по автомобильной или железной дороге до 100 км). Таким образом, в зависимости от консервативности оценок при определении теоретической границы Ульяновской агломерации городДимитровград расположен либо за её пределами (наиболее консервативная оценка: граница позоне 1-часовой доступности, оценочная скорость движения 60 км/ч),либо на самой её границе (наименее консервативная оценка: граница по зоне 1,5-часовой доступности, оценочная скорость 70 км/ч). Фактор расстояния, а также большой размер, высокий промышленный и инновационный потенциал городаДимитровграда, стратегическое значение организаций города делают неизбежным вывод о том, что агломерирование в Ульяновской области должно идти по пути формирования двухъядерной агломерации. Более того, процесс агломерирования не должен сводиться к субурбанизации в окрестностях двух городов и углублению перестройки сельского хозяйства прилегающих земель в сельское хозяйство пригородного типа. Агломерирование должноидти по двум встречным направлениям, от городаУльяновска и от городаДимитровграда, и вести к урбанизационному освоению всей притрассовой полосы, охвату городским образом жизни подавляющей части населения лежащих между центрами урбанизации муниципальных районов: Чердаклинского и, частично, Мелекесского.

На сегодняшний день такой двухъядерной агломерации не существует. Имеется только слабоструктурированная зона повышенного социально-экономического потенциала, протянувшаяся от Цильнинскогомуниципального района на северо-западе до Новомалыклинскогомуниципального района на востоке. Ядром этой зоны является Ульяновская моноцентрическая агломерация, включающая города Ульяновск и Новоульяновск, а также прилегающиетерритории, выполняющие селитебные функции (в том числе размещение второго, дачного жилья) и функции пригородного сельского хозяйства (производство мяса, молока, овощей для обеспечения потребностей жителей городов). Данная агломерация достаточно компактна. Подавляющая часть (более 95 процентов) её населения, инфраструктуры, производственного потенциала сосредоточена в зоне меньшей, чем граница 1-часовой транспортной доступности центра.

Формирование полноценной двухъядерной агломерации, включающей города Ульяновск и Димитровград, возможно только при условииостановки процессов депопуляции, а также транзитной миграции, в рамках которой наиболее образованное и активное население перемещается из городов Димитровграда, Новоульяновска и прилегающих сельских территорий в городУльяновск и далее в центры более высокого порядка. Основным направлением на пути достижения цели стабилизациичисленности населения должно стать повышение привлекательности городаДимитровграда как места проживания, а также дальнейшая диверсификация его экономики с целью преодоления «синдрома моногорода», когда чрезмерная зависимость населения от работы одной-двух организаций приводит к вспышкам миграционного оттока в периоды экономических кризисов. 

Вторым важным шагом на пути формирования двухъядерной агломерации должно стать улучшение транспортной доступности за счёт реконструкции и расширения автотрассы на участке «Ульяновск – Димитровград», организации регулярногоскоростного пассажирского сообщения между двумя городами (железнодорожным и автомобильным транспортом; желательно также возрождение малой авиации). На первых этапах содействия формированию агломерации такие пассажирские перевозки должны субсидироваться. 

Целью формирования двухъядерной агломерации «Ульяновск – Димитровград» является повышение социально-экономической устойчивости территории за счёт увеличения ёмкости единого рынка трудауслуг. С целью содействия естественным процессам агломерирования могут быть использованы специальные управленческие механизмы в соответствии с передовым опытом других субъектов Российской Федерации.

Развитие агломерации должно сдвигаться от индустриальной парадигмы развития в сторону формирования городской среды, стимулирующей приток человеческого капитала, развития инновационно-образовательных, досуговых и рекреационных объектов.

