Итоги работы Министерства образования и науки Ульяновской области в 2014 году и задачи на 2015 год (выступление Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министр образования и науки Ульяновской области Е.В.Уба)

Уважаемый Сергей Иванович!

Уважаемые участники коллегии!

 

Предлагаю заглянуть в будущее!

2020 г.  - модератор, разработчик образовательных траекторий, тюьтор, координатор образовательной онлайн – платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояния сознания, организатор проектного обучения.

Это новые специалисты в сфере образования, обозначенные в исследовании Агентства стратегических инициатив (АСИ) "Атлас новых профессий",  выполненном в рамках поручения Владимира Путина. И потребуются они уже буквально через 5 лет, а это практически «завтра»!

Сегодня скорее очевидна потребность в профессионалах высокого  уровня для всех отраслей в связи с глобализацией процессов и бизнеса. Точно так же, как знание иностранного языка и компьютерная грамотность стали нормой для получения достойной работы.

И это не какие-то отвлечённые фантазии академиков! В основе прогноза – инвестиционные планы и стратегия развития России. И как  следствие  – разработка профессиональных стандартов. О необходимости разработки новых профессиональных стандартов президент Владимир Путин заявил еще в серии майских указов 2012 года. «Профстандарты должны служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда», — подчеркнул президент.

Стандарт педагога состоялся, он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя, отметил министр образования России Дмитрий Ливанов. Профстандарт как попытка разрешить противоречие между требованиями общества к педагогу и объективной реальностью.

«Грамотно разработанные профессиональные стандарты для учителя – тот ключ, который может помочь примирить мнимое противоречие между ремеслом и творчеством», -  Евгений Ямбург.

2014 год мы жили по новым профстандартам в штатном режиме! Но вместе с тем, задавались целым рядом вопросов! Что такое педагогическая профессия сегодня? Каковы тренды и вызовы развития педагогического профессионализма?

Ожидания от современного учителя: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным  действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Четко определились новые компетенции! Работа с одарёнными учащимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Мы хорошо понимаем, что Педагог – ключевая, стержневая фигура в образовательном процессе – педагог владеющий многообразием компетенций, необходимых для работы в современной школе! И рождение Педагогической палаты не случайно! У нас в образовании вообще случайностей быть не может!

Феномен 2014 года – «рождение» Педагогической палаты Ульяновской (создана в октябре 2014 г.) С момента создания Палаты удалось выстроить чёткую структуру: она имеет 4 профильных комиссии по основным блокам образования и рабочие группы для обеспечения взаимодействия со образовательными учреждениями, СМИ, группу контроля и анализа деятельности.

Успешными в работе Палаты считаю следующие моменты:

- Палата не замкнута в работе на себе, идёт активное взаимодействие с общественными организациями педагогических работников области. Способствует этому и то, что практически все члены Палаты возглавляют или представляют эти организации (Клуб «Учитель Года», Клуб  воспитателей   «Им-пульс»,  Совет директоров профессионального образования,  Клуб молодых педагогов г. Ульяновска,  Совет заведующих ДОУ города,  Профсоюз работников образования и др.)

Одна из основных задач, которую сейчас решает Палата, – это создание своих Представительств во всех муниципальных образованиях области. В действующем составе палаты представлены только 3 муниципальных образования. Для нас важно понимать, что происходит в системе каждого района.

Как отметил руководитель  федерального «Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Изотович Адамский, который  принимал участие в обсуждении роли Педагогической палаты в развитии системы образования, для нас очень важно сохранять аналитическую, экспертную составляющую в работе Палаты, не ограничиться кругом текущих вопросов, т.к. они тесно связаны с глобальными  проблемами российского образования.

Ещё одно изменение, к которому мы шли не один год – создание региональной методической службы. В конце 2014 года  мы приступили к переформатированию деятельности ИПК ПРО! Повышение квалификации, в системном его понимании, переходит как структурное подразделение в состав  педагогического университета. Методическая поддержка учителя, РИП  синтезируется в «Центре образования и системных инноваций Ульяновской области (Центр – ОСИ)». Современному педагогу необходимо продвигаться в профессиональном развитии, сохранять и преумножать лучшие педагогические качества, развивать творческий потенциал, ориентироваться на инновационные подходы к организации образовательного процесса!  На современном этапе введения новых ФГОС образовательному учреждению нужен новый педагог – «гибкий», готовый к переменам и введению нового в образовательный процесс. Создаваемый центр и будет той методической службой, которая необходима современному учителю!

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы Ульяновской области является обеспечение всех типов образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами.

По состоянию на октябрь 2014 года количество молодых специалистов составило 816 чел.  С начала года поступило на работу в образовательные организации Ульяновской области 339 молодых педагогов.

Это позитивно – так как в 2013 году молодых педагогов было чуть больше 200!

 

 

Учитель в России всегда больше,  чем просто учитель. Он являлся и является учителем жизни, политиком в образовании! Награда для учителя не столько награда,  сколько внимание и признание! 

В 2014 году отраслевыми наградами награждено 194 человека, из них:

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ – 159 человек;

Нагрудный знак «Почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» - 3 человека;

Нагрудный знак «Почётный работник начального  профессионального образования Российской Федерации» - 1 человек;

Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» -  2 человека;

Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» - 25 человек;

Медалью К.Д.Ушинского – 1 человек;

Грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  - 3 человека.

В 2014 году региональными наградами награждено 969 человек, из них (в 2013 – 946 чел.):

Почётной грамотой Губернатора Ульяновской области – 38  человек;

Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области – 68 человек;

Почётной грамотой Законодательного Собрания Ульяновской области –   8 человек;

Благодарственным письмом Законодательного Собрания Ульяновской области – 8 человек;

Почётной грамотой и благодарностью Министерства образования и науки Ульяновской области– 840 человек;

Почётное звание «Заслуженный работник образования Ульяновской области» присвоено 4 работникам отрасли образования;

Почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники Ульяновской области»  присвоено  2 работникам отрасли образования;

Почётным знаком «За безупречную службу II степени» награждён  1 человек.

