Выступление министра финансов Ульяновской области Буцкой Е.В. «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

14 июля

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопрос об основных подходах к формированию бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018-2020 годы рассматривался на заседании Комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период  текущего года.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597-599, №600 (далее - Указы Президента), стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, бюджетного прогноза Ульяновской области на период до 2030 года, государственных программ Ульяновской области (далее – государственные программы), федеральных Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является формирование основных подходов проекта областного бюджета Ульяновской на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - проект областного бюджета на 2018-2020 годы), а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Ульяновской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Складывающуюся в российской экономике ситуацию рано назвать оптимальной. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, восстановление инвестиционной активности идет скромными и неоднородными темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.

На этих условиях на первый план государственной экономической политики выходит цель по расширению потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной с одной стороны на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а с другой стороны, на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в том числе, с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике. На решение этих задач и будет нацелена федеральная бюджетная политика в ближайшие три года.

(Слайд 1)

Как отметил, глава правительства РФ Дмитрий Медведев: «При формировании бюджета исходим из того, что при любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних вводных событиях необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджетной системы».

Исходя, из задач государственной политики формируется бюджетная и налоговая политика Ульяновской области. Нам надо понимать, что она должна сочетать сбалансированность регионального и консолидированных бюджетов с безусловным выполнением всех обязательств социального характера и выполнением закрепленных за регионом функций.

Бюджетная и налоговая политика Ульяновской области, как составная часть экономической политики региона, нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определённым Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.

В начале, я хотела бы остановиться на налоговой политике.

(Слайд 2)

Налоговая политика

Основные направления налоговой политики Ульяновской области являются базисом для формирования регионального законодательства о налогах и сборах, определяют условия ведения экономической деятельности на территории Ульяновской области на 2018-2020 годы.

Основными целями налоговой политики Ульяновской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов являются сохранение бюджетной устойчивости и рост доходов бюджетов бюджетной системы Ульяновской области за счёт:

1) стимулирования (привлечения) инвестиций;

2) создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствования администрирования доходов областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области;

4) продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам;

5) оптимизации действующих налоговых льгот.

С целью сохранения привлекательного и благоприятного инвестиционного климата на территории Ульяновской области сохранены льготные условия налогообложения для инвесторов.

Также сохранено льготное налогообложение для малого и среднего предпринимательства.

В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.

Новеллы изменений регионального налогового законодательства, вступающие в силу с 1 января 2018 года

(Слайд 3)

1. Переход на определение налоговой базы по налогу на имущество, в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости с 1 января 2018 года.

В «Дорожных картах» по переходу на взимание налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и налога на имущество организаций в отношении коммерческих объектов (административно-деловых, торговых, офисных центров) от кадастровой стоимости определены меры поддержки бизнеса и граждан в непростой экономической ситуации.

2. Увеличение налоговых ставок по транспортному налогу.

В целях увеличения сохранения и дальнейшего наращивания достигнутых темпов по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения предлагается повысить ставки транспортного налога, являющего источником регионального дорожного фонда на легковые машины с мощностью двигателя свыше 200 л.с., а также катера, моторные лодки, снегоходы, мотосани. Экономический эффект ожидается в сумме 28,8 млн. рублей в 2019 году. Соответствующий законопроект уже проходит процедуру согласования.

3. Изменения нормативов отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В целях развития малого и среднего бизнеса и увеличения доходной части бюджетов муниципальных районов и городских округов увеличен норматив зачисления налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения с 10% до 30% - в бюджеты муниципальных районов и с 0 до 5% - в бюджеты городских округов.

4. В Ульяновской области будут реализоваться положения Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающие особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

На налоговую политику Ульяновской области в 2018 году и в плановом периоде будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего, изменения федерального законодательства.

В целях улучшения качества администрирования доходов бюджетной системы и обеспечения роста собираемости налогов, а также снижения административной нагрузки для социально ответственных налогоплательщиков планируется следующее:

полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (далее – ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных в электронную систему налоговых органов;

предоставление малому бизнесу (плательщикам ЕНВД, патента) права уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат;

интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов; создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;

постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы.

