Доклад заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.В. Девяткиной на межрегиональной конференции «Права детей - детям»

Дорогие друзья!

Уважаемые участники конференции, гости региона!

От имени Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова и от себя лично разрешите поприветствовать всех участников конференции.

            В её работе принимают участие представители исполнительных органов государственной власти и общественных организаций, образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения, среди которых наши гости – представители из всех регионов Приволжского федерального округа. На самом деле, круг участников конференции значительно шире – вся Ульяновская область, да и Россия, так как осуществляется Интернет-трансляция конференции в режиме он-лайн.

            Уважаемые гости! Мы рады, что именно на нашей Ульяновской земле Вы сегодня собрались, чтобы обменяться своим богатым опытом. Мы убеждены, что на круглых столах будут интересные доклады и выступления, плодотворное и насыщенное общение, которое обогатит всех участников опытом по созданию системы защиты прав детей. 

            Проведение конференции приурочено к Международному дню защиты детей. Он был учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые этот день отмечался в 1950-м году. Таким образом, в этом году этому празднику исполняется 60 лет.

      1 июня – это радостный для детворы праздник, потому что он знаменует начало самых долгожданных каникул в году. Кроме того, этот день – это напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в защите и заботе, что они ответственны за них. Поэтому вопросы, предлагаемые для обсуждения, затрагивают различные аспекты и проблемы реализации прав детей.

                 Мы уверены, что нам удастся обсудить и выработать эффективные механизмы административного управления реализацией прав детей, и совместными усилиями государства и общества мы сможем решить существующие проблемы, обеспечить подрастающему поколению эффективную защиту гражданских прав и свобод, обеспечить право каждого ребёнка на счастливое детство.

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите.

            Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году и ратифицированная Россией 20 лет назад, была первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста, и детализирует их индивидуальные права. Поэтому государственная социальная защита детей должна рассматриваться не как благотворительный акт, а прямая обязанность всех уровней государственной и муниципальной власти.

            Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества.

В соответствии с нормами современного международного и российского законодательства каждый ребенок в нашей стране обладает целым перечнем прав, среди которых такие основополагающие права, как право на жизнь, право на получение доступного и качественного образования, право на защиту от всех и всяческих форм насилия, право на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его, право на неприкосновенность частной и семейной жизни ребенка и его родителей. Эти и другие права ребёнка являются неотъемлемыми атрибутами здорового, комфортного и счастливого детства и позволяют вырастить и воспитать полноценного гражданина своей страны. Кроме того, эти особые – по сравнению со взрослыми – права нуждаются в особой защите и особых механизмах её осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных – органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных – органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует – существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот – узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства. Поэтому введение в России института уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ стало новым этапом в обеспечении эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

            В сентябре 2009 года у нас также создан институт Уполномоченного при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка. За это короткое время им проведена большая работа. Но не буду отнимать хлеб у Константина Александровича. Он нам расскажет об основных направлениях своей деятельности и о перспективах.

Хочу только добавить, что создание института уполномоченного по правам ребёнка было не простой «данью моде». К сожалению, многие взрослые в нашей стране считают, что дети до 18 лет не имеют никаких прав. Поэтому столь часто несовершеннолетние становятся жертвами жестокого обращения в семьях, в интернатных учреждениях. По данным МВД России количество преступлений против детей за последние восемь лет выросло в 2,5 раза. При этом несовершеннолетние составляют почти половину от числа жертв насильственных преступлений, в т.ч. сексуального характера. Поэтому мы особое внимание мы уделяем вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Только в прошлом году в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав поступило более 2.6 тыс. информаций о нарушениях прав несовершеннолетних. Это меньше, чем за предыдущий год. Но, что самое страшное, 90% из них – это дела о нарушениях прав несовершеннолетних в семьях, где родители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Поэтому особое внимание мы уделяли, и далее будем уделять работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В 2009 году впервые на межведомственной основе проведены операции «Защита» и «Семья». Главными целями этих операций были – профилактика семейного неблагополучия, защита детей от нарушений их прав в семье, вывод семьи из кризисной ситуации и её сохранение.

На учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних состоит более 2,3 тыс. семей. В этих семьях воспитывается почти 4 тыс. детей.

Работа с семьёй ведётся комплексно – родители трудоустраиваются, направляются на лечение от алкоголизма. Проводятся другие реабилитационные мероприятия.

Такое положение требует разработки и принятия дополнительных меры, которые бы предельно ужесточали уголовную ответственность за жестокое обращение с детьми, за надругательство над детьми и растление несовершеннолетних. Уверена, что все интернатные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также должны быть поставлены под жёсткий общественный контроль.

            Надеюсь, что весь разнообразный и сложный спектр проблем, связанный с совершенствованием законодательства по защите прав несовершеннолетних от жестокости и преступных посягательств будет предметом обсуждения в рамках нашей конференции и предложения найдут своё отражение в резолюции.

            Государственная политика России направлена на создание максимальных условий для развития ребенка, формирования его широкого мировоззрения, позитивного и творческого мышления. Отмечу особо, что Правительством Ульяновской области совместно с Законодательным Собранием области в течение целого ряда лет принимаются последовательные меры к тому, чтобы полностью реализовать положения гражданского законодательства, государственной социальной политики, гарантирующие соблюдение прав детей. На территории области принято 30 Законов, направленных на обеспечение защиты прав и интересов детей, реализацию эффективной семейной и демографической политики.

Сегодня в Ульяновской области проживает 170 тысяч семей, среди которых более 15 тысяч – многодетные. Как и в других регионах округа, у нас достаточно много семей одиноких матерей. Во всех семьях региона воспитывается 241 тысяча детей и подростков. Более 83 тысяч из них, как ни печально, находятся в трудной жизненной ситуации. Чуть более 5,5 тыс. детей имеют ограниченные возможности здоровья и соответственно специальные образовательные потребности. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также составляет более 5,5 тысяч. Их количество, к сожалению, продолжает увеличиваться.

Самое прискорбное, что среди них лишь 12% – это дети-сироты. Остальные являются сиротами при живых родителях. Каждый десятый выявленный ребёнок имеет возраст 10-12 лет. Это свидетельствует о слабом развитии системы раннего выявления семейного неблагополучия на уровне дошкольного и начального образования. Поэтому нами в прошлом году этому направлению было уделено особое внимание. С этого года показатель раннего выявления семейного благополучия является одним из главных критериев оценки деятельности системы профилактики муниципалитета.

Мы отчётливо понимаем, что полное и гармоничное развитие личности, на которое имеет право каждый ребенок, по большому счету, возможно только в семье. Поэтому наша приоритетная задачаобеспечение каждого ребенка теплом и заботой его собственной семьи. Мы в Ульяновской области уделяем особое внимание новым формам и методам пропаганды семейных ценностей, здорового образа жизни, терпимости и уважения друг к другу. Делаем это с привлечением общественных организаций – Областного семейного Совета, Совета Отцов, женсоветов, оОластного родительского комитета и др. К этой работе привлекаются фонды, с которыми мы реализуем различные социальные проекты и акции.

Например, в целях морального стимулирования многодетных родителей за достойное воспитание подрастающего поколения учреждены Почётные знаки «Материнская слава» и «Отцовская слава», которые вручаются матерям, воспитавшим пятерых и более детей в День Матери и многодетным одиноким отцам в День Отца. Хорошо зарекомендовала себя практика агитпоездов специалистов различных направлений: врачей, психологов, работников ЗАГСов, – в сельские районы области в рамках нашей акции «Роди патриота в День России».

В пятый раз в этом году под патронатом Губернатора – Председателя Правительства области С.И. Морозова проводится благотворительная акция «Помоги собраться в школу». В прошлом году, например, ходе акции каждый шестой школьник, получил реальную помощь при подготовке к новому учебному году. Более тысячи трудовых коллективов, да и просто граждане пожертвовали ни много ни мало, а более 28.0 млн. рублей. В этом году в рамках акции всем будущим 11 тыс. с лишним первоклассникам будут вручены дисконтная карта «Первоклассник», по которой они смогут получить скидки 20% на товары, необходимые при подготовке к школе.

