Как защитить себя от мошеннических действий в Интернете

Безопасность в Интернете во многом зависит от нас самих, применяя несложные правила можно оградить себя от мошеннических действий.

1. Помните о необходимости защиты устройств, при помощи которых осуществляется выход в глобальную Сеть. Установите антивирусное программное обеспечение.

Все знают о существовании вредоносного программного обеспечения, но зачастую легкомысленно относятся к защите своих компьютеров, смартфонов и планшетов. Это происходит в основном потому, что в настоящее время операционные системы, браузеры имеют встроенные системы защиты и в некоторой степени ограждают пользователей от вирусов и вредоносных программ, но справляются с потоком новых вирусов и вредоносных программ они не всегда.

Обеспечить более надежную защиту от вирусов и вредоносных программ может только регулярно обновляемое антивирусное программное обеспечение.

Последствиями заражения вредоносным программным обеспечением могут стать:

  • нарушение работы компьютера (смартфона, планшета);
  • потеря информации;
  • кража персональных данных, паролей;
  • хищение денежных средств с банковских карт.

Проникновение вредоносных программ на устройства происходит:

  • при переходе по ссылкам;
  • открытии вложений в электронных письмах, сообщениях;
  • скачивании пиратского программного обеспечения;
  • при использовании заражённых съёмных носителей;
  • на сомнительных сайтах.

Если компьютер, смартфон или планшет работает некорректно, появляются сообщения о блокировке операционной системы, доступа в Интернет, к социальным сетям, наличии вирусов с предложением ввести номер телефона и отправить СМС, то это мошенники. Проверьте ваше устройство на наличие вредоносного программного обеспечения при помощи установленного антивируса.

 

2. Надёжно защищайте свои аккаунты

Обеспечить безопасность в Интернете поможет также надёжная защита аккаунтов электронных почтовых ящиков, социальных сетей, личных кабинетов на сайтах, предоставляющих различные услуги.

Последствия взлома аккаунтов:

  • доступ мошенников к вашей личной информации;
  • использование вашей личности для любых, в том числе незаконных целей: рассылки спама, вредоносного программного обеспечения, оскорблений, просьб о срочном переводе денежных средств и т.д.

Защита аккаунтов осуществляется созданием сложных паролей, не позволяющих мошенникам получить доступ к вашим данным, и двухфакторной аутентификацией доступа.

Сложным и стойким паролем считается пароль от 10-12 символов длиной, с использованием заглавных, прописных букв, цифр и спецсимволов, например, L2jh3d61e%Fh. Но здесь возникает проблема с тем, что запомнить такие пароли сложно, тем более, что на каждом аккаунте должен быть свой пароль. Чтобы не хранить в памяти, не записывать на бумаге или хранить в файле большое количество паролей, можно использовать специальные программы – менеджеры паролей. Тогда помнить будет необходимо только один пароль – от менеджера паролей.

Двухфакторная аутентификация доступа — это двойная защита, первый рубеж которой — обычная комбинация логина и пароля, то есть то, что хранится на сервере, а второй — то, к чему есть доступ только у конкретного пользователя (чаще всего, сообщение, приходящее на смартфон). Проще говоря, это привязка аккаунта к вашему номеру телефона. Двухфакторную аутентификацию необходимо использовать на аккаунтах электронной почты, социальных сетей, интернет-банков.

 

3. Избегайте фишинговых (поддельных) сайтов

Для получения доступа к вашим аккаунтам, банковским картам мошенники создают фишинговые (поддельные) сайты. Поэтому не переходите на сайты социальных сетей, платежных систем, интернет-магазинов по предлагаемым где-либо ссылкам. Такие ссылки могут привести вас на сайт, целью которого является сбор ваших личных данных и получение доступа к вашим аккаунтам.

Большинство социальных сетей работает с HTTPS-протоколом, на него же перешли интернет-банки и платёжные сервисы. Совершая ввод логина и пароля или производя оплату, обратите внимание на значок (зелёный замочек) слева от адресной строки. Убедитесь, что работаете с сайтом по зашифрованному соединению. Это поможет избежать поддельных (фишинговых) сайтов.

 

 

4. Помните о том, что мошенники зачастую используют методы социальной инженерии, поэтому подвергайте сомнению и анализируйте поступающие предложения и информацию.

