Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 002.07.2021 по 15.07.2021»

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Федеральные законы

Федеральный закон от 01.07.2021 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Полномочия контрольно-счётных органов закреплены в новой редакции.

Установлено, в частности, что контрольно-счётный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе, следующие основные полномочия:

- внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчёта об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

- проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- оценка эффективности формирования государственной собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

- анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации;

- оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, предусмотренных его документами стратегического планирования,
в пределах компетенции контрольно-счётного органа субъекта Российской Федерации.

Контрольно-счётный орган муниципального образования осуществляет, в частности, следующие основные полномочия:

- организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- проверка и анализ обоснованности показателей проекта местного бюджета;

- проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

- проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

- осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;

- оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счётного органа муниципального образования.

Контрольно-счётный орган муниципального района или городского округа с внутригородским делением также осуществляет контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального района, бюджета городского округа с внутригородским делением, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района, бюджеты внутригородских районов, входящих в состав данного городского округа с внутригородским делением.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счётными органами:

- в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц контрольно-счётных органов, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счётным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ
к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Контрольно-счётные органы вправе на основе заключённых соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.

(Примечание:Потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты).

 

Федеральный закон от 01.07.2021 N 257-ФЗ"О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

 

Установлено, что государственное юридическое бюро вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Ответ на запрос должен быть дан в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлён, но не более чем на тридцать дней, при этом в адрес государственного юридического бюро, направившего указанный запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения запроса государственного юридического бюро.

Требования к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

В предоставлении государственному юридическому бюро запрошенных сведений может быть отказано в случае:

- их отсутствия у субъекта запроса;

- нарушения требований к форме, порядку оформления и направления запроса;

- отнесения законом запрашиваемых сведений к информации
с ограниченным доступом.

Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений, предоставление заведомо недостоверных сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В рамках оказания гражданам бесплатной юридической помощи закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций направлять письменный ответ на соответствующий запрос государственного юридического бюро.

 

Федеральный закон от 01.07.2021 N 289-ФЗ"О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

Закреплена обязательность размещения материалов по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет".

Установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" или на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Кроме того, предусматривается, что для размещения указанных материалов и информации, обеспечения возможности представления жителями своих замечаний и предложений, а также для участия жителей в публичных слушаниях может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)".

(Примечание:Потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты)

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 298-ФЗ"О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

 

Расширен перечень объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Ранее уровень давления составлял до 0,6 мегапаскаля включительно.

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 304-ФЗ"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

С 1 января 2022 года вступят в силу изменения, реформирующие систему лесоустройства.

Изменениями, внесёнными в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в числе прочего:

- закреплена функция лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов;

- закреплён статус лесоустроительной документации как первичного источника сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках, закреплена возможность подготовки соответствующей документации в электронной форме;

- вводится единый федеральный план работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с учётом зон интенсивного использования лесов;

- установлены требования к периодичности проведения лесоустройства в зависимости от вида лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) и степени интенсивности их освоения;

- вводится правовой институт отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ и рубок лесных насаждений;

- определены полномочия государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда;

- введены квалификационные требования к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек. Право на их выполнение получат специалисты, включённые
в специальный реестр;

- установлено, что древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на организованных торгах;

- четко разграничены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере лесоустройства с учётом категорий земель, на которых расположены леса, в том числе, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населённых пунктов.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Предусматривается, что требования в части включения в акт заключительного осмотра лесосеки материалов фотофиксации, изготовленных с использованием специального программного обеспечения, применяются с 1 января 2023 года.

К отношениям, связанным с исполнением заключённых до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

(Примечание:Потребуется внесение изменения в Уставы городских поселений).

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 320-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»

 

Принят закон о создании попечительских советов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Законом установлено, что в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, формируются попечительские советы. Исключение составляют образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг её реализации, а также решение иных вопросов.

Кроме того, расширены полномочия наблюдательных советов образовательных организаций.

Согласно закону к компетенции наблюдательного совета образовательной организации, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг её реализации, а также иные вопросы, отнесённые уставом к компетенции наблюдательного совета.

Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования подлежат приведению в соответствие
с новыми требованиями до 31 декабря 2022 года включительно.

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"

 

Устранена правовая неопределённость относительно определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии.

Предусмотрено, в частности, что орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган регистрации прав, для принятия на учёт бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учёт бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти городаМосквы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включён в утверждённую схему теплоснабжения.

 

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации 

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1070 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год

 

На 2022 год установлена величина прожиточного минимума  в Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения составит 11950 рублей, для трудоспособного населения - 13026 рублей, пенсионеров - 10277 рублей, детей - 11592 рубля.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2022 года.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2021 N 1115"О внесении изменений в Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния"

 

Дополнен перечень сведений о государственной регистрации расторжения брака, подлежащие включению в единый реестр ЗАГС.

Согласно внесённому дополнению в едином государственном реестре записей актов гражданского состояния должны также содержаться реквизиты записи акта о заключении расторгаемого брака: номер; дата составления; наименование органа, которым произведена государственная регистрация заключения брака.

Кроме того, отдельные уточнения, касающиеся типов муниципальных образований, внесены в порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния уполномоченным органам.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2021 N 1165 "О внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

 

Из перечня исключён Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

 

Иные акты, информационные письма 

 

Приказ Минтранса России от 16.03.2021 N 84"Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя"

 

Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2021 N 64147.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в том числе, обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих установленным требованиям.

В частности, такие парковки (парковочные места) должны быть:

- освещены в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7.5.1.15 и 7.5.1.16 "СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", в случае их размещения вне здания или сооружения в тёмное время суток;

- обозначены и оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения.

Приказ действует до 1 сентября 2027 г.

 

Указание Банка России от 27.05.2021 N 5798-У "О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений
и порядке ее заполнения"

 

Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2021 N 64039.

1 сентября 2021 информация, необходимая для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляется по новой форме.

Форма представления гражданам сведений кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями разработана в связи с необходимостью отражения информации об утилитарных цифровых правах, цифровых финансовых активах и цифровой валюте.

Со дня вступления в силу Указания признаётся утратившим силу ранее применявшаяся форма и порядок представления сведений, предусмотренные Указанием Банка России от 14 апреля 2020 года N 5440-У.

С 1 марта 2022 г. вступают в силу новые требования к парковкам автотранспорта для коммерческих перевозок и перевозок для собственных нужд.

 

II. Законодательство Ульяновской области 

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.06.2021 N 276-П"О признании утратившими силу отдельных постановлений (положений постановлений) Правительства Ульяновской области" 

 

Признаны утратившими силу: постановления Правительства Ульяновской области от 28.01.2016 N 20-П "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности";

от 15.03.2017 N 113-П "Об утверждении Порядка ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных на их осуществление";

от 04.07.2018 N 295-П "О сроке представления докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; от 19.11.2018 N 583-П "О перечне видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход на территории Ульяновской области".

(Примечание:Потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты)

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 07.07.2021 N 282-П "О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 12.03.2018 N 111-П" 

 

Внесены изменения в Методику формирования нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в бюджетах которых доля дотаций
из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчётного объёма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), заменённой дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета. Уточнён порядок определения объёма расходов на содержание органов местного самоуправления за отчётный финансовый год.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 07.07.2021 N 284-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.05.2011 N 191-П" 

 

Скорректирован Порядок предоставления отчётности органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области об осуществлении государственного полномочия по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях, в том числе деятельности уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов о соответствующих административных правонарушениях.Изменена форма отчёта об исполнении органами местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственного полномочия по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях, в том числе деятельности уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов о соответствующих административных правонарушениях.