4. Стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской области до 2030 года
Настоящий раздел является ключевым разделом Стратегии, в котором определены стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской областидо 2030 года.
На период до 2030 года в Ульяновской областиопределены следующие стратегические приоритеты:
развитие человеческого потенциала Ульяновской области;
формирование институциональной и инфраструктурной средыинновационного развития в Ульяновской области;
обеспечение структурной диверсификации и инновационногоразвития экономики Ульяновской области;
сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области.
В отношении каждого из стратегических приоритетов Ульяновской областиразработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации Стратегии.
В развитие управленческой системы по каждому стратегическомуприоритету Ульяновской областиопределён круг сфер деятельности. По каждой сфере деятельности установлен комплекс целей и задач, подлежащих достижению и решению соответственно.
4.1. Стратегический приоритет «Развитие человеческого потенциала Ульяновской области»
Высокий уровень человеческого потенциала должен стать платформой для долгосрочного социально-экономического развития Ульяновской области. Текущий уровень развития человеческого потенциала Ульяновской области следует признать имеющим существенные резервы для дальнейшего развития: по большинству показателей Ульяновская областьнаходится на относительно низких позициях как в Российской Федерации, так и в ПФО.
В качестве цели по стратегическому приоритету развития Ульяновской области«Развитие человеческого потенциала Ульяновской области» определена необходимость снижения темпов сокращения численности населения в совокупности с непрерывным развитием человеческого потенциала Ульяновскойобласти. Оценка степени достижения цели осуществляется с помощью общего коэффициента прироста (убыли) населения (таблица 4).
Таблица 4
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели по стратегическому приоритету развития Ульяновской области «Развитие человеческого потенциала Ульяновской области»2
Наименование показателя |
2012 (базовый) год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018год |
2019год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
Коэффициент прироста (убыли) населения,человек на1000 жителей |
–7,6 |
–6,4 |
–5,8 |
–5,4 |
–5,2 |
–5,2 |
–5,2 |
–4,0 |
–2,0 |
–––––––––––––––––
2 Степень развития человеческого потенциала в Ульяновской области оценивается помимо прочего и с помощью целей и задач по отдельным сферам деятельности в рамках данного стратегического приоритета
4.1.1. Демографическая политика и политика народосбережения в Ульяновской области
Текущая ситуация в сфере демографической политики и политики народосбережения в Ульяновской областихарактеризуется неуклонным снижением численности населения, проживающего в регионе. Снижение численности населения в Ульяновской областипроисходит под существенным влиянием двух факторов: высокого уровня естественной убыли населения и миграционного оттока населения в иныесубъекты Российской Федерации. Распределениенаселения Ульяновской области по полу и возрасту показывает, что Ульяновскуюобласть в ближайшем времени ожидает существенноесокращение рождаемости ввидутого, что численность поколения женщин,вступающихв фертильный период, существенно ниже численности женщин, находящихся в фертильном возрасте в настоящее время.
Цель Ульяновской областив сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года определена как необходимость повышения ожидаемой продолжительности жизни населения в Ульяновской области.
В таблице 5 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.
Таблица 5
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года
Наименование показателя |
2012 (базовый) год |
2015год |
2016 год |
2017год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
Ожидаемая продолжительность жизни населенияв Ульяновской области, лет |
70,6
|
72,2
|
72,7
|
73,2
|
73,8
|
74,6
|
Не менее 75 |
Не менее 77,5 |
Не менее 80 |
Задачи Ульяновской области в сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года
1. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
2. Повышение уровня рождаемости (в том числе за счёт рождения в семьях второго и последующих детей).
3. Повышение привлекательности Ульяновской областидля развития карьеры для жителей Ульяновской областии потенциальных высококвалифицированных мигрантов из иных субъектов Российской Федерации.
4. Повышение качества питания и питьевой воды в Ульяновской области.
Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке будут реализованы следующие мероприятия3:
________________
3Здесь и далее приведены первоочередные мероприятия, необходимые для достижения целей и решения задач в соответствующей сфере деятельности. Полный перечень мероприятий в отношении соответствующих сфер деятельности приводится в Программе социально-экономического развития Ульяновской области на трёхлетний период.
совершенствование системы раннего выявления заболеваний в Ульяновской областипрежде всего по болезням системы кровообращения и онкологическим заболеваниям;
формирование у населения Ульяновской области мотивации к ведению здорового образа жизни;
комплекс инициатив по сохранению и улучшению репродуктивногоздоровья граждан Ульяновской области;
создание системы профилактики профессиональных заболеваний в Ульяновской области;
формирование у молодых семей в Ульяновской областиориентации наболее раннее рождение первого ребёнка и создание максимальных возможностей для реализации такой ориентации;
активизация молодёжной политики по привлечению и закреплению молодёжи в экономике региона;
создание условий для интеграции мигрантов в социум Ульяновской области;
развитие мер поддержки молодых специалистов Ульяновской области, в том числезанятых в бюджетном секторе;
разработка и реализация нормативного правового акта «Основные направления деятельности Правительства Ульяновской областив области здорового питания населения на период до 2030 года».
Субъекты управления сферой демографической политики и политики народосбережения в Ульяновской области
Министерство здравоохранения Ульяновской области;
ПравительствоУльяновской области.
4.1.2. Развитие здравоохранения в Ульяновской области
Текущая ситуация в сфере здравоохранения в Ульяновской областихарактеризуется превышением показателей смертности населения над среднероссийскими показателями и показателями ПФО.
В Ульяновской областизафиксированы достаточно высокие значения показателей смертности населения вследствие болезней системы кровообращения и вследствие новообразований. Динамика заболеваемости населения в Ульяновской областитакже демонстрирует восходящую тенденцию показателей, в том числе по болезням органов дыхания и заболеваниям социального характера. Заболеваемость вирусом иммунодефицита человека (далее – ВИЧ) в Ульяновской областипревышает среднероссийские значения показателей более чем в 4 раза.
В Ульяновской области отмечается достаточно высокая доля зданий организаций здравоохранения, требующих капитального ремонта.
В качестве цели определена необходимость повышения результативности деятельности организаций здравоохранения Ульяновской области.
В таблице 6 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.
Таблица 6
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере здравоохранения на период до 2030 года
Наименование показателя |
2012 (базо-вый) год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
Смертностьнасе-ления отвсех причин,количествоумерших человек на 1 тыс.жителей |
14,2
|
14,2
|
14,2
|
14,2
|
14,2
|
14,2
|
14,2
|
Не более 13,9 |
Не более 13,8 |
Задачи Ульяновской области в сфере здравоохранения на период до 2030 года
1. Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объёме.
2. Повышение эффективности организации предоставления медицинской помощи.
3. Улучшение лекарственного обеспечения граждан.
4. Обеспечение здравоохранения медицинскими кадрами в соответствии с потребностью населения в качественной медицинской помощи.
5. Снижение смертности от наиболее распространённых заболеваний, в том числе младенческой смертности.
6. Развитие системы медицинской профилактики всех видов заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области, в том числе за счёт повышения ответственного отношения жителей к собственному здоровью.
7. Укреплениематериально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, в том числе на основе государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП).
Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
совершенствование системы планирования объёмов медицинской помощи в рамках трёхуровневой системы организации медицинской помощи на основе разрабатываемых схем маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи и специальностям врачей;
внедрение в практику инновационных методов лечения, прежде всего болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний и туберкулёза;
развитие в Ульяновской области многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров;
развитие в Ульяновскойобласти сети первичной медико-санитарной помощи;
создание совместно с работодателями системы профилактикипрофессиональных заболеваний;
привлечение субъектов бизнеса к исполнению функций по оказанию медицинской помощи на принципах ГЧП;
осуществление набора абитуриентов на целевые места для подготовки кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в высшие учебные заведения Ульяновской области;
совершенствование принципов финансового обеспечения оказания медицинской помощи в Ульяновской области;
социальная поддержка медицинских работников, прежде всего молодых специалистов;
создание системы экономической мотивации медицинских работников Ульяновскойобласти;
повышение эффективности профилактики и борьбы с социально значимыми заболеваниями на территории Ульяновской области, в том числе путём неукоснительного соблюдения норм Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
повышение эффективности профилактики инфекцииВИЧна территории Ульяновскойобласти;
совершенствование применения информационных технологий в медицине на территории Ульяновской области;
проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра;
совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания;
совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи,развитие новых эффективных методов лечения;
создание единого информационного пространства телемедицины и подключение медицинских организаций к единому информационному пространству с целью повышения оперативности оказания медицинской помощи населению.
