Выступление Луценко Галины Викторовны, исполняющего обязанности директора департамента экспертно-аналитического ОГКУ «Правительство для граждан» с докладом на тему «Новые правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг»
Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 509-ФЗ) внесены изменения, в том числе Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) в том числе в части установления требований к административным регламентам предоставления муниципальных услуг, к структуре и содержанию (статья 12 Закона № 210-ФЗ).
Законом № 210-ФЗ установлено, что структура административного регламента должна предусматривать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий, в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 12).
Следует обратить внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 509-ФЗ административные регламенты предоставления, в том числе муниципальных услуг органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» поэтапно в срок до 01.01.2024 в соответствии с планом-графиком, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
План-график планируется ОГКУ «Правительство для граждан» разработать и утвердить до 01.12.2021 года.
Следует отметить, что в Типовом (рекомендованном) перечне муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг протоколом заседания содержится 54 муниципальные услуги.
По результатам проведённого в июне 2021 года анализа предоставляемых муниципальных услуг - на территории 24 муниципальных образований Ульяновской области органами местного самоуправления всех уровней предоставляется 4047 муниципальных услуг.
Соответственно, до начала 2024 года все административные регламенты должны быть приведены в соответствие с установленными Законом № 210-ФЗ требованиями.
Также следует обратить особое внимание на положение статьи 13 Закона № 210-ФЗ, согласно которой установлено требование к разработке и согласованию административных регламентов органами местного самоуправления с использованием региональной государственной информационной системы. Такой системой в Ульяновской области является государственная информационная система Ульяновской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ульяновской области» (далее РГУ), которая интегрирована с федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФРГУ).
Во исполнение части 13.1 Закона № 210-ФЗ Правительством Российской Федерации «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее - постановление № 1228) утверждены, в том числе Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 6 постановления № 1228 органам местного самоуправления необходимо руководствоваться указанными при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Постановление № 1228 вступает в силу с 01.12.2021.
Это значит, что соответствующие порядки ОМСУ в соответствие с требованиями Закона № 210-ФЗ, а также с Правилами до указанной даты должны быть разработаны и утверждены.
Отдельные положения Правил вызывают ряд вопросов, а именно:
1. В соответствии со статьёй 13 Закона № 210-ФЗ:
проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления (часть 6);
особенности проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, независимой экспертизы проектов административных регламентов, разработка которых осуществляется в соответствии с частью 11, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 6.1).
Однако Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила), установлено проведение экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы.
2. Пункт 14 части 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ предусматривает описание требований, в том числе учитывающих особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Описание содержания пункта 23 Правил содержит только:
а) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги;
б) размер платы за предоставление указанных в подпункте «а» пункта 23 Правил услуг в случаях, когда размер платы установлен законодательством Российской Федерации;
в) перечень информационных систем, используемых для предоставления государственной услуги.
Следует обратить внимание, что наименование пункта 23 Правилне соответствует наименованию, указанному в подпункте «о» пункта 11 Правил.
3. Наименование раздела, перечень и описание подразделов, указанные в пункте 24 Правил, не соответствуют наименованию, перечню и описанию подразделов, установленным пунктом 3 части 2 статьи 12 Закона № 210-ФЗ.
4. В соответствии со статьёй 13 Закона № 210-ФЗ:
проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления (часть 6);
особенности проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, независимой экспертизы проектов административных регламентов, разработка которых осуществляется в соответствии с частью 11, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 6.1).
Однако Правилами установлено проведение экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы.
Указанные вопросы направлены в Минэкономразвития России для дачи пояснений.
Отдельного обсуждения с Минэкономразвития России требует:
1) обеспечение доступа к системе согласующим органам власти и (или) организациям. Уполномоченный орган по ведению реестра услуг (Минцифры России) обеспечивает доступ для участия в разработке, согласовании и утверждении проекта административного регламента и государственной регистрации акта об утверждении административного регламента органам и организациям, указанным в подпунктах «а» – «г» пункта 38 Правил.
Минцифры будет осуществлять централизованно, по заявке органа власти, разработчика административного регламента или таким правовом будет наделено ОГКУ «Правительство для граждан»?
2) сроки согласования: Пунктом 40 Правил установлено, что проект административного регламента органами, участвующими в согласовании, рассматривается в срок не превышающий 5 рабочих дней.
Субъект Российской Федерации вправе изменить данный срок в сторону увеличения исходя из практики согласования, а также будет ли установлена возможность изменения указанных сроков в системе?
С целью реализации установленных требований Законом № 210-ФЗ и Правилами Минэкономразвития России планирует провести расширенное рабочее совещание в режиме ВКС, на котором в том числе планируется обсудить указанные вопросы.