Если вы надежно защитили все свои аккаунты и регулярно обновляете установленное антивирусное программное обеспечение, то даже в этом случае нельзя быть уверенным, что мошенники не смогут до вас добраться. Дело в том, что в последнее время наиболее часто для совершения различных незаконных действий в Интернете используются методы социальной инженерии, то есть психологические методы.

Мошенники хорошо знают психологию людей и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую мы сами невольно выдаём при общении или размещаем в социальных сетях.

Мошенники используют следующие мотивы:

  • беспокойство за близких и знакомых;
  • беспокойство за свой счёт в банке или банковскую карту;
  • желание выиграть крупный приз;
  • любопытство – желание получить доступ к какой-либо информации;
  • необходимость что-либо купить или продать;
  • желание помочь больным детям или людям, пострадавшим от стихийных бедствий.

Социальные сети являются кладезем информации для мошенников. Размещая данные о себе на своих страничках, мы не задумываемся о том, кто может этим воспользоваться. Между тем, именно благодаря нам самим, мошенникам обычно не составляет труда узнать информацию о родственниках, контактах, увлечениях своей потенциальной жертвы, и при выманивании денег внушить доверие знанием её личной жизни.

Кроме того, к сожалению, имеют место утечки информации, продажа информации, поэтому в распоряжении мошенников оказываются базы данных с различными сведениями.

Обладая такой информацией, мошенники используют её для обмана, шантажа, получения к денежным средствам на банковских картах и счетах.

 

Мошенничество с банковскими картами

Наиболее популярные способы мошенничества с банковскими картами: СМС-сообщение или телефонный звонок о блокировке банковской карты; о несанкционированном движении денежных средств, смене ПИН-кода, окончании срока действия карты и т.д. с требованием перейти по ссылке, перезвонить по указанному телефону или сообщить данные банковской карты.

Вариантов совершения мошеннических действий достаточно много и постоянно появляются новые, причём упор всегда делается именно на методы социальной инженерии, рассчитанные на психологию людей, чтобы мы сами предоставляли мошенникам доступ к своим денежным средствам. Это затрудняет борьбу с мошенниками.

Как вариант, это может быть телефонный звонок «работника банка», потенциального «покупателя» с предложением пройти к ближайшему банкомату и совершить манипуляции с банковской картой во избежание каких-либо последствий, внесения аванса и т.п.

Или это будет звонок «работника службы безопасности банка», обеспокоенного тем, что с вашего счёта совершена подозрительная транзакция (перевод) денежных средств в адрес определённого человека, причём обычно в другой регион. Чтобы остановить транзакцию и сохранить ваши денежные средства, лжеработнику банка необходимо совершить какие-либо действия, а вам для этого сообщить данные своей банковской карты и/или код, пришедший на ваш телефон от банка.

Для сохранности ваших денежных средств соблюдайте основные правила безопасности:

  • не доверяйте звонкам работников банка, если они сообщают вам о блокировках банковских карт, незаконных транзакциях. В случае сомнений – перезвоните на номер, указанный на оборотной стороне банковской карты.
  • никому не сообщайте свой ПИН-код и трёхзначный код, указанный на оборотной стороне банковской карты, даже работникам банка. Не вводите ПИН-код при работе в сети Интернет, он может потребоваться только мошенникам.
  • используйте для связи с банком только официальные номера Контактного центра, указанные на банковской карте. Если в СМС-сообщении о блокировке карты, движении денежных средств указан другой номер, по которому предлагается позвонить, то это мошенники;
  • в случае возникновения проблем у банкомата, не принимайте помощь посторонних, позвоните в Контактный центр банка по телефону, указанному на банкомате;
  • не совершайте никаких действий у банкомата по инструкции «работников банка» и других лиц;
  • если к Вам обратились по телефону, в интернете, через социальные сети или другими способами, и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте (номер карты, трехзначный код на оборотной стороне карты), код, пришедший на ваш мобильный телефон, пароли или другую персональную информацию, будьте осторожны, это мошенники;
  • не переходите по ссылкам в СМС-сообщениях, тем самым вы можете загрузить вредоносное программное обеспечение, которое позволит мошенникам получить доступ к вашим денежным средствам;
  • при получении СМС-сообщений о снятии денежных средств с вашей банковской карты, немедленно обращайтесь в Контактный центр банка, блокируйте карту.

 

Мошенничество в социальных сетях.

