5. Долгосрочные проекты Правительства Ульяновской области

В качестве долгосрочных проектов Правительства Ульяновской области, согласующихся с целевым сценарием развития «Высокиетехнологии и креативный класс», следует рассматривать следующие направления деятельности:

реализация проекта «Развитие кластера ИКТ и информационных индустрий»;

реализация проекта «Ульяновск – культурная столица»;

реализация проекта «Ульяновск – авиационная столица»;

реализация проекта по участию Ульяновской областив Чемпионате мира по футболу 2018 года.

Выполнение большинства из этих проектов – задача не только для рассматриваемого периода до 2030 года, но и на дальнейшую перспективу. Осуществление данных проектов позволит обеспечить конкурентные преимущества Ульяновской областив долгосрочном периоде и будет способствовать реализации миссии Правительства Ульяновской области.

 

5.1.         Развитие кластера ИКT и информационных индустрий  

Целью проекта «Развитие кластера ИКТ и информационных индустрий» является создание необходимой среды для развития ИКТ в Ульяновской областипо различным направлениям, взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций Ульяновской области, а такжеконцентрацииорганизаций, в том числе организаций в области ИКТ на территории Ульяновской области.С целью оценки текущего состояния сектора ИКТ в Ульяновской областибыл проведён сравнительный анализ Ульяновской областис шестью субъектами Российской Федерации с аналогичными показателями потерритории, количеству жителей, среднедушевому доходу, а также количеству организаций ИКТ-сектора: с Кировской, Пензенской, Нижегородской и Томской областями, с Удмуртской Республикой и Республикой Татарстан.

Среди выбранных субъектов Российской Федерации Ульяновская областьзанимает6-е место по количеству затрат на ИКТ обследованными организациями (1844,6 млн.рублей) в 2012 году, из которых основная масса финансовых средств была потрачена на приобретение вычислительной техники и программных средств, 334 млн. рублей– на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ, при этом на обучение своих сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ, выделено лишь 16,4 млн. рублей.

По количеству организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ, Ульяновская областьв 2011 году отставала от лидера среди исследуемых субъектов Российской Федерации – Республики Татарстан (3038 организаций) на 73 процента, имея на своейтерритории лишь 824 организации, относящиеся к сектору ИКТ, из них 429 организаций занимались предоставлением ИКТ-услуг, 179 – оптовой торговлей ИКТ-товарами. Наименьшее число организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ, сосредоточено на территории Пензенской области (741 организация), при этом Ульяновская областьнаходится ниже черты среднего значения по рассматриваемому показателю, меньшее количество организаций в области ИКТ лишь у двух из рассматриваемых субъектов.

В соответствии с данными статистического сборника из 100 процентов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, связанных с ИКТ в Ульяновской областив 2011 году, 70,1 процента – это технические средства и 29,9 процента – это услуги. В соответствии со структурой отгруженных товаров собственного производства Ульяновская область является лидером среди анализируемых субъектов по статье «Технические средства», при этом находясь на последнем месте по статье «Услуги», по которой лидирует Пензенская область (76,8 процента).

По официальным даннымФедеральной службы государственной статистики, доля Ульяновской области в общем объёме инвестиций в основной капитал по Российской Федерации составляет 0,6 процента. Среди анализируемых субъектов наибольшее количество инвестиций в основной капитал было выделено Нижегородской областью и составило 2,8 процента от инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.В 2011 году в Российской Федерации 48,3 процента организаций испытывали потребность в специалистах по ИКТ и в работниках, обладающих навыками использования ИКТ. По Ульяновской области показатель нуждаемости в специалистах по ИКТ и в работниках, обладающих навыками использования ИКТ, в целом составляет 47,3 процента, из которых 44 процента – организации, испытывающие потребность в специалистах по ИКТ, и 40,8 процента – в работниках, обладающих навыками использования ИКТ. Наибольшую потребность в специалистах по ИКТ и в работниках, обладающих навыками использования ИКТ, в 2011 году испытывала Кировская область (67,4 процента), затем Томская область (56,7 процента).Что касается образования, то, по данным Федеральной службы государственной статистики, доля организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников в области ИКТ, в общем числе обследованных организаций в 2012 году составила 8,8 процента. За последние три года значение данного показателя снизилось в Ульяновской областина 11 процентов. Необходимо отметить, что Ульяновская областьзанимает 2-е место среди исследуемых субъектов Российской Федерации по количеству организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников в области ИКТ.Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет» занимает 22-23-е место из 27 в рейтинге университетов, выпускники которых пользуютсянаибольшим спросом средиИКТ-компаний14.

