Выступление заместителя Губернатора Ульяновской области - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ульяновской области Озернова А.В. на рабочей группе по наградной деятельности: «Информация о наградной деятельности в Ульяновской области»


В последние годы в Ульяновской области успешно реализуется наградная политика, направленная на стимулирование трудовой и общественной активно-сти граждан и организаций.

Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» значительно повышена значимость наград субъектов Российской Федерации: кандидаты, представленные к присвоению почётных званий, должны быть ранее награждены региональными или ведомственными наградами.

Общие сведения. Действующая региональная наградная система сложи-лась в 2007 году с принятием областного закона о наградах и почётных званиях, установившего 6 наград Ульяновской области и 32 почётных звания Ульяновской области. Кроме основного областного закона о наградах и почётных званиях наградное законодательство Ульяновской области включает в себя отдельный закон о звании «Почётный гражданин Ульяновской области» и Золотой книге Почёта, многочисленные нормативные правовые акты Губернатора и Правительства Ульяновской области, нормативный правовой акт Законодательного Собрания Ульяновской области.

До 2007 года в системе наград Ульяновской области существовали:
– звание «Почётный гражданин Ульяновской области» и Золотая книга Почёта Ульяновской области, учреждённые в 1993 году;
– почётный знак «За веру и добродетель», награждение которым произво-дится с 2005 года; 
– переходящее Знамя ордена Ленина Ульяновской области, вручаемое с 2005 по 2009 год организациям - победителям ежегодных областных соревнований в отраслях сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности, транспорта и связи, конкурсах социально-экономического развития муниципальных образований области.
В настоящее время в систему наград Ульяновской области входят:
а) звание «Почётный гражданин Ульяновской области»;
б) переходящее Знамя ордена Ленина Ульяновской области (с 2010 года не вручается);
в) орден «За проявленное мужество»;
г) знак отличия «За заслуги перед Ульяновской областью»;
д) медали – Почёта, Дружбы народов, «За заслуги в охране общественно-го порядка», имени Н.М.Карамзина;
е) почётные знаки Ульяновской области – «Семья, любовь, верность», «За веру и добродетель», «Материнская слава» трёх степеней, «Отцовская слава»;
ж) почётные звания Ульяновской области – 26 наименований по отраслям и видам деятельности.

В Ульяновской области по вопросам награждения областными наградами были созданы общественные советы – Совет по наградам Ульяновской области и Общественный комитет Золотой книги Почёта Ульяновской области, являющиеся консультативными органами. Заседания Общественного коми-тета Золотой книги Почёта Ульяновской области проводятся, как правило, 1 раз в год с целью рассмотрения поступивших наградных документов на присвоение звания «Почётный гражданин Ульяновской области». 

Лицам, награждённым наградами Ульяновской области, выплачиваются единовременные денежные выплаты в размере от 5000 до 10000 руб.  в зависимости от вида награды.

Дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены для почётных граждан Ульяновской области:
ежемесячное денежное пособие в размере 200% базовой части трудовой пенсии по старости (5124 руб.),
возмещение расходов на похороны почётного гражданина в пределах 10000 руб. за счёт средств областного бюджета;
ежемесячное денежное пособие вдове (вдовцу) почётного гражданина в размере 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости (2562 руб.).

Статистика награждений. Общее количество награждённых наградами Ульяновской области за период с 1993 года по декабрь 2010 года составляет 936 человек, из них награждены (удостоены звания):
22,97%  – «Почётный гражданин Ульяновской области»;
22,22% – почётный знак «За веру и добродетель»;
5,34% – «Заслуженный работник сельского хозяйства»;
4,81% – медаль Почёта;
4,59% – знак отличия «За заслуги перед Ульяновской областью»;
3,95% – «Заслуженный работник культуры Ульяновской области»;
3,31% – почётный знак «Материнская слава» III степени.

Наибольшее количество награждений в 2010 году приходится на медаль Почёта (32 чел.), почётный знак «За веру и добродетель» (32 чел.), медаль Дружбы народов (10 чел.).
По количеству лиц, удостоенных в 2010 году почётных званий Ульяновской области, лидирует отрасль сельского хозяйства (26 чел.), затем образование (10 чел.), культура (9 чел.), здравоохранение (9 чел.) и охрана общественного порядка (8 чел.).

В 2010 году по 13 видам наград Ульяновской области не было представлено ни одного кандидата, в том числе к присвоению почётного звания «Заслуженный работник социальной защиты населения Ульяновской области» (в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг работает 42,6 тыс.человек), «Заслуженный работник дорожного хозяйства», «Заслуженный работник связи Ульяновской области» (в отрасли транспорта и связи занято 41,1 тыс.человек, а почётное звание «Заслуженный работник транспорта Ульяновской области» в 2010 году присвоено 3 чел.) и т.д. Положительную динамику имеют награждения орденом «За проявленное мужество», медалью имени Н.М. Карамзина.    
   