Аттетстация педагогов – важная составляющая профессии!  Мы с Вами вместе искали новые формы, работали над переформатированием данной процедуры!

В 2014 году разработана и внедрена компьютерная программа (электронный сервис), сегодня педагогу нет необходимости лично везти заявление в аттестационную комиссию, всю процедуру можно осуществить через личный кабинет аттестуемого, что экономит ресурсы педагога и позволяет подать заявление в любое удобное время. Заявления в электронном виде подают около 88% педагогических работников.

Переформатирована работа экспертов, которые осуществляют всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников. Ранее экспертиза проводилась одним экспертом. В настоящее время экспертизу осуществляет  группа экспертов по направлениям деятельности педагогических работников. Это обеспечивает один из главных принципов аттестации - коллегиальность и исключает коррупционный фактор.

Система подачи аттестационных материалов оптимизирована с учётом мнения педагогической общественности, осуществлён выбор оптимальной формы представления документов, позволивший задать единые требования к  аттестационным материалам. В июне 2014 года вступил в силу новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276. На основании новых требований для каждой категории педагогических работников с учётом особенностей педагогической деятельности и требований квалификационных характеристик на региональном уровне разработаны  показатели результативности педагогической деятельности. Выбрана одна форма подачи документов-портфолио педагогического работника,  осуществлён  отказ от бальной системы.

В связи с использованием новых рекомендаций была организована работа по консультированию педагогических работников. За период с 1 июня по 31 декабря 2014 года было проведено 68 групповых консультаций, в которых приняло участие 729 педагогических работников. С сентября 2014 года возникла необходимость проведения индивидуальных консультаций, за указанный период было проведено 250 консультаций.

За период с 01 сентября 2014 года было проведено 11 семинаров для 336 руководителей и их заместителей.

За период с 1 января 2014 года аттестацию прошёл 2131 педагогический работник.

Результаты аттестации педагогических работников публикуются на официальном сайте Министерства образования и науки Ульяновской области. Для этого был создан раздел на официальном сайте Министерства образования и науки Ульяновской области (не реже 1 раза в месяц).  

На сайте  Центра сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования создан раздел, посвящённый вопросам аттестации, где размещена вся необходимая информация о формах и процедурах проведения аттестации, нормативно-правовые документы и методические рекомендации.

 

Финансирование сферы образования в 2014 году

На отрасль образование в 2014 году было выделено 9 млрд. 005 млн. 741 тыс.рублей, что на 12,7 % больше чем в 2013 году (7 млрд. 862 млн. 169 тыс. рублей).

В 2014 году продолжалась работа по исполнению Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы педагогических работников образовательных организаций по Ульяновской области.

 Все намеченные показатели в 2014 году выполнены на 100 процентов:

         Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций21898 рублей, что составляет  104,5 % к прогнозируемой средней заработной плате по экономике региона за 12 месяцев 2014 года (20950 руб.).

         Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций - 18879 рублей, что составляет 104,3 % от средней заработной платы в сфере общего образования за 12 месяцев  2014 год (18105руб.). Для достижения данного показателя было произведено повышение заработной платы педагогам детских садов с 01.10.2014 на 5%.

         Средняя заработная плата педагогических работников  организаций дополнительного образования  составила 19098 рубля или 86,3% к средней заработной плате учителей  в области за 12 месяцев 2014 года (22126 рублей). При этом целевой показатель 80% к среднемесячной заработной плате учителей.

         Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций начального и среднего профессиональ­ного образования составила 17149 рублей, что составляет 81,9 % к средней заработной плате в регионе за 12 месяцев 2014 года. Целевой показатель 80 % к средней заработной плате в Ульяновской области.

 

Все начинается с детства! И первый педагог для ребёнка – это воспитатель детского сада!

2014 год ознаменован годом серьезной работы по модернизации дошкольного образования. Хотелось бы отметить, что под модернизацией мы понимаем не только количественные изменения по введению новых и дополнительных мест, но и качественные – содержание дошкольного образования, оказание качественной образовательной услуги.

С целью исполнения Указа Президента и в соответствии с распоряжениями Правительства РФ Ульяновской области на реализацию Комплекса МРСДО в 2014 году выделено 559,5 млн. рублей. Общий объём средств консолидированного бюджета составляет 853,95 млн. рублей

В «дорожной карте» показатель «Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования», плановый показатель в 2014 году составляет 2370 мест, а фактически он составил 2810 мест.

Комплексом МРСДО 2014 года предусматривалось три основных блока работ:

строительство новых 4-х ДОУ, выкуп вновь 3-х построенных зданий с привлечением ЧГП, капитальные ремонты зданий ДОУ.

Сокращение очерёдности в дошкольные учреждения региона происходит за счёт мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой». Инструментами для реализации запланированных мероприятий являются областная государственная программа «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2018 годы, Комплекс по МДРСО образования, муниципальные целевые программы.

Каковы же результаты этих мероприятий? Общее количество детей, которым предоставлена услуга дошкольного образования в образовательных организациях области в 14 году, составляет 53588 чел. Данный показатель увеличился на 27,0% в сравнении с предыдущим периодом. При этом охват детей в возрасте от трёх до семи лет услугами дошкольного образования составляет 98,0%, (что выше показателя заявленного в 2014 году на 1%) от общей численности детей данного возраста (43658 детей), проживающих на территории Ульяновской области.

К положительным результатам учебного года можно отнести значительное увеличение количества мест, созданных в дошкольных образовательных организациях, созданных не только для возрастной категории от трёх до семи лет, но и для детей от нуля до трёх лет, которых насчитывается 8280 детей, что по сравнению с предыдущим периодом больше на 6%.

В регионе развивается сеть частных негосударственных дошкольных организаций для детей дошкольного возраста. По состоянию на 01 января 2015 года, количество частных ДОО – 13, детей в них 422; негосударственных ДОО – 4, в них детей – 240.

