Выступление заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дейкун Т.А. на VII Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ 2011» (22.03.2011)

Тема:
Организация системы управления закупками в Ульяновской области, проблемы и пути совершенствования законодательства о размещении заказов

 

Добрый день уважаемые коллеги!

 

Введение в действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменило существовавшую ранее систему закупок на территории Ульяновской области.

Для реализации нового закона было принято решение о создании на территории Ульяновской области централизованной системы управления закупками – через уполномоченные органы (как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований).

На сегодняшний день органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Ульяновской области, является Министерство экономики Ульяновской области.

В целях реализации положений Закона в Ульяновской области были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона №94-ФЗ в рамках централизованной системы.

Созданная в Ульяновской области централизованная система размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Ульяновской области, позволила нам унифицировать систему бюджетного заказа на всей территории Ульяновской области, повысить профессионализм заказчиков и качество конечного результата.

Так в 2010 году Министерство экономики Ульяновской области стало первым органом власти в регионе, получившим сертификат соответствия международным стандартам менеджмента качества.

Такая высокая оценка качества работы Министерства обоснована, поскольку подобный сертификат является независимым подтверждением соответствия требованиям международного стандарта. В области размещения государственного заказа была разработана система менеджмента качества по всем процедурам.

 

Однако, не смотря на то, что в регионе действует достаточно стабильная система управления закупками, практика применения Закона №94-ФЗ в Ульяновской области дает основания сегодня поставить вопрос о совершенствовании законодательства.

Обобщив проблемы Закона №94-ФЗ считаем необходимым выделить следующие направления их совершенствования:

- снижение уровня недобросовестной конкуренции;

- устранение возможности сговора;

- повышение эффективности использования средств бюджетов;

- расчет начальной максимальной цены контракта;

- работа общероссийского официального сайта.

А теперь мне хотелось бы остановиться более подробно на наиболее значимых из них:

 

I. Снижение уровня недобросовестной конкуренции

К сожалению, на сегодняшний день Закон №94-ФЗ защищает заказчика только четырьмя способами, такими как:

1. обеспечение заявки;

2. обеспечение исполнения контракта;

3. расторжение контракта, за нарушение его условий;

4. внесение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Тем не менее, перечисленные механизмы явно недостаточны для компенсации всех возможных потерь, которые могут нести заказчики вследствие некачественного исполнения контракта или недобросовестного поведения поставщика.

Финансовое обеспечение заявки не всегда значительно для поставщика всего составляет от 0,5-5% от начальной цены контракта.

Обеспечение исполнения контракта не всегда обязательно, а также победителю торгов дается право выбора обеспечения контракта (банковская гарантия, залог денежных средств или договор поручительства). Как показывает практика, в основном выбирают договор поручительства, что не всегда является эффективным.

Реестр недобросовестных поставщиков также является ненадежной преградой для недобросовестных и неквалифицированных компаний. Для фирм-однодневок внесение в реестр не составляет никакой проблемы - такие компании в любой момент могут безболезненно перерегистрироваться и сменить юридическое лицо, а затем вновь принять участие в государственных закупках.

 

II. Устранение возможностей сговора

Внедрение электронных аукционов в практику размещения заказа, скорее всего, позволило искоренить возможность сговора участников.

Но проблему, которую так и не сможет решить электронный аукцион, это исключение человеческого фактора при размещении заказа. По существовавшему до 01.07.2010 г. регламенту электронный аукцион проходил без участия какой-либо комиссии, и была полная прозрачность и практически полное отсутствие человеческого фактора. По действующему сейчас регламенту (глава 3.1 Закона №94-ФЗ) комиссия должна собираться дважды. До проведения аукциона она собирается, чтобы вскрыть некую первую часть заявки, а после его проведения комиссия собирается вновь и опять проверяет всех участников аукциона, в том числе и победителя, на лояльность к своему выбору. То есть, какой-то участник выиграл торги, но некая комиссия еще должна утвердить – победил ли он. Это нонсенс.

Аукционная комиссии должна зачем-то перепроверять документы, представляемые для аккредитации на площадках, проверять сведения в реестре недобросовестных поставщиков.

Что лишний раз дает возможность заказчику убрать «неугодного» победителя.

 

III. Расчет начальной максимальной цены контракта

Еще один серьезный недостаток существующей системы регулирования госзакупок заключается в том, что на сегодняшний день не существует нормативных документов, в которых описывались бы методики определения стартовой цены контракта. Действующие нормы не препятствуют государственному заказчику устанавливать заведомо завышенные начальные цены.

Бюджетное законодательство допускает возможность субъективного определения начальной цены контракта. В последнее время у контрольных и правоохранительных органов вопросы установления начальной цены контракта стали достаточно актуальны, и их превышение от рыночных рассматривается как мошенничество.

Поэтому насущной задачей является разработка унифицированных методик определения начальных цен.

 

IV. Работа общероссийского официального сайта

Создание единого информационного поля для размещения заказа не обсуждается и, конечно же, имеет свои положительные качества.

Но на сегодняшний день нарекания вызывает работа сайта. В процессе функционирования и работы общероссийского сайта, начиная с 01.01.2011, в Ульяновской области были выявлены различные проблемы (организационные, информационные, функциональные, технические и технологические), которые не позволяют осуществлять размещение заказов для нужд заказчиков в привычном (стандартном) режиме, что в свою очередь привело к снижению производительности труда уполномоченных органов и государственных заказчиков в 1,5 – 2,7 раза по разным показателям.

Пользователи жалуются на постоянные технические сбои, трудности с регистрацией, размещением информации о закупках и просмотром информации о закупках.

В завершении хотелось бы отметить, что Ульяновской областью была рассмотрена концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа».

Наш регион положительно относится к изменениям законодательства, заложенным в Концепции, так как в ней впервые предусматривается комплексный подход к процессу закупок (от планирования до оценки результатов по заключенным контрактам), правильно выбраны направления совершенствования и сделан акцент на усиление контроля и развитие прозрачности закупок, что в настоящее время достаточно актуально и обоснованно.

Однако считаем, что предусмотренный Концепцией отказ от процедуры запроса котировок и замена ее «коротким» электронным аукционом (7 дней) на сегодняшний день преждевременны и могут негативно отразиться на удовлетворении срочных потребностей заказчиков при проведении закупок малого объёма, так как процедура запроса котировок до 250 тыс. руб. составляет всего 4 дня и срок заключения контракта по котировке 7 дней (вместо 10 по аукциону), кроме того практика размещения заказов путём запросов котировок в Ульяновской области не выявляла наличия каких-либо коррупционных проявлений в данной сфере.

Дополнительно Ульяновской областью были подготовлены и направлены предложения по совершенствованию законодательства о размещении заказов, которые не нашли отражения в Концепции, но, исходя из практики применения Закона 94-ФЗ, также требуют законодательного урегулирования.

Уверена, что конструктивный диалог в рамках Форума позволит выявить проблемы по размещению заказов, и решить задачи повышения эффективности работ в данной сфере и, конечно, улучшить систему закупок в целом.

Спасибо за внимание.