Совершенствование наградной системы. В настоящее время необходимо привести сложившуюся в регионе наградную практику в соответствие с государственной наградной системой Российской Федерации, существенные изменения в которую были внесены Указом Президента Российской Федерации  от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Это повлечёт за собой не только изменение организации работы с наградными материалами, но пересмотр системы региональных наград и положений о наградах. Целесообразно также оптимизировать систему почётных званий Ульяновской области и усовершенствовать внешний вид отдельных региональных наград.


Наградная система Ульяновской области должна быть утверждена одним нормативным правовым документом, который «объединит» в себе положения действующих областных законов «О наградах и почётных званиях Ульяновской области» и «О Золотой книге Почёта Ульяновской об-ласти и звании «Почётный гражданин Ульяновской области». Это не толь-ко значительно упростит работу, но и сделает региональную наградную систему прозрачной и понятной.

В рамках работы над законопроектом «О наградах Ульяновской области» отделом наград департамента государственной и муниципальной службы Правительства области обобщены предложения по изменению действующей системы региональных почётных званий, представленные руководителями исполнительных органов государственной власти области.

Несмотря на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Фе-дерации от 07.09.2010 № 1099 из государственной наградной системы исключены отдельные почётные звания, в том числе «Заслуженный работник торговли Российской Федерации», «Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации», «Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации», предложений исключить какое-либо почётное звание (всего их 26) из региональной наградной системы не поступило.

Также предложено учредить новый почётный знак Ульяновской области «За вклад в развитие Ульяновской области».
Необходимо отметить, что целью проводимой реформы государственной наградной системы является оптимизация системы наград в соответствии с современным развитием экономики и общества, предусматривающая, прежде всего, уменьшение количества почётных званий. Это утверждение подтверждается выступлением начальника Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам Осипова В.Б. на видеоконференции с субъектами РФ 16.12.2010. В связи с этим необходимо рассмотреть целесообразность сохранения отдельных действующих региональных почётных званий и учреждения новых. Например, за прошедшие с 2007 четыре года звание «Заслуженный архитектор Ульяновской области» присвоено 2 чел., «Заслуженный работник дорожного хозяйства Ульяновской области» – 1 чел., «Заслуженный эколог Ульяновской области» – 1 чел. и т.д. Подобная «невостребованность» отдельных региональных почётных званий может быть обусловлена либо плохой работой соответствующего исполнительного органа государственной власти области, либо нецелесообразностью учреждения самого звания.

Министерством сельского хозяйства Ульяновской области, Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и Департаментом физической культуры и спорта Ульяновской области предложено по аналогии с государственной наградной практикой пересмотреть требования к величине стажа работы кандидата в отрасли – увеличить с 10 лет до 15 лет. С учётом специфики сферы молодёжной политики Министерством образования Ульяновской области предложено уменьшить требуемый стаж работы кандидата в отрасли с 10 лет до 5 лет.
Широко обсуждаемым в СМИ в 2009-2010 годах вопросом была популяризация государственных наград как атрибута государственной власти, как инструмента повышения социальной активности граждан и формирования патрио-тизма. Большое внимание повышению статуса почётных граждан Ульяновской области среди жителей региона уделяет Губернатор Ульяновской области Морозов С.И. В этой связи важно обратить внимание на гласность представления к наградам – региональным и государственным, на активное привлечение представителей общественности к рассмотрению наградных материалов кандидатов. Сама процедура награждения должна стать публичной и понятной, то есть общество должно понимать, за что того или иного гражданина представили к награде.

Целесообразно создать консультативный орган при Губернаторе Ульяновской области по решению вопросов награждения наградами Ульяновской области, который бы по аналогии с Комиссией при Президенте Российской Федерации по государственным наградам был наделён широким кругом полномочий, и в состав которого бы вошли должностные лица Правительства области, депутаты Законодательного Собрания области, члены Общественной палаты области, представители правоохранительных органов, почётные граждане Ульяновской области. Он должен «объединить» в себе функции и полномочия ранее созданных Совета по наградам Ульяновской области и Общественного комитета Золотой книги Почёта Ульяновской области – рассматривать вопросы награждения всеми видами региональных наград, включая звание «Почётный гражданин Ульяновской области».  

Создаваемый консультативный орган, рассматривая представления о награждении, будет вправе принимать решения о поддержке представления, об изменении вида награды, о нецелесообразности награждения и возврате документов. Другими важными направлениями его работы должны стать: рассмотрение вопросов совершенствования региональной системы наград, вопросов учреждения новых наград, разработка мероприятий по популяризации наград Ульяновской области.