Формирование Ульяновской агломерации осуществляется наоснове:

создания пространственно-непрерывных инфраструктурных систем жизнеобеспечения (транспорт – массовый пассажирский, автомобильный, железнодорожный, речной; инженерное обеспечение – энергетика, газоснабжение, водопотребление и водоотведение); 

развития экстерриториальных социальных инфраструктур (культура, образование, здравоохранение, социальная защита, спорт);

поддержания пространственно непрерывных экологических сетей – система особо охраняемых природных территорий различных категорий и различного значения, естественные и искусственные водные поверхности, а также признаваемые обществом ценные ландшафты, природно-исторические комплексы;

обеспечения локальными объектами социального и санитарно-гигиенического обслуживания населённых пунктов, требующих значительных территорий и значительных по величине санитарно-защитных зон;

инфраструктуры и территории рекреации (рекреация выходногодня, гостиницы, дома отдыха, летние лагеря, пансионаты, санаториит.п.). 

Политика пространственного развития Ульяновской области должна быть направлена на преодоление внутрирегиональной разъединённости, формирование единых рынков труда, жилой и промышленной (производственной) недвижимости, земли. Для этого требуются обеспечение устойчивого развития территории на принципах полицентричности,уменьшение масштабов внутрирегиональной дифференциации относительно качества жизни, формирование новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения, развитие Ульяновской агломерации, формирование и развитие территориальных инновационных кластеров в различных отраслях экономики. 

Ключевыми принципами преобразования Ульяновской областиявляются дифференциация её территории и концентрация градостроительной активности и ресурсов в ключевых точках роста, распределённых по территории таким образом, чтобы создавались пространственные противовесы Ульяновской агломерации и не оставалось изолированных субрегионов и периферийных зон, лишённых своих, пусть малых,центров концентрации экономической и инновационной активности, квалифицированных трудовых ресурсов. Необходимо доформирование и развитие каркаса расселения, основанного на сети городских населённых пунктов, не завершённое полностью в советский периоди заторможенное в кризисные годы трансформации экономики страны. В то же время преобразования предполагают развитие природного каркаса, сохранение биоразнообразия, создание непрерывной сети, включающей естественные лесные и открытые ландшафты. 

Опережающее развитие ключевых точек роста экономики Ульяновскойобласти позволит со временем обеспечить последовательную трансформацию территорий со сложной социально-экономической ситуацией. Объединение точек роста станет опорным каркасом формированияединого регионального рынка труда, недвижимости, земли с городомУльяновском в качестве главного распределительного и трансакционногоцентра. 

Определение ключевых точек роста, а также комплекса правил их развития позволяет более эффективно расходовать средства областного бюджета и средства местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, а также инвестиционные ресурсы. Установление целевыхпараметров развития для территорий позволит проводить мониторинг преобразований и его корректировку при изменении экономической или демографической ситуации.

При сохранении существующих тенденций в пространственном развитии Ульяновскойобласти, а также недостаточной развитости внутрирегиональной транспортной инфраструктуры точечное стимулированиеинвестиций будет способно дать положительный эффект только приконцентрации усилий в городах, имеющих определённую промышленную базу и соединённых с важными транспортными путями(прежде всего расположенных на железнодорожной магистрали, на федеральныхавтомобильных дорогах, на р.Волге при условии развития внутреннего речного транспорта). 

Пространственно несфокусированные усилия по развитию отдельных секторов экономики не дадут импульса развитию периферии, а приведут вместо этого к дополнительной концентрации экономической деятельности на ограниченном числе территорий, тяготеющих кгородуУльяновску и транспортным путям, фрагментации рынков труда, недвижимости земли внутри региона.