________________

14 По данным некоммерческого партнёрства разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ».


 

По результатам анализа развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, основанного на шестом выпуске композитного Индекса готовности регионов России к информационному обществу (http:// eregion.ru/), составлен рейтинг готовности к информационному обществу субъектов (по данным 2010-2011 годов), в котором Ульяновская область занимает 45-е место среди 83 субъектов Российской Федерации.На основании данных Федеральной службы государственной статистики можно определить степень использования ИКТ в различных организациях в 2012 году, а также в иных исследуемых субъектах. Персональными компьютерами пользуются 90 процентов организаций в Ульяновской области, что в среднем на 5 процентов меньше, чем в остальных субъектах, за исключениемКировскойобласти. Локальными вычислительными сетями пользуются 64,7 процента организаций в Ульяновской области, данный показатель имеет наименьшее значение среди исследуемых субъектов Российской Федерации наряду с Кировской областью. Информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее – Интернет) пользуются 87 процентов организаций в Ульяновской области, наибольшее значение данного показателя в Республике Татарстан, там Интернетом пользуются около96 процентов организаций, менее всего Интернетом пользуются вПензенской области – 85 процентов организаций.

 

5.1.1. Направления развития кластера ИКТ и информационных индустрий в Ульяновской области 

Актуальной стратегической целью по развитию кластера ИКТ и информационных индустрий является создание благоприятных условий для взаимодействия организаций сектора ИКТ со специалистами данной области,учебными заведениями высшего профессионального образования сцелью.

реализации потенциала специалистов в области ИКТ, повышения социально-экономического статуса среди других субъектов Российской Федерации и уровня жизни населения Ульяновской области. Основополагающим параметром для реализации указанной цели является организация коммуникативного взаимодействия между членами кластера ИКТ и информационных индустрий.

Без учёта данного параметра достижение поставленных перед кластером задач станет невозможным. Для эффективной организации коммуникативного взаимодействия между членами ИКТ-кластера необходимо формирование более узконаправленной линии интересов ицелей участников.

Для успешного функционирования кластера ИКТ и информационных индустрий необходимо формирование управляющей структуры, способной осуществить контроль за текущей деятельностьюпартнёров кластера и всегокластера в целом, организовать эффективное информационное взаимодействие между участниками кластера, а также разработать направления стратегического развития кластераИКТ и информационных индустрий. Данная управляющая структура будет иметь штат, бюджет, утверждённый перечень задач, целевые показатели. С этой целью целесообразно создать некоммерческое партнёрство между организациями, осуществляющими деятельность в области ИКТ, поставщиками программного обеспечения, оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а такженаучно-исследовательскими и образовательными организациями в Ульяновской области.

Основными задачами данного некоммерческого партнёрства будут являться:

развитие отрасли ИКТУльяновской области;

содействие развитию добросовестной конкуренции в области ИКТУльяновской области;

содействие развитию организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ;

координация взаимодействия членов кластера ИКТ и информационных индустрий;

осуществление информационной и консультационной поддержки членов кластера ИКТ и информационных индустрий;

содействие повышению уровня ИКТ-специалистов;

разработка и реализация совместных кластерных проектов развития органов государственной властиУльяновской области, организаций образования и науки, иных заинтересованных лиц;

исследование, оценка и мониторинг рынка ИКТ;

организация и проведение конференций, семинаров, круглыхстолов и других общественных мероприятий;

участие в разработке законодательных инициатив в области ИКТ.

