Протокол №17p аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области
П Р О Т О К О Л
аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
02.11.2017 17р
15.00
Председательствующий О.В.Котельникова
Секретарь Ю.А.Ларина
Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. «Изменения градостроительного законодательства в 2017 году».
Докладчик – А.М.Аббазова
Тел.: 44-52-58
2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.10.2017 по 31.10.2017.
Докладчик – О.В.Котельникова
3.Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 17.10.2017 по 02.11.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Докладчик – О.В.Котельникова
4.Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.
Докладчик – О.В.Котельникова
5.«Об актуальной версии программного обеспечения, используемого для ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»
Докладчик – Ю.В.Матросова
1.Изменения градостроительного законодательства в 2017 году
(А.М.Аббазова - текст доклада прилагается)
РЕШИЛИ:
- Принять информацию к сведению.
2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.10.2017 по 31.10.2017
(О.В.Котельникова)
Сообщила, что за период с 18 по 31октября2017 года вынесено 9 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:
- «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования» - установлено, что отдельные нормы Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального образования, утвержденного решением Совета депутатов данного муниципального образования (далее - Положение), противоречат требованиям федерального законодательства и содержат коррупциогенные факторы.
Так, вопреки части 4 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 2 Закона Ульяновской области от 04.07.2006 № 94-30 «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части осуществления отдельных государственных полномочий» пунктом 2.2 Положения вместо наличия стажа работы на государственных должностях Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) выборных муниципальных должностях или наличие стажа государственной (муниципальной) службы не менее четырех лет либо наличия стажа работы на руководящей должности не менее пяти лет предусмотрено наличие стажа не менее двух и четырех лет соответственно.
B соответствии с частью 1.1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
В свою очередь, пунктом 2.3 Положения в качестве ограничения установлено наличие близкого родства или свойства с муниципальным служащим, если исполнение должностных обязанностей по должности главы администрации будет связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому.
При этом понятием близкого родства или свойства не охватывается случай близкого родства или свойства в ситуации «супруги детей».
Кроме того, в нарушение части 1.1 статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которой гражданин не может быть принят на муниципальную службу в связи с прекращением гражданства Российской Федерации и наличием гражданства иностранного государства (иностранных государств), пунктом 2.3 Положения закреплено ограничение в виде отсутствия гражданства Российской Федерации.
Более того, вопреки указанным требованиям законодательства о муниципальной службе вместо ограничения, связанного с муниципальной службой, выраженного в осуждении лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, пунктом 2.3 Положения установлен запрет, касающийся лишения права занимать государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.
Изложенное свидетельствует не только о нарушении требований действующего законодательства, но и о наличии коррупциогенных факторов (выборочное изменение объема прав), предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).
Положение содержит также коррупциогенные факторы, выраженные в наличие нормативных коллизий и юридико-лингвистической неопределенности (подпункт «и» пункта 3 Методики и подпункт «в» пункта 4 Методики).
Так, на основании пункта 5.6 Положения на втором этапе конкурса (собеседовании) оценивается краткая программа социально-экономического развития муниципального образования, что, ввиду отсутствия требований к ее оформлению, лишь предполагает предоставление данного документа в письменной форме.
В то же время, в перечень предусмотренных пунктом 4.4 Положения документов, необходимых для участия в конкурсе, данная программа не входит.
- «Об утверждении Порядка размещения нестационарных аттракционов и аттракционов с использованием животных на территории муниципального образования» - постановление администрации муниципального образования (далее - постановление) не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу п.п. 19, 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также сезонные аттракционы отнесённые к перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Правоотношения, связанные с размещением нестационарных объектов регулируются на уровне субъекта Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Таким образом, постановление издано с превышением полномочий.
Более того, утвержденным Порядком предусмотрены дополнительные требования к размещению и эксплуатации нестационарных аттракционов и аттракционов с использованием животных, а также необходимость представления дополнительных документов, необходимых для решения вопроса о выдаче решения для размещения объектов.
Вышеуказанные факты, свидетельствуют о наличии в Порядке коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктом «д» н. 3, подпунктом «а» п. 4 принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
- «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан и организаций в администрации муниципального образования» - в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Так, в распоряжении администрации муниципального образования, указано, что обращение в письменной форме, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.
Однако Указом Президента Российской Федерации от 05.94.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена.
Таким образом, направление обращений в УФМС по Ульяновской области является невозможным, орган, в который обращение подлежит направлению не определён.
- «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации муниципального образования» - в соответствии с ч.ч. 1, 2 1. Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами и государственной власти Ульяновской области» уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Днём начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Между тем, согласно Положению, утверждённому постановлением администрации муниципального образования (далее - Положение), Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации муниципального образования Ульяновской области наделен полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Изложенное, кроме того, свидетельствует о наличии в Положении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «и» п. 3 Методики - нормативные коллизии, т.е. противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
- «Устав муниципального образования» - проведенный правовой анализ соответствия Устава муниципального образования требованиям действующего законодательства показал, что положения Устава вступили в противоречие с действующим федеральным законодательством.
Статьей 3 Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в области ограничений и запретов для должностных лиц как представительного, так и исполнительного органов местного самоуправления, направленные на противодействие коррупции.