Все наши мероприятия дают определённые результаты. Основная масса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (72%) находится под опекой, воспитывается приёмными родителями или усыновлено.

Отрадно, что за последние 5 лет в 30 раз увеличилось количество приёмных семей, и в 25 раз воспитывающихся в них детей. Если в 2005 году в области было всего 25 таких семей (в них проживало 43 ребёнка), то сейчас их уже насчитывается 746. В них воспитывается 1072 ребёнка.

Развиваем мы и семейные воспитательные группы. На сегодняшний день функционирует 17 таких группа, в которых воспитывается 40 детей. Это, своего рода, реабилитационные группы перед передачей ребёнка в семью. Для кандидатов в приёмные родители на территории области постоянно работает семинар «Воспитание в приёмной семье», школа приёмных родителей. Через СМИ проводится акция «Возьми меня, мама!».

Применяем мы и меры материального стимулирования. Мы ввели законодательную меру, устанавливающую выплату из областного бюджета в размере сто тысяч рублей при усыновлении ребенка. Надо отметить, что число ежегодно усыновляемых ульяновцами детей возросло вдвое, хотя и остаётся низким по сравнению с опекунскими или приёмными семьями.

Честно, говоря, нас радует, что в прошлом году ни один наш ребенок не был усыновлён иностранцами. А ведь еще в 2005 году иностранные граждане усыновили на территории региона детей в три раза больше, чем граждане Российской Федерации. В свете недавней отвратительной истории, произошедшей с Артёмом Савельевым, которого приёмная американская семья вернула в Россию как ненужную вещь, мы поддерживаем позицию Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. Все вопросы международного усыновления должны находиться в компетенции Министерства юстиции, должны быть заключены соответствующие международные соглашения, то есть во всех этих вопросах необходимо создать надёжный правовой базис. При этом приоритет внутрироссийского усыновления должен быть бесспорен.

В государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся 1300 детей. Кстати, за последние четыре года количество сиротских учреждений уменьшилось на два.

Этому, бесспорно, способствовали меры государственной поддержки семей с детьми, принятые в Ульяновской области. Остановлюсь на наиболее значимых.

Это и единовременное пособие при рождении ребёнка. Это и особый комплекс мер поддержки многодетных семей, включая выплаты на каждого ребенка школьного возраста на приобретение школьной и спортивной формы. Это и ряд принятых в прошлом году дополнительных антикризисных мер поддержки семей с детьми, в которых родители оказались под риском увольнения, а также адресная помощь беременным женщинам, находящимся в административных отпусках. Также отмечу, что мы применили в регионе практику заключения особых Соглашений с работодателями, чтобы сохранить женщине на первый год отпуска по уходу за ребёнком среднюю зарплату. И многие крупные предприятия пошли навстречу своим работницам.

Наконец, это наш региональный именной капитал «Семья» в размере 100 тысяч рублей, который выплачивается при рождении или усыновлении третьего ребенка матери в возрасте до 35 лет и может быть использован по достижении ребенком возраста полутора лет. Такие сертификаты уже получили более тысячи ульяновских семей. В дальнейшем мы планируем снять ограничения по возрасту родителей при рождении третьего и последующих детей и ввести права на именной региональный капитал «Семья» для тех семей, которые собираются родить второго ребенка.

Мы рассчитываем, что эти, и многие другие меры, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку семьи, дадут необходимый эффект. При этом считаю крайне важным, чтобы и наш региональный, и федеральный «материнский капитал» реально приносили пользу семьям, имеющим детей. Законодательство в данном вопросе должно быть максимально гибким, учитывающим все возможные ситуации.

Приведу простой пример. В апреле в одной из ульяновских газет вышла статья «Последний шанс на жизнь». У мальчика пяти лет – прогрессирующий рак. На лечение и операцию нужны немалые средства. Но семья воспользоваться «материнским капиталом» для лечения ребёнка не может, потому что федеральное законодательство запрещает это делать. Возникает вопрос: зачем потом будут нужны этой конкретной семье деньги на строительство или обучение, если сегодня нельзя сделать самое важное – спасти жизнь ребенка?