Дальнейшая концентрация экономической деятельности в городеУльяновске нежелательна, так как ведёт к проблемам, связанным с превышением ёмкости и ухудшением качества городской среды, а также не позволяет полно и эффективно использовать природно-климатический потенциал территории и инфраструктурный потенциал исторически сформировавшейся системы населённых мест и транспортных путей. Концентрация в сельской местности вокруг региональногоцентра менее приоритетна, чем концентрация в остальных городахУльяновскойобласти. В конечном счёте она может привести к развитию ложной урбанизации, выпадению других городов Ульяновскойобласти из агломерационных процессов и, как следствие, к нарастанию их депрессивности в силу отключения малых городов и сёл Ульяновскойобласти от единого рынка трудовых и других ресурсов региона, так как рынок этот замкнётся в пределах городаУльяновска и ближайших пригородных территорий. Таким образом, все усилия по стимулированию инвестиционной активности и концентрации населения должны быть направлены не на сельскую местность, с одной стороны, и не на региональный центр – с другой.Точками управляемого роста должны стать города, занимающие промежуточное положение в сформировавшейся системе потоков миграционного транзита. Развитие точек роста в перспективе приведётк активному развитию близлежащих территорий, в том числе за счёт роста пригородного сельского хозяйства. Таким образом, вокруг новых центров экономической активности и притяжения внутренних мигрантов – городов – точек роста – будут формироваться зоны повышенной экономической активности, которые обладают достаточновыраженным инвестиционным, демографическим, трудоресурсным  и образовательным потенциалом.

При адекватном выборе приоритетов региональной пространственной политики будет сформирован обновлённый устойчивыйопорный каркас расселения региона и заново выстроены устойчивые информационные, производственно-кооперационные и торговыесвязи между его узлами. Результатом станут укрупнение потребительского рынка, рост и повышение разнообразия предложения на рынке труда и в итоге – достижение масштабов и качественных характеристик, создающих предпосылки для закрепления новых функций за возрождёнными точками роста, углубления территориального разделения труда, оптимизации потоков в рамках единого рынка труда, недвижимости, земли и других ресурсов экономического развития.

Таким образом, для реализации приоритетов пространственной политики должна быть сформирована иерархическая система «центры –подцентры» и система макрозон. В рамках этой системы не только будет стимулироваться развитие подцентров (главным образом малых и средних городов), но и будут выноситься «отягощающие»функции из центров (больших и крупных городов, регионального центра), такие как отдельные промышленные и инфраструктурные объекты. Последнее будет способствовать формированию постиндустриального уровня качества городской среды в крупнейших центрах и давать дополнительный стимул экономическому росту подцентров,их более полному включению в межрегиональные связи по продукции, технологиям, персоналу, перетоку знаний.

Безусловно, важную роль в формировании нового социально-экономического и пространственного облика региона будет игратьпроцесс формирования Ульяновской агломерации, который можетразвиваться либо по нежелательному вектору сверхконцентрации социально-экономических ресурсов и активности непосредственнов городе Ульяновске, либо по оптимальному вектору формирования двухъядерной Ульяновско-Димитровградской агломерации с наибольшимитемпами роста в притрассовыхмежгородских пространствах, либо по некоему промежуточному направлению.

Главной проблемой согласованного развития города Ульяновска и остальной территории региона является опасность усиления центробежных миграционных процессов, которые, с одной стороны, приведут ксжатию освоенного пространства и повышению удельных расходов на социальное обслуживание периферии, с другой – к негативным эффектам избыточного миграционного притока в городУльяновск, вплотьдо запуска процессов ложной урбанизации. От чрезмерного развития городаУльяновска пострадают второй город Ульяновской области Димитровград,а также муниципальные образования,имеющие статус моногорода, –городНовоульяновски Силикатненское городское поселение. Быстрый рост городаУльяновска приведёт к дальнейшему развитию маятниковых трудовых миграций, упадку местного производства и торговли, обветшанию инфраструктурывышеназванных муниципальных образований и других городских центров Ульяновской области по механизму положительной обратной связи.

В связи с этим требуется принимать меры, направленные, с однойстороны, на предотвращение «перегрева» рынка недвижимости и труда, ограничение нового строительства в административном центре, с другой – на стимулирование развития промышленности, логистических и складских объектов, индивидуальной жилой застройки в других урбанизированных зонах, на прилегающих к ним территориях, в удалённых пригородах Ульяновска и вдоль главных транспортных путей. Одновременно с этим должно стимулироваться формирование и развитие территориальных инновационных и территориально-производственных кластеров в разных частях территории региона, в том числе на юге и западе, что опять же позволит избежать сверх-концентрации населения и экономической активности в городе Ульяновске какцентре агломерации.