В 2014 году создана Ульяновская региональная общественная организация «Обновление», целью которой является развитие конкурентной среды в дошкольном и дополнительном образовании Ульяновской области. В её состав вошли 6 частных организаций и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в образовательной среде региона.

И для частного сектора нужен новый педагог! С 2014 года совместно с педагогическим университетом для студентов  факультета педагогики и психологии  введён спецкурс, где даются основы организации частного дошкольного образования!

Сумма субсидии, планируемая Правительством РФ к выделению из федерального бюджета в 2015 году для регионов, определится к концу 1 квартала. Поэтому отбор объектов от муниципальных образований, планируемых к включению в Комплекс МРСДО в 2015 году будет проходить через серьёзные конкурсные процедуры.

В декабре 2014 года прошёл конкурсный отбор на предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным образовательным организациям, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования на капитальный ремонт бассейнов в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2018 годы».

Победителями конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным дошкольным образовательным организациям стали 3 организации из г. Димитровграда, и 5 организаций из г. Ульяновска.

Основной задачей модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Сегодня обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества подготовки и квалификации учителей, и от качества проводимой на местах методической работы, и от качества внутришкольного управления учебным процессом, от доступности материально-технического обеспечения, в соответствии с новыми федеральными стандартами.

Реализация задач, поставленных перед учительством региона в 2014 году позволила:

  • создать условия для обеспечения перевода на ФГОС ООО учащихся 5, 6 и 7 классов во всех общеобразовательных организациях;
  • совершенствовать материально-техническую базу центра дистанционного образования детей-инвалидов;
  • модернизировать инфраструктуру и расширить доступ к информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
  • создать информационно-библиотечные центры и обеспечить общеобразовательные учреждения программно-аппаратным комплексом и инфраструктурой для организации доступа к электронным ресурсам;
  • продолжить обновление технологического оборудования приобретение для столовых общеобразовательных организаций и создание на их базе Центров здорового питания;
  • создать условия и обеспечить повышение квалификации, профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
  • пополнить фонды библиотек общеобразовательных организаций учебниками;

Сеть образовательных организаций области

В 2014/2015 учебном году контингент обучающихся в регионе составляет 109514 человек, из них 2665 чел. обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

По сравнению с 2013 годом контингент обучающихся увеличился на 449 чел. (0,4%). При этом количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в городских поселениях, увеличилось на 1449 чел., а количество обучающихся в организациях, расположенных в сельской местности, сократилось на 1000 чел.

В результате проводимых мероприятий по созданию современных условий для обучения (проводилась реструктуризация сети образовательных организаций через создание образовательных комплексов путём присоединения неконкурентоспособных общеобразовательных организаций к крупным образовательным учреждениям, преобразования малочисленных общеобразовательных школ в филиалы общеобразовательных организаций основного или среднего общего образовании) по сравнению с 2013/2014 учебным годом количество муниципальных общеобразовательных организаций сократилось на 51 школу (50 дневных и 1 вечернюю), при этом филиальная сеть увеличилась на 16 филиалов.

В 2014 году - открыта средняя школа в с. Мордовский Белый Ключ муниципального образования «Вешкаймский район»,

- ликвидированы 8 организаций, расположенных в сельской местности;

 - реорганизована 51 общеобразовательная организация: 28 – путём присоединения;

- реорганизованы в филиалы – 16 школ;

сменили статус 7 школ.

В 2014/2015 учебном году сеть общеобразовательных организаций Ульяновской области состоит из 439 школ (436 государственных (муниципальных) и 3 негосударственных) и 19 филиалов.

Основным индикативом результативности проводимых мероприятий по реорганизации сети является положительная динамика показателя «средняя наполняемость классов».

Показатель «средняя наполняемость классов» составляет в целом 16,83 чел., для школ, расположенных в городских поселениях – 23,66 чел. (при нормативе 25 человек), для школ, расположенных в сельской местности – 8,46 чел. (при нормативе 14 человек). По сравнению с показателями 2013 года средняя наполняемость классов выросла: в целом на 0,34 чел. (2013 год – 16,49 чел.): в городских школах на 0,12 чел. (2013 год – 23,54 чел.), в сельских школах на 0,09 чел. (2013 год – 8,37 чел.).

В результате проводимых мероприятий по созданию современных, безопасных условий для обучения, по итогам 2013/2014 уч.г. наблюдается незначительная, но положительная динамика показателей, характеризующих качество образования:

- коэффициент обученности (успеваемость) составил 99,81, что на 1,01 % выше, чем в 2013 г. (98,8 %);

- степень обученности учащихся составила 54%, что на 0,5 % выше, чем в 2013 году (53,5 %);

- коэффициент образования (качество знаний) составил 51,6 %. Данный показатель вырос по сравнению с 2013 годом на 1,6 %;

- доля отличников составила 10,39 % от общего количества аттестованных обучающихся, что на 1,59 % выше, чем в 2013 году (8,8 %).

Важным мероприятием, определяющим качество образования, является Всероссийская олимпиада школьников.

Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2014 году показали сравнительно улучшенный результат подготовки наших детей.

Результативность участия обучающихся Ульяновской области в заключительном этапе олимпиады по сравнению с 2013 г. выросла на 2,1 %, по сравнению с 2012 г. – на 8,3 %.

В 2014 году результативность составила 26,5 % (34 участника – 9 призовых мест), в 2013 году – составляла 24,4 % (41 участник – 10 призовых мест), в 2012 году – 18,2 % (33 участника – 6 призовых мест).

Сборные команды Ульяновской области в количестве 40 участников участвовали в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по 14 предметам (из 21). 12 участников завоевали Дипломы победителя и призёра (3 победителя и 9 призёров – это 30% от всех участников от Ульяновской области.

Согласно данным электронного банка данных всероссийской олимпиады школьников, Ульяновская область находится на 55 месте из 85 мест РФ, что по сравнению с 2013 годом выше на 21 позицию (76 из 85).

Однако, на сегодняшний день Ульяновский регион в разрезе ПФО расположен лишь на 12 месте.