(Слайд 4)

Среди мер, способных оказать влияние на формирование доходов консолидированных бюджетов регионов, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, предполагаемых к реализации в течение налогового периода, следует отметить:

1. Пресечение злоупотреблений с использованием единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН).

Признание плательщиков ЕСХН с выручкой более 150 млн. рублей плательщиками НДС в целях пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС.

Освобождение плательщиков ЕСХН от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН.

2. Пресечение злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности как сдача в аренду (наём) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Предлагается ограничить общее количество таких объектов (общую площадь объектов), в отношении которых предприниматель может применять патентную систему налогообложения.

Налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, предоставлена возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов

3. Совершенствование мер по легализации рынка крепких алкогольных напитков в части пресечения нецелевого использования спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии.

Планируется предусмотреть норму, согласно которой этиловый спирт производителями этилового спирта реализуется организациям, имеющим свидетельства на производство спиртосодержащей продукции.

Лица, не имеющие указанных свидетельств, не уплачивающие авансовый платеж акциза и не осуществляющие производство товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, будут приобретать этиловый спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья без права на налоговый вычет.

При этом акциз будет включаться в стоимость произведенной продукции. Соответственно, применение данного порядка исчисления акциза позволит устранить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей.

4. Создание равных конкурентных условий на рынке розничных продаж алкогольной продукции. Установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в зависимости от количества мест осуществления деятельности (в настоящее время размер госпошлины – 65 000 рублей в год – универсален как для крупной торговой сети, так и для отдельных сельских магазинов).

5. Вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, нянь, уборщиков жилых помещений и т.п.

Эти категории работников освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов в течение 2017 и 2018 годов при условии уведомления налогового органа о своей деятельности. По окончанию льготного периода такие граждане смогут самостоятельно определиться с режимом налогообложения их доходов. Рассматривается возможность установления для самозанятых граждан стоимости патента, учитывающего страховые взносы, возможно, после окончательного определения их правового статуса.

В целях создания условий для предсказуемости формирования и наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предлагается также снижение регулирования со стороны федерального центра налоговых доходов регионов, составляющих основу региональных и местных бюджетов:

1) поэтапная отмена отдельных федеральных налоговых льгот и передача полномочий по их установлению на региональный уровень (введение правила «двух ключей», когда льгота, установленная федеральным законодательством, может действовать только после принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации)

2) установление моратория на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты;

3) разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к налоговым расходам.

Так с 01 января 2018 года отменена льгота по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установленная на федеральном уровне. Полномочия по установлению указанной льготы переданы субъектам Российской Федерации.

По результатам оценки выпадающих доходов областного бюджета Ульяновской области разработка регионального закона, продлевающего действие льготы после её отмены на федеральном уровне, признана нецелесообразной.

(Слайд 5)

Бюджетная политика

Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными направлениями бюджетной политики Ульяновской области на 2018-2020 годы будут:

- обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Ульяновской области;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки;

- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

(Слайд 6)

По аналогии с федеральным бюджетом на региональном уровне начиная с 2018 года также будут введены «бюджетные правила» которые предполагают направление поступивших сверх плановых значений дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета Ульяновской области на следующие приоритетные направления:

- 50% на исполнение Указов Президента РФ;

- 25% на развитие Ульяновской области в целях увеличения налогового потенциала и стимулирования экономически значимых отраслей;

- 10% на погашение кредиторской задолженности;

- 10% на снижение долговой нагрузки, обслуживание государственного долга;

- 5% в Резервный фонд Ульяновской области;

(Слайд 7)

В целях стимулирования учреждений к выявлению неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося у них в оперативном управлении, и инициировании процедуры прекращения права оперативного управления на такое имущество, повышения темпов реализации неиспользуемого имущества будет направляться часть средств от продажи, после поступления их в областной бюджет, учреждениям имевшим в оперативном управлении данные объекты на погашение кредиторской задолженности, модернизацию основных средств и на решение иных социально-значимых задач в следующих размерах:

в 2018 году- 80%;

в 2019 году-50%;

в 2020 году-30%.

