Итоги работы по развитию института оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за I квартал 2020 года

В 1 квартале 2020 года на территории Ульяновской области была проведена следующая работа по развитию и совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ).

 

I. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере оценки регулирующего воздействия

Приняты следующие нормативные правовые акты:

1) Постановление Правительства Ульяновской области от 04.02.2020 № 38-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области».

Постановлением внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области:

- постановление Правительства Ульяновской области от 17.04.2013 № 136-П «О проведении экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 16.12.2013 № 607-П «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельного положения постановления) Правительства Ульяновской области»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 29.05.2015 № 233-П «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

2) Указ Губернатора Ульяновской области от 04.02.2020 № 6 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области».

Указом внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области:

- постановление Губернатора Ульяновской области от 17.12.2013 № 219 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 18.12.2013 № 220 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 29.05.2015 № 117 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- указ Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 43 «О Совете по регуляторной политике Ульяновской области».

Указанные нормативные правовые акты разработаны в соответствии с дорожной картой по созданию контрольно-надзорного управления администрации Губернатора Ульяновской области от 11.11.2019 № 214-ПЛ, предусматривающей передачу отдельных функций (в том числе реализация механизмов ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия) в управление контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области.

3) Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 14.02.2020  № 120-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 367-р».

Данным распоряжением актуализирован состав Совета по регуляторной политике Ульяновской области и отраслевой рабочей группы, а также приведено в соответствие наименования должностей отдельных членов Совета по регуляторной политике Ульяновской области.

 

II. Практическая деятельность по оценке регулирующего воздействия и экспертизе

1. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

За отчётный период Управлением контроля (надзора) и регуляторной политики Ульяновской области подготовлено 18 заключений по ОРВ:

– 17 заключений получили положительную оценку (94,4%),

– 1 заключение – отрицательную оценку (5,6%).

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было подготовлено
21 заключение, из них 2 – отрицательных (9,5%).

Наибольшее количество проектов региональных нормативных правовых актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, разработано Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (5 проектов), а также Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области (4 проекта).

Проект акта, получивший по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательное заключение, доработан с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.

 

Структура подготовленных заключений об ОРВ в зависимости от разработчика акта

 

Примером отрицательного заключения является проект приказа Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области «О внесении изменений в приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 № 19».

Проектом акта предусматривалось внесение изменений в приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 № 19 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области» в части расширения оснований для расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО):

- привлечение хозяйствующего субъекта два и более раза в течение одного года к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области за реализацию пищевой и непищевой продукции, влечёт прекращение договора.

По мнению разработчика акта, действующая нормативная правовая база не в полной мере способствует добросовестной конкуренции и недостаточно препятствует незаконному обогащению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в НТО на территории Ульяновской области. По информации, поступающей от общественных организаций, Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области, уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, в настоящее время зафиксированы многочисленные случаи незаконной реализации снюсов, никотиносодержащей бестабачной продукции, пива и пивных напитков с нарушением действующего законодательства преимущественно в НТО.

По итогам мониторинга регионального законодательства в сфере утверждения региональных порядков размещения НТО установлено, что схожие порядки действуют в ряде субъектов Российской Федерации. При этом в большинстве из рассмотренных регионов основанием для расторжения договора на размещение НТО является нарушение правил реализации конкретного перечня продукции.

В целях анализа текущей ситуации была изучена динамика развития торговой деятельности, осуществляемой посредством НТО, на территории Ульяновской за период с 2016 по 2020 год и установлено, что отмечается устойчивая тенденция снижения количества НТО на территории региона. Так, за 4 года общее количество НТО сократилось на 11,9%.

Согласно проекту акта расторжение договора на размещение НТО предусматривается за привлечение к административной ответственности без учёта степени «серьёзности» совершённого правонарушения. Тем самым складывается ситуация, когда нарушение маркировки товара (отсутствие информации о производителе) фактически приравнивается к реализации алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам. Вследствие неоднозначности данного положения устанавливаются дополнительные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, что окажет дополнительное негативное воздействие на сложившуюся ситуацию с сокращением количества НТО.

Кроме того, возникает определённая степень риска фактического перекладывания ответственности за незаконную реализацию пищевой и непищевой продукции с продавца, который, как правило, не является собственником НТО, на хозяйствующего субъекта.

В рамках публичных обсуждений получен ряд отзывов о необходимости конкретизации положений в части привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере реализации пищевой и непищевой продукции. Кроме того, расторжение договора будет дополнительной мерой ответственности за совершённое деяние, что станет административным барьером для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в заключении об ОРВ был сделан вывод, что проект акта содержит положения, устанавливающие избыточные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Разработчику акта рекомендовано рассмотреть указанные замечания и предложения.

 

 

2. Проведение экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов Ульяновской области.

Согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и плану проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в отчётном периоде начата процедура проведения экспертизы постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2019 № 222-П «О предоставлении в 2019 году газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам» и процедура оценки фактического воздействия постановления Правительства Ульяновской области от 11.04.2018 № 164-П «О реализации отдельных положений Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития технопарков, находящихся на территории Ульяновской области».