Поэтому мы предлагаем включить в проект резолюции конференции рекомендацию Государственной Думе Российской Федерации внести изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусмотрев, что в чрезвычайных случаях, требующих дорогостоящего, в том числе и операционного лечения матери или ребенка, у семьи должно быть право использовать на эти цели «материнский капитал». Таким образом, мы сможем в ещё большем объёме реализовать конституционное право каждого ребёнка на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые ему гарантирует 41 статья Конституции РФ.

Несмотря на отдельные успехи в сфере семейного устройства детей, тем не менее, не стала бы утверждать, что все проблемы у нас полностью решены. Проблем остаётся ещё много.

Неотъемлемым правом ребёнка является его право на образование. Конституцией России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Если говорить в целом, то наибольшее количество проблем у нас, да и у вас, наверное, с дошкольным образованием и образованием детей-инвалидов.

Значительный рост рождаемости в 2007 -2010 гг., стремление родителей заявить о потребности в ДОУ сразу после рождения ребёнка, увеличение спроса на услуги дошкольного образования в связи с необходимостью ранней социализации детей и квалифицированной подготовки к обучению в школе – это ряд обстоятельств, которые ставят дошкольное образование в зону деятельности власти разного уровня.

В 2010 году финансирование программы развития дошкольного образования увеличится в 7 раз. Это связано в первую очередь с тем, что в настоящее время нуждается в определении в дошкольные образовательные учреждения города Ульяновска – 6800 детей в возрасте старше 2 лет. Беспрецедентное увеличение финансирования позволит нам до 01 сентября этого года определить в детские сады города – 5200 детишек. Причём 3200 детей получат направления до 01 июня. В течение июня – июля ещё 1500 детей пойдут в детсады. И до нового учебного года дополнительно будет создано ещё 500 мест.

За 2 последующих года в рамках областной программы по развитию дошкольного образования планируется возврат в сеть 7 зданий детских садов, которые находятся в настоящее время в муниципальной собственности, но используются не по целевому назначению (арендуются, переданы в безвозмедное пользование). После проведения капитального ремонта данных зданий и оснащения их необходимым оборудованием будет создано 1410 мест.

С целью модернизации системы комплектования дошкольных образовательных учреждений в городе Ульяновске создаётся система электронного ведения очереди. Это упростит порядок постановки на очередь, а также обеспечит порядок постановки на очередь и её движение независимо от человеческого фактора. Таким образом мы избежим и фактов коррупции при устройстве детей в дошколку.

Для детей, не обеспеченных местами в детских садах мы создаём условия для развития и подготовки к обучению в школе в учреждениях дополнительного образования детей и при школах с широким видовым разнообразием:

- группы кратковременного пребывания,

 - студии раннего развития,

- группы «Будущий первоклассник»,

- группы «Играя, обучаюсь»,

- группы вечернего пребывания и выходного дня.

Параллельно проводится активная работа совместно с общественными организациями по созданию семейных клубов на базе дошкольных учреждений, которые объединяют не только родителей дети которых посещают дошкольное учреждение, но и тех, которые имеют детей раннего возраста, а также детей, воспитывающиеся в семье. Это позволит повысить чувство социальной и личной ответственности за полноценное развитие и воспитание  своих детей, молодым родителям позволит приобрести опыт, а также снизит риск негативного воздействия на детей раннего и дошкольного возраста.

Для активизации родительской общественности и развития сотрудничества  в регионе создаётся региональный родительский комитет дошкольных образовательных учреждений.

Теперь несколько слов об образовании детей со специальными образовательными потребностями. Для решения проблем инвалидов при Губернаторе создан Совет по делам инвалидов. Нами разрабатывается программа «Доступная среда на 2011 – 2015 гг.», в рамках которой планируется создавать условия в учреждениях образования для инклюзивного обучения и ряд других мероприятий по повышению доступности не только к услугам образования, но и здравоохранения, культуры.

В регионе развита сеть специальных (коррекционных) школ восьми видов. Есть у нас и учреждения профессионального образования для таких детей. Однако потребность в получении общего и профессионального образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья всё ещё высока.