Субъекты управления сферой здравоохранения в Ульяновской области
Министерство здравоохранения Ульяновской области;
государственные учреждения здравоохранения;
организации сферы здравоохранения иной формы собственности (по согласованию).
4.1.3. Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области
Текущая ситуация в сфере физической культуры и спорта в Ульяновской областихарактеризуется, в первую очередь, низким уровнем обеспеченности спортивными сооружениями: регион по обеспеченности объектами спорта находится на 8-10-м местах в ПФО. Вследствие инфраструктурных проблем Ульяновская областьдемонстрирует достаточно низкие значения показателей по удельному весу населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, относительно иных регионов ПФО. Низкая вовлечённость жителей Ульяновской областив занятия физической культурой и спортом связана и со слабым учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при формировании спортивной инфраструктуры.
В качестве цели в сфере физической культуры и спорта определена необходимость создания условий для массовых занятий физической культурой и спортом в Ульяновской области.
В таблице 7 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.
Таблица 7
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере физической культурыи спорта на период до 2030 года
Наименование показателя |
2012 (базовый) год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
Доля населения,система-тически занимающегосяфизическойкультуройи спортом,в общейчислен-ностинаселения, % |
23,2 |
27,3 |
28,6 |
29,8 |
31 |
32,5 |
34 |
41,5 |
50 |
Задачи Ульяновской области в сфере физической культуры и спорта на период до 2030 года
1. Повышение доступности физкультурно-спортивных организаций для всех категорий населения на территории Ульяновской области.
2. Развитие спорта высших достижений в Ульяновской области.
3. Предоставление возможности для занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам на территории Ульяновской области.
4. Обеспечение системы физкультурно-спортивных организаций Ульяновской области квалифицированными тренерами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения.
Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
формирование системы мониторинга и учёта мнения населения Ульяновской области в части развития спортивной инфраструктуры и качества предоставляемых услуг;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Ульяновской области, в том числе на принципах ГЧП, с целью повышения обеспеченности территорий спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами;
совершенствование системы пропаганды занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни;
развитие программ подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта в Ульяновской области на базе трёх образовательных организаций: федерального государственного бюджетногообразовательного учреждения высшего профессионального образования«Ульяновский государственный педагогический университетим.И.Н.Ульянова», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Ульяновский государственный университет» и областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования«Ульяновский физкультурно-спортивный техникум Олимпийского резерва»;
оказание содействия тренерам по повышению квалификации, втом числе по прохождению стажировки в спортивных сборных командах Российской Федерации.
Субъекты управления сферой физической культуры и спорта в Ульяновской области
Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области;
государственные физкультурно-спортивные организации Ульяновской области;
физкультурно-спортивные организации (по согласованию).
4.1.4. Развитие образования в Ульяновской области
Текущая ситуация в сфере образования в Ульяновской областихарактеризуется следующими отличительными свойствами:
в части общего уровня образования населения в Ульяновской областиотмечаетсянизкая доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, относительно иных субъектов Российской Федерации в ПФО;
в части дошкольного образования Ульяновская областьдемонстрирует относительнонизкий охват детей дошкольными образовательными организациями;
в части общего образования Ульяновская областьимеет достаточно высокие показатели по результативности образования (средний балл ЕГЭ), а также одни из самых низких уровней по обучающимся во вторую и третью смены;
в части профессионального образования Ульяновская областьсущественно отстаёт от субъектов Российской Федерации –лидеров по числу студентов образовательных организаций высшего образования.