Задачами данного партнёрства в области инновационной деятельности станут:

содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями кластера ИКТ и информационных индустрий, институтами и университетами, содействие в разработке программ долгосрочных партнёрских исследований,кооперации организаций при финансовом обеспечении и реализации НИОКР, в томчисле в рамках формирования инновационных консорциумов;

содействие созданию новых инновационных организаций, включая предоставление консультационной помощи при создании новыхинновационныхорганизаций, содействие в привлечении финансового обеспечения, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов;

развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков, центров трансфера технологий;

содействие активизации инновационного процесса в организациях, включая развитие механизмов и практики технологического аудита, субсидирование части затрат организаций по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Создание ИКТ-парка на территории Ульяновской областистанет инструментом интеграции коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ, организаций образования, взаимодействующих с данными организациями, организаций и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органамигосударственной властиУльяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Это позволит осуществить формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов, благодаря которым возможно развитие и увеличение доли ИКТ-сектора в экономике Ульяновской областии Российской Федерации в целом.Для достижения поставленной задачи необходимо создание материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного развития ИКТ, в том числе: 

обеспечение наличия в ИКТ-парке офисных помещений для эффективной организации труда участников кластера ИКТ и информационных индустрий; 

обеспечение наличия в ИКТ-парке жилых зон для работников организаций, являющихся участниками кластера ИКТ и информационных индустрий, преподавателей и обучающихсяорганизаций высшего профессионального образования в области ИКТ и входящих в структуру кластера ИКТ и информационных индустрий Ульяновской области; 

обеспечение набора необходимых услуг для организаций, предпринимателей, учебных заведений и специалистов в области ИКТ, который позволит участникам кластера ИКТ и информационных индустрий полностьюсосредоточиться на своей деятельности и методах взаимодействиядруг с другом, а также получить значительную экономию средств, в том числе обеспечение участников кластера ИКТ и информационныхиндустрий на территории ИКТ-паркаоборудованными местами для питания, возможностью приобретения продуктов питания и предметов бытовых нужд, административными ресурсами, позволяющими бесперебойно осуществлять деятельность, необходимую для поддержки работы технопарка;

стимулирование сотрудничества между участниками кластера ИКТ и информационных индустрий посредством организации конференций, семинаров, рабочих групп на территории ИКТ-парка, создания специализированных интернет-ресурсов;

привлечение сторонних специалистов ИКТ-сферы высокого уровня для прочтения лекций, проведения семинаров на территории технопарка;

организация поддержки стартапов с целью инициации созданияновых технологических компаний, повышения их инвестиционнойпривлекательности и вывода на российский и международный венчурные рынки, которая включает:

стимулирование развития стартапов посредством организации венчурного фонда на базе кластера ИКТ и информационных индустрий под патронажем Правительства Ульяновской области, капитал венчурного фонда может быть сформирован за счёт инвестиций наиболее крупных организаций в области информационно-коммуникационной деятельности Ульяновской области, а также средств областного бюджета. Управление фондом будет осуществляться органом управления кластера ИКТ и информационных индустрий с привлечением представителей Правительства Ульяновской области;

отбор участников для финансового обеспечениястартапа посредством проведения ежегодных конкурсов в несколько этапов (дочернихконкурсов) начиная с уровня городских конкурсов и заканчиваяфедеральным уровнем;

обеспечение стартапов необходимыми ресурсами для осуществления эффективной деятельности в области ИКТ на территории технопарка;

предоставление необходимого количества рабочих местучастникам стартапа;

предоставление помещений для возможности проведенияпереговоров и совещаний;

предоставление персональных компьютеров и комплектующих, а также актуального программного обеспечения в зависимости от сложности проекта;

оказание консультационной поддержки и предоставление необходимой информации в областях, касающихся разрабатываемого проекта, со стороны членов кластера ИКТ и информационных индустрий;

предоставление административного ресурса для облегченияфункционирования стартапа и возможности полного погружения участников в проект;

оказание юридической помощи, в том числе в вопросе защиты интеллектуальной собственности;

предоставление возможности обучения в случае отсутствиязнаний, необходимых для успешной реализации проекта. 