Следующее направление бюджетной политики направлено на повышение эффективности бюджетных расходов.

С этой целью в Ульяновской области в марте 2017 года распоряжением Правительства Ульяновской области утверждена Программа оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области на 2017-2019 годы. Запланированный эффект от реализации мероприятий указанной программы в 2017 году составит 901 167,1 тыс. рублей, на 2018 год - в размере 724 925,3 тыс. рублей, на 2019 год – 728 879,5 тыс. рублей.

Министерством финансов РФ разработаны Методические рекомендации по подготовке программ оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные рекомендации включают в себя систему индикаторов, характеризующих состояние расходной части бюджета субъекта и направлены на достижение показателей эффективности бюджетных расходов.

Применение данных индикаторов позволит оценить не только общее состояние расходной части областного бюджета, но и проанализировать эффективность бюджетных средств в разрезе отраслей и направлений по показателям. Например, такие показатели как отношение объёма просроченной кредиторской задолженности субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ к расходам бюджета, или соотношение средней заработной платы педагогов организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в субъекте РФ и другие.

Согласно, данных рекомендаций в настоящее время разрабатывается новая программа оптимизации на 2018 - 2020 годы.

(Слайд 8)

Повышение эффективности бюджетных расходов предполагает выполнение следующих задач:

? повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

? создание условий для повышения качества предоставляемых услуг;

? дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их структуры;

(Слайд 9)

Кроме того, основным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей региональной политики, остаются государственные программы Ульяновской области.

В 2018-2020 гг. будет продолжена работа, направленная на решение следующих задач:

? совершенствование нормативной и методической базы,

? повышение качества системы целеполагания госпрограмм: утверждение ограниченного перечня (3-5) наиболее приоритетных целей, характеризующихся общественной значимостью, амбициозностью, измеримостью и достижимостью;

? обеспечение полноты учёта в составе программ всех финансовых ресурсов и нефинансовых инструментов, способствующих достижению целей государственной политики в соответствующей сфере;

? уточнение структуры госпрограмм с выделением мероприятий проектного (ограниченные по срокам и приводящие к уникальному результату и/или качественному изменению процессов) и процессного (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами) характера;

? внедрение единой методики оценки эффективности реализации государственных программ.

Учитывая опыт реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области за последние годы, назрела необходимость в создании единой, общей методики оценки эффективности госпрограмм. Подробнее по данному вопросу я доложу позднее.

(Слайд 10)

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018-2020гг будет осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 142-ЗО «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области»" (с последующими изменениями) с учётом изменений бюджетного и налогового законодательства и направлено на решение следующих задач:

? содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;

? стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;

? повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

? реализация мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;

? повышение качества управления муниципальными финансами.

В целях повышения финансовой устойчивости местных бюджетов в 2017 году в Закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях» внесены следующие изменения:

• Во-первых, увеличены нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, зачисляемого:

- в бюджеты городских округов – до 5%;

- в бюджеты муниципальных районов – до 30%;

• Во-вторых, часть (10%) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) будет распределяться исходя из «модельного бюджета» по итогам инвентаризации расходных обязательств муниципальных образований.