Однако, положения ст. 4 Устава изложены в редакции, противоречащей действующему законодательству, что может способствовать коррупционным проявлениям.
На основании изложенного положения Устава, вступившие в противоречие с федеральным законодательством подлежат отмене, поскольку в соответствии с требованием ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению, муниципальные правовые акты по вышеуказанной тематике необходимо привести в соответствие с законодательством.
2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.
3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.10.2017 по 02.11.2017 в части,касающейся реализации органами местного самоуправлениявопросов местногозначения.
(О.В.Котельникова - текст доклада прилагается)
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.
3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.
4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.
(О.В.Котельникова – для сведения сотрудникам ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области»)
Сообщила о назначении на должность начальника отдела по содействию в организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области и мониторинга правоприменения Ларину Юлию Анатольевну.
Обратила внимание, что до конца ноября 2017 года необходимо завершить работу с муниципальными нормативными правовыми актами в программе, которые открываются без содержания. Информацию о проделанной работе необходимо сообщить кураторам.
Напомнила, что в карточке НПА статус соответствия законодательству со статуса «Не требует юридической экспертизы» необходимо менять на статус «Экспертиза не проведена». Те же действия можно произвести для группы актов в АРМ Ввода с помощью фикции «Групповые действия».
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
5. Об актуальной версии программного обеспечения, используемого для ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
(Ю.В.Матросова - для сведения сотрудникам ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области»)
В конце октября обновлено программное обеспечение, используемое для ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов до версии 2.7.1010.2018.
Некоторые изменения, произошедшие в работе программы:
1) При создании нового НПА при нажатии на кнопку «Создать» на панели инструментов появляется сообщение «Создать новый НПА на основе:» и предлагает выбрать варианты:
Текущий WORD,
Открыть WORD,
Пустой WORD.
В зависимости от ситуации выбираем вариант и продолжаем работу с документом.
2) Обращаю внимание, что в карточке НПА изменилось поле ФИО подписавшего/Номер папки дела.
Сначала в этом поле значилось только ФИО подписавшего, потом в этом поле мы заполняли Номер папки дела, теперь в этом поле мы заполняем через дробь и ФИО подписавшего и Номер папки номенклатурного дела.
3) При сохранении документа при нажатии на панели инструментов на кнопку «Сохранить» появляются два сообщения «Продолжить работу с документом позднее» и «Готов к выгрузке в Центральную базу данных».
Необходимость данной функции на самом деле не совсем понятна, но я думаю, Вы уже обратили внимание, что в данном случае нужно нажимать на сообщение «Готов к выгрузке в Центральную базу данных».
4) В режиме поиска документов в модуле АРМ Ввода появилась полезная функция в Групповых действиях.
Теперь, при изменении статуса действия для группы актов (например, когда в начале года мы меняем статус действия на «Недействующий» в актах по принятию бюджетов), мы можем через групповые действия поменять не только статус действия, но и дату утрачивания силы (например, с 01.01.2017 года).
5) Кроме того, обращаю Ваше внимание, коллеги, при проведении ревизии базы мной замечено, что при первичной обработке актов не убираются из текстов автоматическое проставление переносов, а также не убираются гиперссылки, которые имелись в изначальном «вордовском» документе.
Обращаю внимание, что ссылки в документе в регистре МНПА должны быть только проставленные нами, с использованием нашего веб-доступа. Наличие чужих ссылок к документе (внутренние ссылки в документе, либо это ссылки из КонсультантПлюс) недопустимо и ведёт к появлению ошибок в тексте документа.
Итак, первое: в самом начале работы с документом первое, если видите наличие автоматических переносов в файле – убирайте эту функцию.
Второе: выделяете весь текст документа клавишами Ctrl+A, затем нажатием клавиш Ctrl+Shift+F9 убираются все имеющиеся гиперссылки и только после этого можно приступать к дальнейшей обработке документа. Возьмите себе это за правило!
Кроме того, напоминаю: при внесении дополнительной информации, если на момент внесения акта отсутствует информация о его опубликовании либо обнародовании в дополнительных сведениях обязательно указываем «Не опубликован», когда получите информацию об опубликовании изменяете эту запись реквизиты и наименование источника опубликования либо обнародования. Информация об опубликовании должна быть заполнена обязательно, пустых полей в опубликовании быть не должно.
Также, вашими кураторами вам разосланы рекомендации Минюста России по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и руководство пользователя по работе с подсистемой НПА ЕСИТО Минюста России, то есть с нашей программой. Обращаю внимание на то, что это руководство пользователя написано для регистра НПА Российской Федерации, но оно аналогично нашему муниципальному регистру.
Вам нужно ознакомиться с рекомендациями Минюста полностью, в руководстве пользователя рекомендуем ознакомиться с Общими положениями, разделами 3, 4, 5, 7, 8 (пункты 8.1 – 8.3).
Когда приедете к нам в следующий раз, распишитесь в листе ознакомления, обязательно спросите по приезду у своего куратора, где расписаться в ознакомлении.
Если в работе с программой будут возникать какие-либо проблемы, например будете выявлять акты, которые не открываются, либо происходят какие-либо сбои, фиксируйте информацию и сообщайте своему куратору.
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
Председательствующий |
О.В.Котельникова |
Секретарь |
Ю.А.Ларина |