Обеспечение притока специалистов в области ИКТ:

позиционирование ИКТ-парка Ульяновской области как центра индустрии информационных технологий ПФО с возможностью реализации специалистов в своей сфере, с обучением, проходящим неотрывно от основной деятельности, и получением опыта за счёт обширного сосредоточения специалистов ИКТ-сферы на одной территории; 

предоставление льгот (поощрений) специалистам ИКТ-сферы,изъявившим желание переехать в Ульяновскуюобласть.

Предоставление грантов участникам кластера ИКТ и информационных индустрий для содействия продвижению проектов, имеющих шансы на международный успех, в том числе для участия в выставках,конференциях и иных мероприятиях, путём проведения конкурсов исоревнований на территории технопарка.

Организация и проведение ежегодных технологических туров для внешних инвесторов с целью привлечения инвестиций как в развитие технопарка в целом, так и в развитие отдельных проектов в областиИКТ.

Проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов, обучающихся (работающих) на территории технопарка на постоянной основе.

Обеспечение крупной рекламной кампании технопарка: публикации пресс-релизов, статей, поддержка сайта технопарка; обеспечениеинформационной прозрачности о программах развития, текущего состояния технопарка.Повышение уровня профессиональных знаний специалистов – участников кластера ИКТ и информационных индустрий как в области ИКТ, так и в сферах, знания в которых необходимы для успешного осуществления продвигаемых бизнес-идей.

Направление специалистов ИКТ-сферы на обучение в другие субъекты Российской Федерации, имеющие успешный опыт в области ИКТ (страны, имеющие положительныйопыт, инновационный подход к развитию сферы).

Обучение специалистов непосредственно в Ульяновской области путём взаимодействия (обмена опытом) участников кластера ИКТ и информационных индустрий.Методическая (консультационная) поддержка в области вопросов, касающихся ведения бизнеса, на постоянной основе.

Обеспечение усиления программ обучения в образовательных организацияхвысшего профессионального образования Ульяновской области по соответствующим дисциплинам, привлечение специалистов ИКТ-сектора высшего уровня к преподаванию, организация работ в формате исследовательских групп во главе со специалистом-практиком.

 

5.2. Реализация проекта «Ульяновск – культурная столица» 

Фонд «Ульяновск – культурная столица» (далее – Фонд) был учреждён в июле 2012 года по инициативе Губернатора Ульяновской областиС.И.Морозова, а учредителем фонда является Правительство Ульяновской области.Фонд создан для реализации социально значимых проектов,масштабных и долгосрочных программ в сфере культуры. Фактически Фонд является исполнителем проекта «Ульяновск – культурная столица». В частности, в рамках данного проекта проводится ежегодный Международный культурный форум в городеУльяновске.Базовой основой для формирования проекта «Ульяновск – культурнаястолица» должны стать основные направления государственной культурной политики Российской Федерации. В частности, культурная политика должна строиться на следующих принципах:

влияние культуры на все аспекты политики государства и сферыжизни общества;

понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;

приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественнымиинтересами физических и юридических лиц;

сочетание универсальности цели государственной культурнойполитики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности;

территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;

преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.