Мошенники активно пользуются социальными сетями и различными сервисами общения.

Через социальные сети вам могут поступить ссылки на вредоносное программное обеспечение, мошеннические ресурсы и приложения, просьбы срочно перечислить деньги. Причём такие сообщения будут исходить от ваших друзей, если их аккаунт был взломан. Прежде чем перейти по предложенной ссылке или перечислить деньги, свяжитесь с вашим собеседником другим способом, уточните, действительно ли он в настоящее время управляет своим аккаунтом.

Знакомые незнакомцы. В социальных сетях и на сайтах знакомств мошенники создают страницы, где указываются данные и размещаются фотографии вымышленных людей. С помощью этих страниц они знакомятся с другими пользователями сайта. Со временем мошенники входят в доверие, предлагают перейти собеседнику на более «близкое» общение и оставляют свой номер телефона. Самым безобидным последствием такого общения будет то, что номер окажется платным, и с вашего счёта спишутся деньги. Хуже, если в результате общения вы отправите какие-то приватные материалы и станете жертвой шантажа.

Просьбы о финансовой помощи детям, благотворительные акции. Мошенники часто используют такие поводы, поэтому, прежде чем перевести деньги для помощи, убедитесь, что вас не обманывают. Обратите внимание на наличие нескольких контактов (телефоны, электронная почта, странички в социальных сетях), наличие подтверждающих документов.

 

Мошенничество на сайтах бесплатных объявлений

Размещая объявления, или покупая что-либо на сайтах бесплатных объявлений (например, Авито), будьте внимательны и осторожны, так как мошенники очень часто используют их для обмана. Продавая что-то, вы желаете получить прибыль, но, столкнувшись с мошенниками, можете потерять все свои сбережения.

Как вас могут обмануть:

Оплата или предоплата за ваш товар. Очень часто заинтересованные покупатели предлагают произвести оплату (если сумма не значительная) или предоплату за ваш товар, но сделать это могут по каким-либо причинам только на банковскую карту (находятся в другом городе, нет наличных денег, деньги на расчётном счету и т.п.), но при этом требуют сообщить не только номер карты и ФИО (больше для перевода ничего не требуется), но и другие данные. Помните, что если вас просят сообщить пришедший на телефон код, пройти к банкомату и совершить какие-то действия, вставив вашу карту (чтобы, например, подтвердить прохождение платежа), сообщить срок действия карты и трёхзначный код на оборотной стороне, то это мошенники. Прекращайте контакты с такими «покупателями», и, если успели сообщить какие-то данные, немедленно блокируйте банковскую карту, позвонив по указанному на ней номеру телефона.

Предоплата за покупаемый товар. Покупая что-либо, будьте осторожны, если у вас просят произвести предоплату. Вполне возможно, что, получив её, «продавец» перестанет отвечать на ваши звонки.

СМС-сообщения со ссылкой. На ваш номер, который вы указали при публикации объявления о продаже или желании что-либо купить, может прийти СМС-сообщение с предложением товара, обмена и ссылкой на этот товар. Если вы перейдёте по ссылке, то загрузите на свой телефон вредоносное программное обеспечение, которое позволит мошенникам получить доступ к вашим банковским картам.

 

Мошенничество на сайтах интернет-магазинов

При совершении покупок в интернет-магазинах, обращайте внимание на репутацию и рейтинги таких магазинов. Если вы не можете найти отзывов или отзывы отрицательные, а магазин, к тому же, просит произвести предоплату товара, то от такой покупки стоит отказаться.

Самое неприятное, когда продавец, получив от вас предоплату, скрывается, перестав отвечать на ваши звонки и электронные письма.

Также опасность совершения покупок в интернет-магазинах в основном заключается в том, что доставленный товар может не соответствовать вашим ожиданиям по разным причинам:

  • отличается от представленного на сайте качеством, внешним видом и т.п.;
  • не подходит по размеру, цвету, фасону и т.п.
  • является неисправным, испорченным.

Чтобы избежать неприятностей при совершении покупок в интернет-магазинах:

совершайте покупки на проверенных сайтах, используя рекомендации друзей и знакомых или обращайтесь в крупным известным интернет-магазинам;

обращайте внимание на предоставляемую интернет-магазином возможность возврата или обмена товара;

производите предоплату покупок только в случае полной уверенности в надёжности интернет-магазина.

 

______________________