Следует отметить, что на сегодняшний день для Ульяновской областине характерна картина тотальной моноцентричности, когда практически все социально-экономические показатели наиболее благоприятны в центре и ухудшаются к периферии. Хотя в Ульяновской агломерации сосредоточена большая часть промышленного потенциала, сохраняют свои позиции другие важные промышленные узлы. Концентрациянаселения в городеУльяновске и Ульяновской агломерации в её нынешних границах не достигает уровней сверхконцентрации. Хотя в городеУльяновскенаблюдается самый высокий уровень жизни, существуют другие зоныс повышенным потенциалом развития. В связи с этим важно при поисках путей решения согласованного развития городаУльяновска и Ульяновской области обратить внимание не только на городДимитровград, большой город и мощный промышленный центр, значимость которого для экономики региона и стратегических интересов страны не может быстро упасть, но и на второстепенные центры потенциально быстрого роста, которые не смогут реализовать имеющиеся возможности развития без специальной поддержки. Речь идёт о Новоспасскомгородском поселении и городеИнзе как важных транспортных узлах с большим потенциалом развития промышленности и логистики.

На юго-западе Ульяновской области, в её правобережной части имеется зонас относительно благоприятным уровнем и динамикой социально-экономического развития (Новоспасский и Николаевский муниципальные районы). Формирование этой зоны обусловлено удачным транспортно-географическим положением (примыкание к мультимодальному транспортному пути от городаПензы на города Тольятти и Самару). Новоспасский и Николаевский муниципальныерайоны характеризуются повышенной плотностью населения, а также рядом позитивных социально-экономических характеристик. В указанных районах наблюдается положительная динамика по ряду показателей: уровень заработной платы, оборот розничной торговли, совокупный финансовый результат организаций. Тем не менее в районахнаблюдается миграционный отток и убыль населения. Отрицательная динамика сохраняется по показателям сельскохозяйственногопроизводства. Новоспасский и Николаевский муниципальные районы не играют ключевой роли в промышленном производстве. Более того, в Николаевском муниципальном районе зафиксированынизкий уровень рождаемости, повышенный уровень смертности, отрицательная динамика промышленного производства и низкая производительность труда по сравнению с соседнимНовоспасским городским поселением (напомним, что Новоспасский муниципальный район является лидером среди муниципальных районов Ульяновской области по интегральному рейтингу социально-экономического развития).

Имеющиеся предпосылки развития данной зоны будут утрачены вдолгосрочной перспективе, если не будут приняты целенаправленные действия по поддержке реализации их потенциала. Среди предлагаемыхмер содействия развитию данной зоны на первое место выходит дальнейшее повышение транспортной доступности за счёт развития субмеридиональных транспортных путей, поддержка сельскохозяйственного производства, создание транспортно-логистических центров, привлечение промышленных инвесторов в Николаевский и Новоспасский муниципальные районы.

Некоторый потенциал для развития, обусловленный также транспортным положением, имеется у зоны, включающей Инзенский, Базарносызганский и Барышскиймуниципальныерайоны. Следует принимать во внимание, что в силу достаточно хорошей встроенности в транспортную сеть и относительной близости к городам Ульяновску и Пензе рассматриваемая зона характеризуется высоким риском ускоренного «вымывания» населения. Однако определённая активность в жилищном строительстве, рост площади жилого фонда (хотя и медленный) и стабильностьситуации с ветхим и аварийным жилищным фондом свидетельствуют об относительной привлекательности Инзенского и Барышскогомуниципальныхрайонов. Учитывая положительную динамику жилищного строительства,даже ограниченная политика стимулирования создания рабочих мест, развития предпринимательства, улучшения социальной инфраструктуры может остановить и, возможно, повернуть вспять процесс «вымывания» населения из этой зоны.