Поэтому работу с одарёнными детьми нужно продолжить выстраивать на различных уровнях: школьном, муниципальном, региональном, ввести в практику проведения учебно-тренировочных сборов по подготовке обучающихся ко всем этапам Олимпиады.

Московским центром непрерывного образования при информационной поддержке «Учительской газеты», при содействии Министерства образования и науки РФ проведён анализ результатов общеобразовательных организаций в регионах. Главными показателями стали итоги Всероссийской олимпиады школьников (учитывалось количество победителей и призёров заключительного этапа 2014 года) и государственной итоговой аттестации (учитывалось количество выпускников 2014 года, получивших по итогам сдачи ЕГЭ высший результат – 100 баллов). По итогам проведённого федерального анализа сформированы:

рейтинг 500 лучших образовательных организаций России (ТОП-500), и рейтинг 200 лучших общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности России (ТОП-200), данный перечень сформирован впервые. 

Отрадно, что в рейтинг ТОП-500 вошли шесть школ Ульяновской области (в 2013 году в этот рейтинг входили лишь пять школ Ульяновской области): МАОУ многопрофильный лицей № 20 (г. Ульяновск); Городская гимназия (г. Димитровград); МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ»; МБОУ гимназия № 1 имени В.И. Ленина (г. Ульяновск); МАОУ Лингвистическая гимназия (г. Ульяновск);  МБОУ гимназия № 33 (г. Ульяновск). 

В рейтинге Топ-500 - 83 региона РФ распределились по 17 позициям, при этом 9 регионов не имеют школ, вошедших в ТОП-500, 14 регионов ПФО распределились по 8 позициям.

Ульяновская область занимает 11 позицию из 17 среди всех регионов РФ и 6 позицию среди регионов ПФО.

Важно отметить, что образовательный процесс в некоторых сельских школах региона по качеству, уровню подготовки не отличается от городских и мы продолжаем говорить о стирании границ между сельским и городским образованием.

В ТОП-200 (федеральный рейтинг сельских общеобразовательных организаций) вошли 3 общеобразовательных организации: МОУ «Большенагаткинская СОШ» (Цильнинский район); МОУ «Октябрьская СОШ» (Радищевский район); МОУ Новомалыклинская СОШ (Новомалыклинский район). 

В рейтинге Топ-200 - 83 региона РФ распределились по 13 позициям, при этом 34 региона не имеют школ, вошедших в ТОП-200, 14 регионов ПФО – по 9 позициям (при этом 2 региона ПФО не имеют школ, вошедших в ТОП-200). Ульяновская область занимает 10 позицию из 13 среди всех регионов РФ и 6 позицию среди регионов ПФО.

 

Итоговая аттестация обучающихся

2014 год может быть охарактеризован годом совершенствования региональной системы организации и проведения ЕГЭ и ГИА .

Всего в 2014 году ЕГЭ в нашей Ульяновской области сдавали 6323 человека, из них 5827 участников – выпускники школ.

Результаты ЕГЭ выпускников общеобразовательных организаций области значительно улучшились по сравнению с 2013 годом по русскому языку и математике. В 2014 году выпускники 14 МО в полном объёме справились с экзаменационными заданиями (в 2013 году этот результат был достигнут в 9 МО, в 2012 году – в 5 МО). 

Увеличилось число участников ЕГЭ, набравших высокое количество баллов по учебным предметам – 80 и выше баллов. Таких участников насчитывается 1577 чел. (6,58% от их общего числа). Максимальное количество баллов (100 баллов) получили 55 участников (0,23% от общего числа участников ЕГЭ) (в 2013 – 85 чел).

По результатам участия в ЕГЭ по обязательным предметам 65 выпускников дневных общеобразовательных организаций, что составляет 1,1 % от общего числа выпускников, завершили обучение без аттестата (со справкой установленного образца) (в 2013 году выпускников данной категории насчитывалось 128 чел. (2,2%).

В целом результаты ЕГЭ выпускников Ульяновской области по русскому языку, математике, истории, английскому языку, обществознанию и литературе выше общероссийских показателей.

 

«Международный бакалавриат»

Ульяновская область продолжает работу по комплексу мероприятий по направлению «Создание сети общеобразовательных организаций реализующих программы Международного бакалавриата.

В 2014 г. Школа «Источник» г. Ульяновска прошла международную аккредитацию по дипломной Программе Международного Бакалавриата – DPIB (сертификат от 09.07.2014, Швейцария, Женева). МАОУ многопрофильным лицеем №20 подготовлен пакет документов и направлена заявка на получение статуса «школа-кандидат».

Свой опыт работы в системе международного бакалавриата регион представит на IX ежегодной международной конференции Ассоциации школ Международного Бакалавриата стран СНГ 23-25 апреля 2015 года на территории Ульяновской области.

 

Физическая культура и спорт

В 2014 году мы начали новый проект (проект партии «Единая Россия») по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. В 2014 году на эти цели было направлено 25,1 млн. рублей.

Денежные средства получили 85 общеобразовательных организаций, распложенных в сельской местности в 22 МО области.

На средства федерального бюджета были отремонтированы и оснащены современным оборудованием 14 спортивных залов сельских школ.

Для 20 школ были приобретены спортивные площадки для подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В 6 общеобразовательных организациях были перепрофилированы имеющиеся аудитории для занятий физической культурой и спортом, 20 общеобразовательных организаций были оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем. В 25 школах были созданы спортивные клубы.

Таким образом, сельские школы получили современные условия для занятий физической культурой и спортом.

Основные результаты, которые мы достигли в результате реализации комплекса мер:

- увеличили долю обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом на 20,3 %

- сократили долю спортивных залов, требующих ремонта;

- создали в общеобразовательных организациях, новую организационную форму физкультурно-массовой работы детьми – школьные спортивные клубы;

- обеспечили рост числа программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, реализуемых на базе общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности;

- оборудовали новые спортивные площадки;

- обеспечили доступ к современной спортивной инфраструктуре населения сельских территорий.