При недостатке доходных источников или в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств местных бюджетов в ходе их исполнения планируется с 2018 года выделение нового вида дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Предоставление дотаций из областного бюджета будет осуществляться на условиях выполнения муниципальными образованиями Соглашений, которые предусматривают ряд показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Не выполнение муниципальными образованиями обязательств повлечёт за собой сокращение объёма дотаций на 5%.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:

? соблюдения муниципальными образованиями условий представления межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области;

? выполнения мер, утверждённых Программами оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований;

Кроме того, будет продолжена политика направленная на стимулирование муниципальных образований. В очередном финансовом году предусматривается три вида поощрения муниципальных образований на общую сумму 20,0 млн. рублей:

- за достижение наилучших показателей налогового потенциала - 4 млн. рублей;

- по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – 8 млн. рублей;

- в целях достижения наилучших показателей по росту доходов бюджетов. Введён новый вид дотаций муниципальным районам и городским округам Ульяновской области за работу по сокращению недоимки, погашению задолженности по отдельным неналоговым налогам, участие населения в акциях «Месячник налоговой помощи».

В целях повышения качества управления муниципальными финансами, и поддержки проектов развития муниципальных образований, подготовленных на основе местных инициатив граждан, предоставляются субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.

 

Поддержка местных инициатив стала одним из 11 приоритетных проектов регионального уровня.

Планируемые результаты реализации Проекта в 2017-2019 годах:

1. Количество реализованных проектов–победителей, подготовленных на основе местных инициатив до конца 2019 года составят не менее 186 шт.

2. Дополнительное привлечение внебюджетных источников финансирования в сумме 14,5 млн. руб.

3. Главным итогом Проекта за три года должно стать увеличение доли благополучателей до 30% от общей численности населения городских и сельских поселений области.

Бюджет Проекта в 2017 году увеличен более чем в 12 раз по сравнению с уровнем 2015 года и составил 100 млн. рублей, а в 2018-2020 годах мы планируем направить на эти цели 360 млн. рублей.

Политика управления государственным долгом Ульяновской области.

Основные направления долговой политики Ульяновской области утверждены распоряжением Правительства Ульяновской области от 25.11.2016 года № 652-пр «Об утверждении основных направлений долговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Политика управления государственным долгом Ульяновской области на 2018-2020 годы будет направлена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, обеспечение финансовой устойчивости и платёжеспособности Ульяновской области, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности областного бюджета Ульяновской области и соответствие параметров областного бюджета Ульяновской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением между Правительством Ульяновской области Министерством финансов Российской Федерации целевые показатели долговой нагрузки составляют на 01.01.2018г - 75%, на 01.01.2019 - 60%, на 01.01.2020год - 52%. Прогнозный показатель на 01.01.2017г - 76%.

Таким образом, для выполнения целевых показателей Соглашения объём государственного долга должен снизиться к концу 2018 года на сумму около 1,6 млрд. рублей, а к концу 2020 года еще на 4,7млрд. рублей. Всего за три года объём долга должен сократиться на 24,6%.

Для нас это означает, что начиная с 2018 года областной бюджет должен быть, сформирован с профицитом, соответствующим объёму снижения государственного долга.

Невыполнение условий Соглашения по показателям долговой нагрузки влечёт возврат в федеральный центр бюджетных кредитов в размере 4,4 млрд. рублей и их замещение дорогостоящими коммерческими заимствованиями.

Долговая нагрузка на областной бюджет Ульяновской области будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объёме выполнять обязательства по государственному долгу Ульяновской области.

Реализация долговой политики в 2018-2020 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и недопущению роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдению показателей и индикаторов, установленных государственной программой «Управление государственными финансами Ульяновской области».

В 2018-2020 годах будет продолжена работа по снижению стоимости обслуживания государственных заимствований по следующим направлениям:

снижение процентных ставок по государственным контрактам с кредитными организациями, как на этапе заключения, так и в ходе их исполнения;

привлечение бюджетного кредита в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области с целью пополнения остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяющего отсрочить привлечение займов в коммерческих банках, процентная ставка по краткосрочному кредиту составляет 0,1%; работа с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов и реструктуризации обязательств по ранее привлечённым бюджетным кредитам.

Таким образом, реализуемая последовательная бюджетная и налоговая политика Ульяновской области в 2018-2020 годах будет способствовать сохранению устойчивости бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.

 

 

 

 

Выступление министра финансов Ульяновской области Буцкой Е.В. «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»  (в формате .docx, 53 Кб)