В целом же муниципальные образования данной зоны относятся к проблемным по целому ряду социально-экономических индикаторов (убыль населения и миграционный отток, в целом негативнаядинамика промышленного и сельскохозяйственного производства,невысокая рождаемость и высокая смертность и др.). При этом небольшой по площади и численности населения Базарносызганскиймуниципальный район относится к наиболее отсталым в регионе. Ограниченные мероприятия по поддержке данной зоны будут иметь целью среди прочего подтягивание указанной наименее благополучной территории куровню близлежащих. Возможно рассмотрение варианта разделения территории Базарносызганского района между Инзенским и Барышскиммуниципальнымирайонами (укрупнение муниципальных районов).Локомотивом развития обозначенной зоны должен стать городИнза, относительно крупный населённый пункт с наиболее выгодным в данной зоне пространственным (транспортным) положением и промышленным потенциалом. Одной из ключевых задач для развития данной зоны станет разработка комплекса мер по снижению уровня смертности и стимулированию рождаемости, а также создание рабочих мест в городах Инзе, и Барыше, рабочем посёлке Базарный Сызган с цельюснижения миграционного оттока.

В целом управленческое вмешательство государственной и муниципальной власти с целью обеспечения гармоничного развития всейУльяновской областии городаУльяновска как её центра может быть направлено на стимулирование преобразований (например, ускоренноеосвоение инвестиционной площадки, стимулирование жилищногостроительства) в точках-противовесах (в первую очередь это Ульяновская агломерационная зона, Димитровградская агломерационнаязона, Новоспасская транспортно-индустриальная зона и Инзенская транспортно-индустриальная зона).

Основными инструментами сбалансированного пространственного развития Ульяновской области и согласования интересов центра и перифериидолжны стать следующие территориально дифференцированные направления деятельности:

формирование зон для размещения объектов капитального строительства регионального значения – территорий размещения инновационных и производственных кластеров,территорий рекреационной застройки, территорий формирования системных туристско-рекреационных центров;

формирование зон для размещения объектов капитального строительства местного значения – создание системы много- и среднеэтажной застройки на основе сохраняемой и реконструируемой застройки; нового жилищного и общественного строительства; развитие социальной инфраструктуры; создание общественно-деловых, коммерческих, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных, физкультурно-спортивных центров; организация историко-культурных центров;

преобразование сложившейся на территории структуры городских и сельских населённых пунктов в комфортную систему расселения и формирование в них среды проживания, соответствующей современным стандартам качества в организации жилых, производственных, рекреационных территорий;

определение территорий для размещения объектов капитального строительства местного значения, необходимых для осуществленияполномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

эффективное использование территориальных, природных и историко-культурных ресурсов, создание условий равновесия между урбанизированной и природной средой, обеспечение потребностей населения в природных, городских и сельских пейзажах, различныхформах рекреации;

формирование системы застройки с общественно-деловыми, торгово-развлекательными, гостиничными, оздоровительными и физкультурно-спортивными центрами, историко-культурными, религиозными и природно-ландшафтными комплексами на основе сохраняемой и реконструируемой застройки;

создание мест приложения труда как в сфере услуг, в первую очередь высококвалифицированных индустриально-сервисных, научных, техно-логических и консалтинговых, так и в промышленности за счёт создания трудоёмких отраслей промышленности, таких как транспортное, военное и высокоточное машиностроение;

реорганизация производственных зон и сельскохозяйственныхцентров и освоение новых площадок;

формирование зон для развития и совершенствования автомобильных дорог федерального и регионального значения;

реконструкция автомобильных дорог с учётом перспективной интенсивности движения транспорта, реорганизация местной транспортной сети;

сохранение, восстановление и развитие взаимосвязанной системы ландшафтов (природных, историко-культурных, сельских, городских, индустриальных, технических), вовлечение ландшафтов в экономическую деятельность;

формирование на основе природно-рекреационного потенциала системы рекреационно-оздоровительных и спортивно-развлекательных зон;

развитие туристического и познавательно-информационного потенциала территории, организация на основе памятников истории,архитектуры,  археологии, природных и историко-мемориальныхкомплексов туристско-познавательных маршрутов;

рациональное природопользование, оздоровление и экологизация городской среды;

сохранение особо охраняемых природных территорий областного значения.

