Краткие итоги рейтинга в сфере оценки регулирующего воздействия за 2019 год

С начала 2012 года Ульяновская область вошла в число пилотных регионов, внедряющих процедуру оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) в деятельность исполнительных органов государственной власти.

По итогам данной работы уже на протяжении 7 лет подряд наш регион уверенно занимает лидирующее положение среди 85 регионов Российской Федерации в рейтинге качества осуществления ОРВ, формируемым Министерством экономического развития Российской Федерации. Так по итогам 2019 года Ульяновская область заняла первое место рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации. При этом данный рейтинг основывается не только на качественных и количественных показателях деятельности в сфере ОРВ, но и на основе независимой оценки региональных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества.

Ульяновская область входит в «ядро» лучших практик по результатам мониторинга независимых экспертов АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», в число регионов активно применяющих расчёты по модели стандартных издержек, а также показатель «ОРВ в органах власти» включён в состав показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса.

Удерживать высокие позиции по развитию процедуры ОРВ нам позволяет ряд факторов:

1) Ульяновская область является одним из немногих субъектов РФ, в котором обязательное проведение процедуры ОРВ установлено для всех муниципальных образований, а также единственным субъектом РФ, где процедура ОРВ расширила свои границы и стала действенным инструментом оптимизации государственного управления не только в части влияния отдельных решений на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, но и на социальную сферу.

2) Ульяновская область стала первым среди всех субъектов РФ по внедрению федеральной практики правового закрепления порядка применения принципа «один за один» (One in – One out), необходимость введения переходных положений и (или) норм временного действия, а также принятия решения о проведении правового эксперимента.

3) В целях соблюдения дисциплины порядка проведения ОРВ со стороны разработчиков нормативных правовых актов Ульяновской области разработан и принят указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2018 № 36, предусматривающий установление ответственности государственных гражданских служащих в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти за несоблюдение порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, в виде снижения ежемесячного денежного поощрения на 30 %. Данная практика является уникальной и ранее не применялась в иных регионах России.

Именно поэтому опыт Ульяновской области в сфере развития ОРВ очень востребован среди остальных субъектов Российской Федерации и является предметом изучения.

Количественные результаты в сфере ОРВ выглядят следующим образом: выявлены и предотвращены необоснованные издержки субъектов предпринимательской деятельности на общую сумму 94,0 млн. рублей, экономия средств областного бюджета Ульяновской области и (или) эффективное их перераспределение составило более 12,0 млн. рублей.

Всего за отчётный период Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области подготовлено 86 заключений:

- 82 заключения получило положительную оценку (95,3%);

- 4 заключения – отрицательную оценку (4,7%).

В целом в 2019 году отмечено снижение доли отрицательных заключений по ОРВ в их общем количестве. При этом общее количество подготовленных заключений за год значительно выше аналогичного показателя за 2018 год
(61 заключение по ОРВ). Кроме того, наблюдается увеличение количества актов, имеющих высокую степень регулирующего воздействия, требующих более детальной проработки.

Все проекты, получившие по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательные заключения, не были приняты либо были доработаны с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.

Помимо оценки регулирующего воздействия в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.11.2013 № 201-ЗО (о порядке проведения ОРВ) Минконкуренции проводит экспертизу и оценку фактического воздействия действующих нормативных правовых актов Ульяновской области на предмет наличия в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также в целях анализа достижения заявленных целей регулирования.

В 2019 году проведена экспертиза (оценка фактического воздействия) в отношении 3 нормативных правовых актов, по результатам которой подготовлены положительные заключения.

С 2016 года на постоянной основе на территории Ульяновской области действует процедура оптимизации государственного управления в социальной сфере (ОРВ актов социальной направленности).

В целом за 2019 год подготовлено 27 заключений по результатам оценки и экспертизы социальных актов, предложено к оптимизации порядка 94,5 млн. рублей средств областного бюджета Ульяновской области.

В части внедрения ОРВ на муниципальный уровень, необходимо отметить, что в настоящий момент все муниципальные образования области на систематической основе проводят ОРВ и экспертизу в отношении проектов и действующих муниципальных нормативных правовых актов.

По итогам 2019 года на уровне муниципальных образований Ульяновской области была проведена оценка регулирующего воздействия 137 проектов муниципальных НПА, подготовлено 128 положительных и 9 отрицательных заключений (что составляет порядка 6,6% от общего количества подготовленных заключений).

В части проведения экспертизы муниципальных НПА за отчётный период были подготовлены заключения на 88 действующих муниципальных нормативных правовых акта (из них 76 положительных и 12 отрицательных, что составляет 13,6% от общего количества подготовленных заключений).

На сегодняшний день на информационном ресурсе regulation.ulgov.ru, отражающем деятельность по ОРВ, размещено 335 проектов актов, зарегистрировано 225 пользователей (из них 15 бизнес объединений,
50 экспертов и т.д.).

Необходимо отметить, что полномочия по проведению экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также полномочия по подготовке заключений по результатам проведения ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия с начала 2020 года переданы в Правительство Ульяновской области.