Развитие культуры напрямую связано с развитием туризма натерритории региона: туристы, как правило, склонны посещать города с существенным культурным потенциалом. В связи с этим целесообразно реализацию проекта «Ульяновск – культурная столица» с учётом его амбициозности связать с популярностью городаУльяновска и Ульяновской области в целом среди жителей иных городов, регионов и стран.Целью проекта «Ульяновск – культурная столица» является повышение уровня туристической привлекательности как города Ульяновска, так и Ульяновской области15. Потенциальные туристы будут склонны выбирать для посещения, скорее,  городаУльяновск, нежели иные поволжские города (Казань,Самару, Саратов, Пензу и др.) ввиду высокого уровня развития сферы культуры в Ульяновской области,что позволит разнообразитьотдых прибывающих туристов.

В конечном счёте реализация данного проекта позволит16:

на постоянной основе реализовывать культурно-образовательные, культурно-экономические, социально значимые проекты, масштабные и долгосрочные программы в сфере культуры и творческих индустрий;

увеличить число прибытий с ночёвкой в Ульяновской области российских и иностранных туристов;

___________

15Следует также понимать, что реализация данного проекта подразумевается на всей территории Ульяновской области в целом, так как задача развития туризма является вызовом регионального масштаба.

16Перечисленные далее выгоды реализации проекта следует оформить в качестве показателей эффективности деятельности исполнителей проекта «Ульяновск – культурная столица». 


повысить известность городаУльяновска и Ульяновской области среди потенциальных инвесторов;

коммерциализировать сферу культуры и туризма в Ульяновской области, превратив её в долгосрочной перспективе в одну из ведущих отраслей  экономики Ульяновской области.

Таким образом, реализация данного проекта должна быть организована по направлениям, представленным на рис. 4. 

 

Рис. 4.Направления реализации проекта «Ульяновск – культурная столица»

В связи с тем, что целью проекта является повышениеуровня туристической привлекательности как городаУльяновска, так и Ульяновской области,реализацию проекта целесообразно связать с обеспечением обслуживаниятуристов в городеУльяновске от их прибытия до отъезда.

 

5.2.1. Эффективное информирование о возможностях времяпрепровождения в городе Ульяновске для потенциальных туристов и участников культурных мероприятий 

В настоящее время уровень информирования потенциальных туристов о возможностях времяпрепровождения в городе Ульяновске недостаточен. В частности, присутствие Ульяновской областив федеральном медиапространстве в качестве серьёзного игрока, постоянно сообщающего о возможностях проведения времени на своей территории, минимизировано, не говоря о присутствии во всемирном медиапространстве. Также отсутствует описание городаУльяновска во всемирно известных путеводителях, таких как DorlingKindersley, Michelin идругих. В связи с отсутствием соответствующей медийной поддержки мероприятий, которые, безусловно, проводятся в городеУльяновске ежегодно, бренд «Ульяновск – культурная столица» не закрепляется в сознании жителей России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Скорее городУльяновск по-прежнему ассоциируется с родиной В.И.Ленина без понимания того, каким образом потенциальный турист может повысить уровень своей осведомлённости по данному вопросу, побывавв городеУльяновске.

Таким образом, основной задачей по данному направлению следует назвать повышение уровня осведомлённости жителей России и зарубежья о культурной жизни городаУльяновска и туристических возможностях города и региона.

В связи с вышеизложенным Правительству Ульяновской области, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям и учреждениям Ульяновской областиследует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:

определение целевой аудитории туристов, посещающих город Ульяновск. В первую очередь, следует определить и официально зафиксировать целевые аудитории туристов, на прибытие которых ориентируется городУльяновск, формируя все последующие инициативы, рассматриваемые в рамках настоящего проекта;

обеспечение регулярных публикаций информации о городеУльяновске в отечественных и зарубежных путеводителях17. Следует добиться, чтобы в широко распространённых путеводителях (к примеру, DorlingKindersley) городУльяновск был представлен в качестве одного из ключевых туристических направлений, которые гости России и ПФО должны увидеть и посетить в обязательном порядке, с указанием основных достопримечательностей;

____________

17Данная информация подготавливается на основе разработанных туристических маршрутов в соответствии с разделом «Создание условий для насыщенного времяпрепровождения гостей в г. Ульяновске».