 

Мы продолжаем внедрять новый федеральный стандарт.

  1. 1.                В 2014/2015 учебном году с 1 по 6 класс и в 7 «пилотных» классах (двадцати общеобразовательных организаций региона) продолжают реализовываться стандарты начального общего образования и основного общего образования в 406 общеобразовательных организациях Ульяновской области. Всего по ФГОС обучаются 66553 человека, в том числе: 44 360 школьников начальных классов, 22193 чел. – учащихся 5,6 классов. 

Таким образом, в 2014-2015 уч.г. доля школьников, перешедших на обучение по ФГОС, составила 62,8%, при этом по ФГОС НОО - 100% школьников и по ФГОС ООО – 42 % школьников.

  1. Кроме того, существующий уровень развития региональной системы образования детей с ОВЗ позволил в 2014-2015 учебном году обеспечить экспериментальный переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностям и здоровья (ФГОС ОВЗ).

Апробацию ФГОС ОВЗ ведут ОГКОУ школы-интернаты № 87 для глухих детей и № 88 «Улыбка» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, МБОУ СОШ № 42 (инклюзивного типа), ставшие победителями ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

На выделенные денежные средства в 2014 году из федерального бюджета в сумме 19,169 тыс. рублей и областного в сумме 9,875 млн. рублей улучшены материально-технические условия образовательных организаций, проведены мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов, приобретено высокотехнологичное учебное и реабилитационное оборудование для организации работы с детьми с ОВЗ с применением новейших образовательных технологий.

 

Инклюзивное образование

Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ в области осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.

На территории Ульяновской области функционирует психолого-педагогическая, медико-социальная помощь детям с ОВЗ, обучающимся в образовательных организациях, оказывается специалистами центральной и 3 территориальных ПМПК, которые обследовали в 2014 году 7286 детей (в 2013 году 4890), и трёх Центров психолого-педагогической, медико-социальной помощи. Это связано, с организацией системной работы по раннему выявлению и сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В настоящее время 338 детей-инвалидов (100% от потребности), находящихся на обучении на дому и не имеющих медицинских противопоказаний, обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий в 146 общеобразовательных организациях Ульяновской области.

В 2014 году продолжалась работа по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в 30 общеобразовательных организациях Ульяновской области в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда».

В регионе успешно функционируют федеральные стажировочные площадки на базе школы-интерната № 87 для глухих детей и МБДОУ № 101 г. Ульяновска в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы и 13 базовых площадок, в которые входят представители ведущих ВУЗов региона.

За годы реализации вышеназванного направления, на базе этих площадок  свою квалификацию повысили 2438 педагога, из которых в 2014 году 550 человек. Опыт работы Ульяновской области по социализации детей с нарушениями слуха сегодня распространён уже в 15 регионах Российской Федерации.

Внедрение в учебный процесс современных технологий, позволило достичь регионом целевых индикаторов по показателю «доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования» в 2014 году 70% (в 2013 году - 60%, в 2012 году - 55 %), что соответствует целевым индикаторам ФЦПРО на 2011-2015 годы.

 

Дополнительное образование, воспитание и молодёжная политика

Поворотным моментом в развитии системы дополнительного образования в текущем году стало принятие Концепции развития дополнительного детей в Российской Федерации, направленной на превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования.

Окончание 2014 года и для региональной системы образования ознаменовалось  эволюционными изменениями – структурными и содержательными! Создан новый департамент – департамент воспитания, дополнительного образования и молодёжной политики! Выделение департамента в отдельную структурную единицу позволит принципиально по-новому построить работу в этом направлении!

Одна из задач, определённой Указом, - достижение показателя охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет системой дополнительного образования к 2020 году до 75%.  Необходимо отметить, что до сих пор в федеральном центре не разработана единая методика расчёта детей охвата дополнительным образованием. Мы для себя решили, что этот расчёт не должен быть формальным, мы должны исключить двойной подсчёт детей, занимающихся в 2-х и более кружках. По итогам такого учёта в 2014 году в Ульяновской области по дополнительным образовательным программам обучались 107 588 детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 71% от общей численности детей данной категории (по плану – 62%).  Здесь учтён и межведомственный характер дополнительного образования - программы для детей реализуются в 144 организациях сферы образования, культуры и спорта.

 

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодёжи в Ульяновской области в возрасте 5-18 лет в сфере образования

 

 

 

Анализируя систему дополнительного образования в муниципальных образованиях, необходимо отметить Барышский, Кузоватовский, Павловский районы, г. Ульяновск, показатели которых уже сегодня выполнены в полном объёме.

Показателями развития дополнительного образования детей является не только увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, но и повышение качества предоставляемых услуг. В связи с этим создаётся новая региональная модель системы дополнительного образования детей. 

В результате реорганизации шести областных организаций дополнительного образования создан единый образовательный холдинг дополнительного образования Областной Дворец творчества детей и молодёжи, в котором сегодня занимаются более 11000 детей. Данный образовательный комплекс позволил консолидировать материальные, кадровые и финансовые ресурсы.

В рамках образовательного холдинга организовано принципиально новое структурное подразделение Региональный сетевой ресурсный центр дополнительного образования, основными задачами которого являются анализ рынка, систематизация данных по востребованности услуг дополнительного образования, инициация, организация и реализация сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, молодёжной политики, культуры, физической культуры и спорта, общественных детско-взрослых сообществ), использование ресурса негосударственного сектора в развитии системы дополнительного образования и досуга.  Считаю, что деятельность такого учреждения позволит кардинально изменить ситуацию в дополнительном образовании и, в целом,  повысить эффективность системы дополнительного образования в регионе.

Показателем эффективности системы дополнительного образования детей в регионе является расширение сети детских и молодёжных академий в регионе. При создании детских и молодёжных академий  разрабатываются новые формы и модели взаимодействия с образовательными организациями высшего профессионального образования. Сегодня на территории области успешно действуют 5 детских и молодёжных академий. В 2014 году была открыта Детская архитектурная академия на базе Ульяновского строительного колледжа.