В целом состояние профессионального образования позволяетговорить о том, что Ульяновская областьимеет существенное препятствие для реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» – недостаточное число лиц с высшим профессиональным образованием.
В качестве цели в сфере образования на период до 2030 года определена необходимость достижения и поддержания высоких темпов накопления человеческого капитала в Ульяновской области.
В таблице 8 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению указанной цели.
Таблица 8
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере образования на периоддо 2030 года
Наименование показателя |
2012 (базовый) год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
Численность населения Ульяновской области, имеющего высшее профессиональное образо-вание, в расчётена 1 тыс. жителей |
185 |
190 |
190 |
195 |
205 |
207 |
210 |
212 |
215 |
Задачи Ульяновской области в сфере образования на периоддо 2030 года
1. Увеличение охвата детей дошкольным образованием.
2. Модернизация образовательной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).
3. Создание системы выявления, развития и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
4. Модернизация системы профессиональной ориентации.
5. Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки работников Ульяновской области, в том числе педагогических работников образовательных организаций.
6. Организация взаимодействия образовательных организаций и единой направленности системы образования в Ульяновской области на удовлетворение нужд экономики Ульяновской области.
7. Создание и модернизация безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья при получении образовательных услуг.
8. Построение системы оценки качества образования.
Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
анализ потребности в дошкольных образовательных организациях в каждом городском округе и сельском поселении, определение городских округов имуниципальных районов с наибольшей и наименьшей очерёдностью иреализация мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций;
обеспечение поддержки образовательных программ и проектов образовательных организаций, направленных на достижение высокого качества реализации ФГОС, формирование ключевых компетенций для эффективной деятельности организаций;
разработка и реализация комплекса инициатив по реализации концепции обучения в течение жизни в Ульяновской области– непрерывного и добровольного образования, стимулом развития которого является как профессиональная необходимость, так и личные мотивы;
подготовка и внедрение методических рекомендаций по организации в образовательных организациях деятельности по профессиональной ориентации;
создание непрерывного образования в Ульяновской областив целяхкоординации действий образовательных организаций Ульяновскойобласти;
анализ степени соответствия выпускаемых специалистов потребностям экономики Ульяновской области;
стимулирование использования практик онлайн-обучения сотрудников органов государственной властиУльяновской области, организаций в Ульяновской области;
повышение доступности образования (ликвидация очередей, в томчисле за счёт развития многообразия форм дошкольного образования,поддержка негосударственных образовательных организаций и предпринимателей, реализующих услуги для семей и детей, ГЧП, расширение материально-технических возможностей, застройка, реконструкция территорий и создание социальной инфраструктуры с учётоминтересов детей и семей);
повышение качества образования (трансформация систем мониторинга и оценки качества образования с учётом особенностейобразовательных программ, создание областного центра оценки качества образования, обновление состава и компетенций педагогических кадров, гибкая система организации повышения квалификации педагогов, переход на эффективный контракт, проектный принцип финансового обеспеченияобразовательного процесса и социализации детей);
формирование механизмов обеспечения образовательногопроцесса и социализации детей независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей (учёт особенности контингента детей в подушевом нормативе финансового обеспечения, реализация адресных программ улучшения результатов деятельности образовательной организации, работающей в сложном социальном контексте, взаимодействие и партнёрство с профессиональными образовательными организациями, центрами занятости и профессиональной ориентации, местным бизнессообществом, образование и занятость детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрение программ сопровождения освоения русского языка и социокультурной интеграции детей из семей мигрантов, развитие волонтёрских проектов (преждевсего студенческих в детской и подростковой среде);
участие родителей в реализации образовательных программ образовательных организаций, налаживание эффективной обратной связи с семьями, стимулирование общественного участия в практике управления образованием;
оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций в зависимости от количества трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.
Субъекты управления сферой образования в Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области;
образовательные организации (по согласованию).