осуществление выборки информации о достопримечательностях городаУльяновска, в том числе на иностранных языках. По итогам определения целевой аудитории гостей города Ульяновска следует определить круг наиболее интересных для данной аудитории достопримечательностей. Именно на эти достопримечательности должен быть сделан основной упор при наличии должной информации о городеУльяновске в качестве культурной столицы в медийном пространстве. Тексты о достопримечательностях городаУльяновска должны быть написаны профессиональными копирайтерами, а также должны быть переведены на наиболее распространённые мировые языки (английский, немецкий, испанский, китайский) профессиональными переводчиками высокого класса;

обеспечение регулярных публикаций информации о городеУльяновске на специализированых порталах в Интернете. Следует добиться, чтобы в широко распространённых онлайн-путеводителях город Ульяновск был представлен в качестве одного из самых достойных внимания для гостей мест России и ПФО;

обеспечение эффективной обратной связи на замечания гостей,посетивших городУльяновск.Следует обеспечить сбор отзывов туристов, побывавших в городе или области (к примеру, в гостиницах, на вокзалах и аэропортах). Собранную информациюследует систематизировать, анализировать и принимать соответствующие действия по повышению туристической привлекательности городаУльяновска;

обеспечение продвижения бренда «Ульяновск – культурная столица»в Российской Федерации и за рубежом. Следует создать эффективный бренд городаУльяновска и осуществлятьего поддержку на российских и международных площадках.

 

5.2.2. Создание условий для безопасного, доступного и комфортного пребывания гостей на территории Ульяновской области

 

В настоящее время возможности прибытия туристов из иных регионов России и(или) зарубежных стран в городУльяновск несколько ограничены. С одной стороны, относительно высокая стоимость билетов на поездки в городУльяновск может ограничить поток потенциальных туристов. С другой стороны, невысокое качество автомобильных дорог и относительно низкоечисло рейсов в городУльяновск также могут оказаться препятствием дляприбытия туристов в городУльяновск. Также следует отметить, что в настоящее время эффективность пребываниягостей в городеУльяновске оставляет желать лучшего. Так, прибывающие в городУльяновск по деловым вопросам не получают информации в пути о возможностях посещения культурных достопримечательностей, как это сделано, к примеру, вгородеЯрославле. Следовательно, сужается круг возможных посетителей культурных объектов.

Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить необходимость повышения комфортности прибытиягостей в городУльяновск, а также уровня их информирования во время поездки.

В связи с вышеизложенным Правительству Ульяновской области, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям в Ульяновской областиследует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:

подробный анализ туристического потенциала региона;

разработка базовой стратегии инфраструктурных изменений,инфраструктурных дополнений, инфраструктурных обновлений;

определение задач первого шага, определение локальных брендов и продуктов;

разработка стратегии «Внедрение» (создание территориального маркетингового туристского центра, бренд-стратегии, определениепозиций в структуре проектной работы лидеров территориальногоразвития, определение порядка проектной работы, структуры и графика финансового обеспечения);

при переходе в стадию инфраструктурных изменений и дополнений необходимо определить организационные формы (автономная некоммерческая организация, фонды,архитектурно-планировочное управление, специальныеотделы в различных департаментах и министерствах и др.), а также функциональные обязанности институтов развития городской среды:

1)  агентство по развитию территорий – формирование и продвижение крупных градостроительных проектов по инфраструктурным изменениям и дополнениям, направленным на развитие туристического потенциала. Основная роль –стратег;

2)бюро городских проектов – градостроительные регламенты, тактический урбанизм, временные проекты, реклама, поддержка инициативных проектов городских активистов, выполнение функций заказчика по работе с объектами культурного наследия и др. Основная роль –заказчик проектов;

3)лаборатория городских исследований – междисциплинарные исследования (социология, история, транспорт и др.), направленные на выявление проблем формирования качественной городской среды и концептуальных направлений их решения. Разработка междисциплинарных проектов и др. Основная роль –аккумулятор исходных данных;