В качестве цели по стратегическому приоритету развития «Сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области» определена необходимость сокращения различий между максимальным и минимальным размерами среднемесячной заработной платы вмуниципальных образованиях (городских округах и муниципальныхрайонах) Ульяновской области (таблица 36).

 

Таблица 36

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели по стратегическому приоритету развития «Сбалансированное пространственное развитиеУльяновской области» на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

2020год

2025год

2030год

Отношение максимального размера среднемесячной заработной платы к минимальному размеру среднемесячной заработной платы в муниципальных образованиях (городских округахи муниципальных районах)Ульяновской области, %

200

200

190

180

165

150

150

Не

более

140

Не

более

135

 

 4.4.1. Повышение уровня социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области

Текущая ситуация в сфере социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской областихарактеризуется существенным уровнем межмуниципальных различий. Практически во всех сферах деятельности уровень различий между передовыми и отстающими муниципальными образованиями Ульяновской областидостигает как минимум 200 процентов. Межмуниципальные различия являются существенным препятствием на пути дальнейшего пространственного развития Ульяновской области. Также в Ульяновской областирасположены три населённых пункта смонопрофильной структурой экономики: города Инза и Новоульяновск, посёлок Силикатный, что препятствует устойчивому развитию данных муниципальных образований.

В качестве цели в сфере повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2030 годав Ульяновской области определена необходимость преобразования пространственной структуры в направлении формирования опорныхзон развития, усиления внутрирегиональной связности территории,стимулирования агломерационных эффектов в системе расселения.

В таблице 37 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

Таблица 37

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований на периоддо 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

 

2017год

 

2018год

2019год

2020год

2025год

2030год

Коэффициент

межмуниципальных

различий в Ульяновской области, %13

55

52

50

50

45

40

38

Не

более

35

Не

более

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________

13Коэффициент межмуниципальных различий рассчитывается как среднее арифметическое коэффициентов вариации по следующим показателям: обеспеченность жилищным фондом, кв. м/чел., число врачей на 1 тыс. человек населения, объём инвестиций в основной капитал в расчёте на 1 человека населения, коэффициент прироста (убыли) населения.

 

Задачи Ульяновской области в сфере повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2030 года

 

1.  Зонирование территории Ульяновской области и формирование опорных зон развития в Ульяновской области.

2.  Уменьшение масштабов внутрирегиональной дифференциации относительно качества жизни.

3.  Формирование новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения в соответствии свыбранными направлениями.

4.  Развитие Ульяновской агломерации.

5.  Усиление внутрирегиональной связности территории.

6.  Модернизация экономики населённых пунктов Ульяновской областис монопрофильной структурой экономики в соответствии с выбранными направлениями.

Для достижения определённой выше цели в сфере повышенияуровня социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской областина период до 2030 года и решения представленных задач впервоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

разработка, утверждение и реализация нормативного правового акта Ульяновской областио приоритетных направлениях развития опорных зонУльяновской областиодновременно с определением мер поддержки субъектов

приоритетных отраслей деятельности;

стимулирование муниципальных образований Ульяновской области к разработке муниципальных правовых актов в соответствии с областной нормативной базой в части регламентации функционирования опорных зон развития.

 

Субъекты управления сферой повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

областное государственное бюджетное учреждение«Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области»;

органы местного самоуправления муниципальных образованийУльяновской области(по согласованию).