Наиболее удачной моделью молодёжной  академии считаем проект Молодёжной финансово-экономической академии, созданный в декабре прошлого года как продукт государственного-частного партнёрства: Министерства образования и науки Ульяновской области, Ульяновского государственного университета, Средневолжского филиала ОАО «БинБанк». В декабре 2014 года подписано трёхстороннее соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым Ульяновский государственный университет организует образовательную деятельность академии на своей базе, филиал ОАО «БинБанк» обеспечивает финансирование данного проекта. В настоящее время продолжается работа по созданию новых академий: совместно с Ульяновским государственным университетом и Корпорацией предпринимателей  Молодёжную академию предпринимательства, совместно с Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов и сельхозакадемией  Молодёжную сельскохозяйственную академию,  совместно с Ульяновским государственным техническим университетом  - Молодёжную инженерную академию.

Создан Региональный ресурсный центр развития дополнительного образования, который консолидирует усилия и ресурсы для обеспечения научно-методической и практической деятельности в сфере воспитания и для общеобразовательных организаций Ульяновской области.

Приоритетным направлением воспитания в прошлом и текущем году является патриотическое воспитание, направление Программы «Моя Родина – Ульяновская область».

Главный проект этого года – возрождение Поста №1. При создании Поста №1 мы обратились к тому ценнейшему опыту патриотического воспитания подрастающего поколения ульяновцев, который был известен всей России. С 7 по 9 мая 2014 года у Обелиска Славы на площади 30-летия Победы стартовал проект «Пост №1». Первую Вахту Памяти несли учащиеся кадетского класса школы №5 им. С.М.Кирова г. Ульяновска. Проект «Пост №1» вызвал положительный резонанс в Ульяновской области, был поддержан жителями нашей области, родителями, общественными организациями.

Сегодня мы ставим задачу – создание Поста №1 в каждом муниципальном образовании Ульяновской области.

Финансирование государственной программы Ульяновской области «Развитие молодёжной политики на территории Ульяновской области на 2014-2018 годы» в 2014 году составило:

Подпрограмма «Молодёжь» - 2444,6 тыс. рублей.

Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» - 7425,70475 тыс. рублей.

Одной из задач в реализации молодёжной политики является  развитие социальной и созидательной активности молодёжи:  

В настоящее время на территории Ульяновской области функционируют многопрофильные волонтёрские центры во всех муниципалитетах, СПО, ВУЗах. По итогам года охват волонтёров социально значимыми, культурно-массовыми и общественно-политическими мероприятиями составил более 20 000 человек.  

Третий год подряд Ульяновская область принимает активное участие во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи. В 2014 году в конкурсе приняло участие 147 проектов от Ульяновской области, победителями были признаны 25 проектов - а это 1-ое место по количеству победителей среди регионов ПФО. Всего премии различной степени получили 1247 молодых проектантов в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Благодаря этому сумма привлечённых  денежных средств на развитие молодёжной политики в регионе составила в 2014 году 2 050 тыс. рублей.

С сентября 2014 г. возобновлена работа по формированию у молодёжи российской и региональной идентичности, изучение историко-культурного наследия в рамках патриотического проекта «Начни с себя», вовлечение молодёжи в трудовую деятельность в рамках проекта «Губернаторская тысяча» (приняло участие порядка 2240 человек), через духовно – нравственное воспитание - встречи молодёжи  с представителями Русской православной церкви и Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области и межконфессиональное общение.

В 2015 году планируется объединение проектов. В рамках проекта «Начни с себя», совместно с комитетом по сохранению историко-культурного наследия будут вестись работы по восстановлению храмов и церквей, будут инициироваться «народные стройки».

В 2014 году единой системой мероприятий для работающей молодёжи PROдвижение охвачено более 58 предприятий Ульяновской области (в 2013 году в проекте приняло участие 49 предприятий.

По итогам 2014 года достигнуто:

- увеличение доли молодых людей, участвующих в осуществлении общественно полезной деятельности, в общей численности молодых людей в 2014 году – до 3 процентов;

- увеличение доли молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодёжных общественных объединений, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в 2014 году – до 5 процентов;

- увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности органов молодёжного самоуправления, в общей численности молодых людей в 2014 году – до 3 процентов;

- увеличение числа молодых граждан, посещающих объекты инфраструктуры молодёжной политики в 2014 году – на 2 процента;

- уменьшение доли молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в общем числе семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2014 году – до 1 процента.

 

Оздоровительная кампания

В 2014 году на отдых было направлено 75541 ребёнок,  из них летом - 66558 детей (в 2013 году - 64400 детей), в том числе 33749 ребёнка, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Большинство детей отдыхало в лагерях Ульяновской области, за пределами региона организованным отдыхом охвачено 831 человек, в том числе:

  - на побережье Чёрного моря – 762 ребенка (Республика Крым – 500 детей); 

- в других субъектах РФ – 69 детей.

В Республике Крым в детском оздоровительном лагере «Орлёнок» (г.Феодосия) прошли оздоровление 500 детей из 18 муниципальных образований Ульяновской области. Наиболее представительными были группы из г.Ульяновска (285 чел.), г.Димитровграда (38 чел.), Мелекесского района (16 чел.), Барышского района (15 чел.), Новомалыклинского района (15 чел.), Чердаклинского района (10 чел.).

На организацию оздоровления детей в Крыму было израсходовано 16,2 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 15,1 млн.рублей, из областного бюджета – 1,1 млн.рублей.

В 2014 году на отдых и оздоровление детей было израсходовано 538136,8 тыс.рублей, в том числе:

56122 тыс.руб.   – федеральный бюджет;

300072 тыс.руб. –  областной бюджет;

41066 тыс.руб.   – муниципальный бюджет.

 Все учреждения Ульяновской области, запланированные к работе в летний сезон, были открыты в срок (18 загородных стационарных лагерей, 4 детских лагеря, созданных при санаторно-курортных организациях, 3 санаторно-оздоровительных детских лагеря, 525 лагерей с дневным пребыванием, 146 палаточных лагерей и многодневных походов, 152 лагеря труда и отдыха).