обеспечение доступной цены билетов для посещения городаУльяновска для граждан Российской Федерации и иностранных гостей.Потенциальные гости должны иметь возможность относительно дёшево и безопасно прибыть в городУльяновск. В связи сэтим рекомендуется стимулировать расширение маршрутной сети, ведущей в городУльяновск, расширить пул авиационных компаний, осуществляющих полёты в городУльяновск,приоритетно – перевозчиков из так называемого бюджетного сегмента;

обеспечение безопасного и удобного достижения гостями городаУльяновска мест размещения от вокзалов и аэропортов городаУльяновска, в том числе общественным транспортом. Следует сконцентрироваться на формировании маршрутов общественного транспорта от места прибытиягостя в городУльяновск до мест туристической привлекательности, следует также нивелировать наличие нелегальных таксистов в пользу официальных такси по типу имеющегося первого таксопарка;

создание удобной и уместной навигации в городе Ульяновске. Следует создать мультиязычную (как минимумдвуязычную) навигацию по городуУльяновску в целях обеспечения быстрого ориентирования гостей на местности;

открытие туристического информационного центра на вокзалах и в аэропортах городаУльяновска. На каждой потенциальной точке прибытия гостей в городУльяновск, то есть в начале туристического маршрута, должен быть обеспечен доступ туристов и всех приезжих к бесплатным услугам по получению информации о туристических маршрутах, при этом открытиеотдельных организаций необязательно (возможно взаимодействие с субъектами бизнеса).

 

5.2.3. Высокий уровень обслуживания гостей города Ульяновска 

Несмотря на наличие в Ульяновской области некоторой инфраструктуры по размещению и обслуживанию гостей, ряд вопросов комфортногопребывания и отдыха туристов в городеУльяновске требует вдумчивого решения. В целях развития кластера культурных и креативных сфер деятельностинеобходимо создание комплекса относительно недорогих гостиниц и хостелов в центрах культурной активности, что позволит привлечь дополнительных гостей в городУльяновск. Следует также продолжать реализацию мероприятий по развитию сектора услуг в сфере общественного питания в городеУльяновске.Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить повышение качества обслуживанияв местах размещения туристов городаУльяновска.

В связи с вышеизложенным Правительству Ульяновской области, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям и учреждениям Ульяновской областиследует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рас-сматриваемому направлению:

стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия гостиниц и хостелов в городе Ульяновске, особенно на туристических маршрутах, повышая при этом качествообслуживания;

стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия баров и ресторанов в городеУльяновске, особенно на туристических маршрутах, экономически стимулируя при этом развитие данного сектора экономики в городеУльяновске;

стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части формирования дружелюбной общественной среды в городеУльяновске. Следует проводить мероприятия по информированию работников сферы обслуживания по поддержанию дружелюбной атмосферы в городе и обеспечению высокихстандартов обслуживания.

 

5.2.4.      Создание условий для насыщенного времяпрепровождения гостей в городе Ульяновске 

Нельзя не отметить, что в городеУльяновске реализуется существенный комплекс мероприятий, в том числе международного уровня, в целях реализации концепции «Ульяновск – культурная столица». Таковыми мероприятиями являются: Международный культурный форум, фестиваль «Дни Европы» в городеУльяновске, фестиваль традиционной американской музыки. Такие инициативы, безусловно, повышают известность городаУльяновска и способствуют прибытию отдельных категорий туристов. Следует всемерно поддерживать и продолжать подобную политику в целях удовлетворения потребностейжителей и потенциальных туристов Ульяновской области.Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить необходимость повышения разнообразия культурных программ Ульяновской областив целях удовлетворения потребностей жителей и потенциальных туристов Ульяновской области.