Если для детей с нарушениями слуха, речи, зрения уже созданы условия для получения ими общего образования и овладения современными профессиями (звукомонтаж, видеомонтаж, фотомонтаж, компьютерная вёрстка, дизайн, изобразительное искусство, лингвистика), то для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможностей пока ещё мало. Таких детей у нас около 1,4 тысяч. Очным обучением охвачено всего 150 детей. Остальные находятся на индивидуальном обучении.

В 2008 году в рамках реализации проекта «Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья» ФЦП «Развитие образования» у нас открыта школа-интернат VI вида «Улыбка», в которой по дистанционным технологиям обучаются уже 20 детей г. Ульяновска. До 2015 года будет создано ещё 30, что крайне недостаточно. Потребность на сегодня в таких услугах есть у 504 детей. Такую форму организации обучения мы считаем перспективной и развиваем дальше в рамках нового направления нацпроекта «Образования». Нами заключены с федеральным центром соглашения почти на 70 млн. рублей, что позволит создать до конца года 174 рабочих мест для дистанционного обучения детей из других районов области. Таким образом, к концу года 194 ребёнка получат возможность обучения по современным интернет-технологиям.

В Ульяновской области 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Среди них 2 социальных приюта, 6 социально-реабилитационных центров с приютами, 1 детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей.

В течение года через приюты проходят около 1300 детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства. Для оказания помощи и проведения социальной реабилитации детей, волею судьбы оказавшихся без попечения родителей, требуется большое количество средств. Конечно, учитывая ограниченность областного бюджета, мы с удовольствием сотрудничаем с теми организациями, которые готовы оказать посильную помощь и внести свой вклад в защиту права детей на достойную жизнь. Мы с удовольствием сотрудничаем с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Если в прошлом году лишь 1 программа стала победителем конкурсного отбора, то в этом году 4 межведомственные программы Ульяновской области получили грантовую поддержку данного фонда. Это межведомственная программа «Здоровая семья», «Если ребёнок не такой как все», «Круг заботы», «Протяни руку будущему». На протяжении 3-х лет объём финансирования составит более 60 млн. рублей. В этом году на реализацию мероприятий программ в регион поступит почти 31 млн. рублей. По объёму средств наш регион в Приволжском федеральном округе занял I место.

За счёт программ будет решаться широкий круг проблем – профилактика социального сиротства, инвалидности раннего возраста, правонарушений среди несовершеннолетних, в т.ч. находящихся в конфликте с законов, развитие форм семейного устройства, сокращение числа лишений родительских прав.

Особое внимание в нашей области уделяется работе с детьми-инвалидами и членами их семей. Наше учреждение – Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» является опорно-экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основой деятельности данного учреждения является реализация программ социальной реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями ДЦП по раннему вмешательству. В области продумана система оказания социально-реабилитационной помощи детям-инвалидам и членам их семей.

В центре ежегодно вместе с родителями проходят реабилитацию 850 детей (Потребность больше. В перспективе расширение площадей учреждения и строительство гостиницы). Однако работа центра не ограничивается простой реабилитацией. В 10 муниципальных образованиях по инициативе учреждения созданы клубы семей с детьми больными ДЦП.

В рамках этих клубов идет не просто общение, а оказание различных видов социальной помощи детям-инвалидам и членам их семей, их дальнейшая реабилитация, передача накопленного опыта по социализации таких детей: подготовка к школе, трудовой и профессиональной деятельности.

Подобная организация реабилитационной работы позволят таким детям стать самостоятельными гражданами, а их родителям – работать. Кроме того, через эти клубы мы имеем возможность вовлечь в процесс реабилитации большее количество детей и их родителей.

В январе 2009 года создан Центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово. Своей работой он охватил 6 южных районов области. Открыто отделение социального обслуживания детей-инвалидов при Центре социального облуживания «Доверие» в г. Димитровграде, что позволило увеличить почти на 11% количество детей-инвалидов, получающих социально-реабилитационные услуги.

Ещё одной перспективной формой работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мы считаем работу по ресоциализации бывших воспитанников детских колоний. С 2007 года нами реализуется социальный пилотный проект «Поверь в себя».