 

III. Комплекс основных (наиболее значимых) мероприятий, направленных на формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения Ульяновской области о процедуре оценки регулирующего воздействия, а также взаимодействие с федеральным центром

1. Принято участие в подготовке ежегодного отчёта Министра цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области о проделанной работе в 2019 году в части оценки регулирующего воздействия.

2. Подготовлена и размещена на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области информация об итогах оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2019 год.

3. Проведено 23 января 2020 года заседание Совета по регуляторной политике Ульяновской области. 

В рамках заседания Совета рассмотрены вопросы по реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» в 2020 году, формирование коллегии при управлении контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области и утверждение составов рабочих групп Совета по регуляторной политике Ульяновской области, проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также подведены итоги развития оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за 2019 год.

4. Проведено 11 марта 2020 года заседание Коллегии при управлении контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области.

На заседании Коллегии рассмотрены следующие вопросы: о проекте федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и проекте Федерального закона «Об обязательных требованиях», о проведении «регуляторной гильотины» в Ульяновской области и о мероприятиях по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ульяновской области.

5. Разработан и размещён новый раздел по оценке регулирующего воздействия на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области. Раздел содержит информационные материалы в сфере проведения оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области, включая нормативную правовую базу, заключения по результатам проведения ОРВ, экспертизе и оценке фактического воздействия, типовые формы документов, информационные материалы и контактные данные, а также ссылки на информационные ресурсы, посвящённые вопросам реализации механизма ОРВ, как на федеральном уровне, так и на территории Ульяновской области.

6. В течение отчётного периода осуществлялось взаимодействие с уполномоченными органами муниципальных образований Ульяновской области по наполнению и актуализации разделов официальных сайтов материалами в сфере ОРВ и экспертизы (заключения, нормативные правовые документы, информационно-аналитические документы, материалы публичных консультаций и пр.), проводились индивидуальные консультации, разъяснительная работа.

Также на постоянной основе осуществлялось консультирование сотрудников исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по вопросам проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

7. Организовано участие в проведении публичных консультаций по 3 проектам федеральных нормативных правовых актов. Сводная позиция по результатам публичных обсуждений федеральных актов направлена в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и органа – разработчика акта.

8. Управлением контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области на систематической основе ведётся работа по наполнению раздела, посвящённого Ульяновской области, на информационном портале по оценке регулирующего воздействия (orv.gov.ru) новостями, анонсами предстоящих мероприятий, лучшими практиками в сфере ОРВ и экспертизы.

 

 

IV. Развитие института ОРВ на муниципальном уровне

В настоящее время во всех муниципальных образованиях региона утверждена вся необходимая нормативная правовая база, регламентирующая проведение ОРВ и экспертизы на местном уровне. Нормативные правовые акты и типовые формы документов размещены на официальных сайтах муниципальных образований. Кроме того, нормативная правовая база муниципалитетов приведена в соответствие с изменениями, внесёнными в федеральное и региональное законодательство.

За 1 квартал 2020 года на уровне муниципальных образований Ульяновской области проведена оценка 13 проектов муниципальных НПА, по результатам которой подготовлены положительные заключения. Лидерами по количеству подготовленных заключений об ОРВ стали: г. Ульяновск, Инзенский район и Павловский район.

Среднее количество поступивших отзывов от потенциальных адресатов правового регулирования и иных заинтересованных лиц в рамках проведения публичных обсуждений по проектам муниципальных НПА составило 4 отзыва, что свидетельствует о «качественной» организации проведения публичных обсуждений.

В течение 1 квартала 2020 года проведена экспертиза 11 муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которой подготовлено 10 положительных и 1 отрицательное заключение (9,1% от общего количества подготовленных заключений).

Отрицательное заключение подготовлено администрацией
г. Димитровград в отношении постановления Администрации города Димитровграда от 18.06.2013 № 1937 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам города Димитровграда Ульяновской области территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

Безусловным лидером по количеству подготовленных заключений по результатам проведения экспертизы стал г. Ульяновск (6 заключений).

При этом среднее количество поступивших отзывов от участников публичных обсуждений в отношении действующих муниципальных НПА составило 3 отзыва.

Кроме того, за отчётный период на территории муниципальных образований Ульяновской области проведено 6 мероприятий, направленных на развитие процедуры оценки регулирующего воздействия, формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения в муниципалитетах (например: заседания муниципальных Консультативных советов по ОРВ, Координационных советов по развитию малого и среднего предпринимательства, профильных общественно-консультационных советов и рабочих групп; рабочие совещания и консультации для начинающих субъектов бизнеса, публикации в средствах массовой информации и пр.).

Однако необходимо отметить, что в ряде муниципальных образований за 1 квартал 2020 года фактически не проводилась работа в сфере проведения ОРВ и экспертизы. Считаем необходимым данным муниципальным образованиям активизировать работу в сфере оценки регулирующего воздействия.