В летнем сезоне 2014 г. возобновил свою деятельность загородный лагерь "Орлёнок" в Чердаклинском районе. С 2013 года лагерь находится в муниципальной собственности г.Ульяновска, в 2014  году в лагере проведено 3 летних смены, в которых отдохнули 297 детей.

Продолжается расширение инфраструктуры детского отдыха за счёт открытия дополнительных мест в лагерях. Так в 2014 году в санатории "Радон" был построен новый спальный корпус для детей, в котором теперь в круглогодичном режиме будет функционировать санаторно-оздоровительный лагерь "Эврика". За лето там отдохнуло 800 ребят. Выраженный оздоровительный эффект оздоровления составил 93,7% (2013 г. - 89,1%).

Летом 2014 года большое внимание было уделено патриотическому воспитанию. Во всех сменах проведены Дни России, торжественные линейки, флешмобы, акции, посвящённые Дню русского языка, Дню семьи, любви и верности, Дню отца, ежедневно проводилась церемония поднятия флага России, беседы об истории страны и родного края.

Новым в этом направлении стало знакомство ребят с новыми субъектами Российской Федерации - Республикой Крым и г.Севастополем.

Еще одним важным проектом этого года можно назвать проект «АвиаЛето», в рамках которого были проведены различные мероприятия направленные на развитие отраслевой системы профессиональной ориентации авиационной направленности для детей и молодёжи – ИЛюшин день.

С 15 июня 2012 года действует  Закон Ульяновской области от 29.05.2012 №65-ЗО «Об организации оздоровления работников бюджетной сферы на территории Ульяновской области».

С 2014 года Закон реализуется для всех  работников бюджетной сферы (ранее только для учителей и педагогов) Ульяновской области.

Из бюджета Ульяновской области в 2014 году выделено 26 499,1 тыс. руб. (в 2013 году – 9500,0 тыс.рублей). 

 В 2014 году прошли оздоровление 2731 человек (в 2013 – 1231 человек).

Для оздоровления работников бюджетной сферы были привлечены санаторно-курортные учреждения, как Ульяновской области, так и других регионов. По данному направлению активно работали  санаторные учреждения Ульяновской области (6 учреждений), Пензенской области (2 учреждения), Краснодарский край (3 учреждения), республика Крым (4 учреждения, прошли оздоровление 120 человек), Евпатория (3 учреждения).

 

Профессиональное образование региона

В сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена основным является формирование привлекательности среднего профессионального образования и подготовка кадров с учётом потребностей региона.

В 2014 году благодаря победе Ульяновской области в конкурсном отборе по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации», проведённого Министерством образования и науки РФ в октябре-ноябре 2013 года, позволила получить 17,4 млн. рублей на развитие образовательного направления в Авиастроительном кластере. В Ульяновском авиационном колледже было обновлено учебно-производственное оборудование, позволяющее вести подготовку квалифицированных специалистов для отрасли Авиастроение в соответствии с профессиональными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

В 2014 году была проведена реорганизация Ульяновского авиационного колледжа в форме присоединения к нему Ульяновского технического колледжа. Укрупнение двух, по сути, однопрофильных учреждений позволило создать непрерывную многоуровневую подготовку рабочих и специалистов (начальное-среднее профессиональное образование), сконцетрировать ресурсы, в том числе и финансовые, чётче выстроить отношения с промышленниками (дуальное обучение).

Реализация мероприятий по модернизации учебно-производственной базы Ульяновского авиационного колледжа продолжается и в 2015 году. Размер субсидий федерального бюджета утверждён постановлением Правительства Российской Федерации и составляет в 2015 году 14,1 млн. рублей.

Победа в вышеуказанном конкурсе стала возможной благодаря поддержки со стороны ЗАО «Авиастар – СП», объём софинансирования со стороны данного предприятия в 2014 году составил  6 млн.руб., в 2015 году – 5 млн. руб., которое также направлено на модернизацию учебно-материальной базы Ульяновского авиационного колледжа.

Учитывая полученные результаты по подготовке кадров для авиастроения, мы намерены продолжить эту работу и по другим отраслям, в частности при подготовке кадров для сельского хозяйства. В настоящее время мы планируем аккумулировать ресурсы и возможности в подготовке кадров Рязановского сельскохозяйственного техникума и сельскохозяйственного техникума р.п. Жадовка, а также ряда предприятий-работодателей, с которыми установлены на данный момент прочные взаимовыгодные отношения.

Следующим важным направлением повышения привлекательности стало вхождение Ульяновской области в состав 10 пилотных регионов России по реализации технологий дуального обучения в профессиональных образовательных организациях. В январе 2014 года подписано соглашение между Ульяновской областью, автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Союзом «Российско-Германская Внешнеторговая палата» по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В рамках реализации данного проекта с февраля 2014 года  Ульяновский техникум приборостроения и открытое акционерное общество «Утёс», Ульяновский авиационный колледж и закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» активно ведут работу по внедрению дуальной формы профессионального образования.

Распространяется практика взаимосвязи профессиональных образовательных организаций с работодателями, как в рамках вышеуказанного направления, так и в проведении региональных чемпионатов рабочих профессий и конкурсов профессионального мастерства.

В Ульяновской области уже два года реализуется проект WorldSkills Russia, который позволил вывести не только среднее профессиональное образование на новый уровень и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда, но и повысить рейтинг Ульяновской области. Так в 2014 году из 60 регионов России Ульяновская область занимает 6 место в рейтинге реализации проекта WorldSkills Russia.

Символично, что в рамках Года Человека Труда – года профориентации  в 2014 году мы первыми в России реализовали данный проект для школьников, который позволяет повысить уровень профориентационной работы. В 2014 году на территории региона прошёл первый детский чемпионат профессий «Профи-проба».