            В рамках проекта организована работа Общественного центра реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательной колонии. Проектом охвачены все воспитанники колонии. В настоящее время проведён набор волонтёров из числа студентов (юристы, психологи) для работы по проекту. В дальнейшем в рамках проекта планируется охватить реабилитационными мероприятиями категорию несовершеннолетних, осуждённых условно и к мерам, не связанным с лишением свободы.

            Взаимодействие учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений и Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Ульяновской области активно развивается на протяжении последних четырёх лет. Совместно проводится целый комплекс обучающих, воспитательных и реабилитационных мероприятий с воспитанниками центра.

            Такие формы организации профилактической способствуют решению главной задачи – реабилитации и предупреждению повторных правонарушений.

Ульяновская область включилась в акцию «Детство без жестокости и слёз» потому, что создание условий для развития и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в особой заботе государства, является основной задачей региональной власти.

По инициативе Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Мы активно реализуем проект «Вернуть детство», одним из направлений которого как раз является адаптация детей к самостоятельной жизни в обществе.

Основными задачами такого социального сопровождения являются: социальная адаптация по различным вопросам жизнеустройства, сохранности жилого помещения, оказание содействия в занятости, социальная поддержка, привитие навыков здорового образа жизни, профилактика вторичного социального сиротства.

Специалисты, осуществляющие социальное сопровождение выпускников (хотя бы в течение 5 лет после выпуска), должны оказывать им помощь в ремонте жилья, покупке мебели, организации быта, питания, обеспечении себя прожиточным минимумом, взаимодействии с ближайшим и широким социумом, поиске работы, организации свободного времени, получении медицинской помощи, создании и сохранении семьи и т.д.

Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных образовательных учреждений. Выпускаясь из учреждений, они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития.

Постинтернатное сопровождение существует как практика лишь в отдельных регионах (Москва, Пермский край, Республика Марий Эл, Ульяновская область). Как правило, вышеуказанная деятельность ложиться на плечи специалистов по охране детства, которых повсеместно не хватает, они перегружены. Отсутствуют нормативы численности таких специалистов в пересчёте на детское население. Этот вопрос также требует федерального регулирования.

Для мониторинга социальной успешности выпускников сиротских учреждений предлагаем создать на базе сиротских учреждений специальные службы постинтернатного сопровождения выпускников. Соответственно необходима и разработка её нормативного обеспечения с соответствующим внесением изменений в Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для качественной реализации государственной политики в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, воспитание, постинтернатное сопровождение и социально-трудовую адаптацию необходимы квалифицированные кадры. Поэтому здесь необходимо принять специальную государственную программу, которая обеспечит непрерывную подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с этой категорией детей. Кроме того, для, работников сиротских учреждений должны быть разработаны специальные меры по преодолению такого явления как профессиональное «выгорание».

Вообще к этой категории работников образования должны предъявляться повышенные требования, особенно к их психическому здоровью. В связи с этим необходим норматив, который бы закрепил при приёме на работу и прохождении последующих ежегодных медосмотров обязательное консультирование у психиатра и психолога.

Уважаемые коллеги! Можно ещё много рассказывать о проблемах, о том, что делается в регионе по обеспечению конституционных прав детей на семью, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальную и правовую защиту, но рамки моего выступления не позволяют этого. Более полную и исчерпывающую информацию вы получите из выступлений моих коллег.

В заключение своего выступления хочется сказать, что решение всех выше перечисленных проблем поможет безболезненно интегрировать в социум тысячи детей, единственной опорой для которых является государство. Таким образом решая проблемы каждого конкретного ребёнка – мы открываем ему широкий путь к полноценной жизни на благо нашей Родины.

Хотелось бы пожелать Вам, уважаемы гости, с пользой провести время на гостеприимной Ульяновской – Симбирской земле, обменяться опытом Вашей очень значимой работы, обзавестись новыми единомышленниками, ну и, конечно же, по возможности ознакомиться с богатым культурным и историческим наследием Ульяновской области.

            Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества». Поэтому давайте приложим все усилия для того, чтобы претворить всё это в жизнь. Сегодня как никогда важно помочь детям. Они наше будущее! Спасибо за внимание.

 

Доклад заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.В. Девяткиной на межрегиональной конференции «Права детей - детям»  (в формате .rtf, 140 Кб)