В связи с вышеизложенным Правительству Ульяновской области,Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям в Ульяновской областиследует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:

формирование сети туристических маршрутов по городу Ульяновскудля различных целевых групп туристов. На туристических маршрутах должна быть обеспечена мультиязычная поддержка туристов. Маршруты могут быть следующими:

«Музей СССР»(культурно-исторический туризм);

«Ульяновск – культурная столица»(культурный туризм);

«Авиационная столица России»(культурно-исторический туризм, деловой туризм: проведение авиационных выставок);

«Город семи ветров»(спортивный туризм: виндсёрфинг, кайтсёрфинг);

«Красная Мекка» (культурно-политический туризм);

«Красный маршрут» (как часть маршрута): по городам Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ульяновск (культурно-исторический туризм);

«Санаторий им. В.И.Ленина курорта Ундоры», расположенного на берегу р. Волги в 40 км от города Ульяновска (лечебно-оздоровительный туризм);

«Русское судоходство»(спортивный и культурный туризм: путешествие на старинных пароходах, яхтинг, гребля);

обеспечение функционирования основных культурных достопри-мечательностей городаУльяновска на постоянной основе. Следует сформировать удобное время работы основныхкультурных достопримечательностей городаУльяновска, дабы их могли посетить бизнес-туристы;

продолжение практики организации крупных, в том числе международных, культурных и иных событий в городеУльяновске. В дополнение к проводимым в настоящее время мероприятиям, имеющим широкий резонанс, целесообразно проводить международные ярмарки, фестивали в городеУльяновскес местным колоритом;

обеспечение благоприятной общественной среды для гостей городаУльяновска, особенно на туристических маршрутах. Следует уделить особое внимание уровню благоустройства городаУльяновска– зимой не должно быть на тротуарах льда,а летом – пыли. Дороги к(по) местам туристических маршрутов должны быть отремонтированы и содержаться в нормативном состоянии, а фасады домов – приведены в надлежащий вид;

стимулирование низовой предпринимательской инициативы в рамках развития культурных и креативных индустрий в Ульяновской области, особенно в кооперации с туристическими маршрутами Ульяновской области. МСП должно играть основополагающую роль в становлении городаУльяновска в качестве культурной столицы;

подготовка профессиональных гидов, владеющих иностраннымиязыками. В городе  Ульяновске должны быть сформированысообщества гидов, владеющих иностранными языками стран, гости из которых являются целевой аудиторией;

обеспечение туристических маршрутов сопровождением на иностранных языках. Все музеи и иные достопримечательности на туристических маршрутах должны быть обеспечены мультиязычной навигацией, печатные материалы также должны быть подготовлены на нескольких языках.

 

5.2.5.      Стимулирование повторных приездов гостей в город Ульяновск

 

На текущий момент туристы, осуществившие путешествие в городУльяновск, не имеют материальных и иныхстимулов к совершению дополнительных поездок в город (регион).

Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить необходимость по стимулированию туристов к неоднократным посещениям Ульяновской области.

В связи с вышеизложенным Правительству Ульяновской области, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям Ульяновской областиследует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:

создание программ лояльности для гостей, часто приезжающих вгородУльяновск, обеспечивающих скидки на проживание, питание, билеты на туристические маршруты и прочее;

установление долгосрочных связей в части функционирования кластера культурных и креативных индустрий в городеУльяновске. Следует стимулировать взаимодействие организаций создающегося кластера культурных и креативных индустрий в Ульяновской областис подобными организациями в иных субъектах Российской Федерации и за рубежом. Следует стимулировать организацию конференций, встреч, семинаров именно в городеУльяновске с целью обеспечения роста туристического притока.

 

5.2.6. Ожидаемый эффект от реализации проекта «Ульяновск – культурная столица»

 

Реализация проекта «Ульяновск – культурная столица» с ориентацией в том числе на внешнего потребителя, туриста, позволит создать дружелюбную среду для вновь прибывающих путешественниковв Ульяновскую область. Таким образом, местные жители от данного взаимодействия будут выигрывать за счёт проведения новых мероприятий, благоустройства общественных зон, организации туристских маршрутов, развития МСПи создания новыхрабочих мест.