С целью создания условий для обучения по программам среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2014 г. в Государственной программе «Доступная среда» принял участие Димитровградский технический колледж, на базе которого в 2014 году впервые организовано обучение инвалидов-колясочников по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

В 2015 году еще две профессиональные образовательные организации: Ульяновский техникум питания и торговли и Ульяновский техникум лёгкой промышленности и дизайна включены в Государственную программу «Доступная среда».

Привлекательность среднего профессионального образования формируется не только через обучение, но и через воспитание. Так в 2014 году разработана концепция развития системы воспитания в профессиональных образовательных организациях, которая позволяет формировать профессиональные и общие компетенции различных студентов. 2015 год станет годом, когда мы планируем создать единую систему, позволяющую усилить воспитательный потенциал. Лучшие техникумы и колледжи будут  представлять проекты создания эффективной воспитательной среды.

2014 год характеризуется серьезными изменениями в отношениях между регионом и вузами. Это касается, в частности, объёмов и структуры контрольных цифр приёма, открытие базовых кафедр в школах, дошкольных учреждениях, предприятиях и организациях. Совместно выстраивается профориентационная работа, в том числе, и в рамках проекта «Жить и работать в Ульяновской области»!

 

Социальная поддержка студенчества

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2009 № 150-П «О мерах социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся на территории Ульяновской области» в 2014 году Министерство образования и науки Ульяновской области осуществляло оказание помощи в оплате обучения малоимущим студентам, обучающимся на внебюджетной основе.

В 2014 году денежная выплата была предоставлена 369 студентам, относящимся к категории малоимущих, на сумму 6 063 258,5 рублей.

Законом Ульяновской области №157-ЗО от 31 августа 2013 года определены 15 видов именных Губернаторских стипендий по направлениям подготовки, связанным со сферами медицины, культуры, авиастроения, автомобилестроения, строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, лесного хозяйства, сельского хозяйства, юриспруденции, молодёжной политики.

В 2014 году стипендии Губернатора Ульяновской области получили 1251 студентов, сумма выплат составила 22 048 000 рублей.

Также выплачивалась стипендия Губернатора Ульяновской области «Семья». В 2014 году данный вид стипендии получили 7 человек, сумма выплат составила 111 000,00 рублей.

 

Независимая оценка качества

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») для создания в регионе системы независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций внесены изменения в  деятельность общественного совета по вопросам образования. Одним из главных направлений деятельности общественного совета в 2014 году определено проведение независимой оценки качества образования в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями: открытость и доступность информации об организации; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности.

В настоящее время независимой оценкой охвачены все учреждения системы образования. Первый шаг в данном направлении сделан – обеспечение  информационной открытости образовательных организаций. Все образовательные  организации   предоставили   потребителям образовательных услуг актуальную   информацию о  своей деятельности на официальных сайтах организаций. На регулярной основе  обеспечивается проведение мониторинга информационной открытости, формирование рейтинга по результатам информационной открытости.

В сентябре 2014 года на сайте Рейтинг школ Ульяновской области создана техническая возможность для выражения мнения потребителей о качестве образовательной деятельности. По результатам голосования потребителей формируется карта удовлетворенности образовательными услугами и рейтинг по всем 24 муниципальным образованиям Ульяновской области.

Впервые в 2014 году проведён рейтинг руководителей общеобразовательных организаций повышенного уровня, направленный на выявление лучших практик управления качеством образования. Сформирован Топ-10 лучших школ по управлению качеством образования.

Действующие механизмы мониторинга и рейтинга позволяют получить всю информацию о деятельности образовательных организаций из открытых источников, исключают дополнительную нагрузку на образовательные организации по предоставлению информации.

В 2015 году намерены сформировать эффективные механизмы популяризации независимой оценки среди различных категорий потребителей.

 

Нормативно-правовая деятельность

Все принятые в 2014 году нормативные правовые акты Ульяновской области были направлены на приведение регионального законодательства в  соответствие с Законом Российской Федерации от 29.11.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Закрепление за субъектами РФ нового полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях привело к уточнению методики расчёта субвенций на вышеуказанное полномочие (внесение изменений в закон Ульяновской области от 04.03.2014 № 27-ЗО), в части таких серьёзных вопросов как:

- расчёт объёма субвенций на услуги логопеда в дошкольных образовательных организациях;

- расчёт объёма субвенций на детей, нуждающихся в  обучении по образовательным программам дошкольного образования на дому на основании заключения медицинской организации;

- обеспечение муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

- поддержка общеобразовательных организаций, расположенных в сельских населённых пунктах;

- изменение  коэффициента увеличения фонда оплаты труда работников общеобразовательной организации и дошкольной образовательной организации на величину расходов, связанных с оплатой труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность в должностях работников административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Законом Ульяновской области от 22.04.2014 № 47-ЗО «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области отдельными государственными полномочиями в сфере образования и отдыха детей» была ведена новая мера социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в части предоставления бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

 

Уважаемые коллеги!

Ничто не является хорошим или плохим, всё зависит от того, как мы смотрим на вещи, какие задачи ставим, и какие пути решения находим!

 

Обозначу 10 задач на 2015 год:

  1. Развитие региональной системы образования в рамках реализации новых ФГОС и системы выявления и поддержки одарённых детей.
  2. Совершенствование системы проведения государственной итоговой аттестации учащихся.
  3. Создание новых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
  4. Доведение заработной платы всех категорий педагогических работников до уровня, обозначенного в Указе Президента РФ.
  5. Государственная поддержка молодёжных и детских общественных объединений.
  6. Переход к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.
  7. Увеличение охвата детей в организациях отдыха и оздоровления до 75% (в 2014 году – 70%).
  8. Расширение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста.
  9. Совершенствование содержания показателей аттестации педагогических кадров,  направленных на оценку результативности деятельности   педагогических работников как педагогов-менеджеров.
  10.  Модернизация системы повышения квалификации педагогических работников.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Заместитель Председателя Правительства
Ульяновской области – Министр образования
и науки Ульяновской области                                                               Е.В.Уба