4. Стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской области до 2030 года

Настоящий раздел является ключевым разделом Стратегии, в котором определены стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской областидо 2030 года.

На период до 2030 года в Ульяновской областиопределены следующие стратегические приоритеты: 

развитие человеческого потенциала Ульяновской области;

формирование институциональной и инфраструктурной средыинновационного развития в Ульяновской области;

обеспечение структурной диверсификации и инновационногоразвития экономики Ульяновской области; 

сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области.

В   отношении каждого из стратегических приоритетов Ульяновской областиразработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации Стратегии.

В   развитие управленческой системы по каждому стратегическомуприоритету Ульяновской областиопределён круг сфер деятельности. По каждой сфере деятельности установлен комплекс целей и задач, подлежащих достижению и решению соответственно.

 

4.1. Стратегический приоритет «Развитие человеческого потенциала Ульяновской области» 

Высокий уровень человеческого потенциала должен стать платформой для долгосрочного социально-экономического развития Ульяновской области. Текущий уровень развития человеческого потенциала Ульяновской области следует признать имеющим существенные резервы для дальнейшего развития: по большинству показателей Ульяновская областьнаходится на относительно низких позициях как в Российской Федерации, так и в ПФО.

В качестве цели по стратегическому приоритету развития Ульяновской области«Развитие человеческого потенциала Ульяновской области» определена необходимость снижения темпов сокращения численности населения в совокупности с непрерывным развитием человеческого потенциала Ульяновскойобласти. Оценка степени достижения цели осуществляется с помощью общего коэффициента прироста (убыли) населения (таблица 4).

 

Таблица 4

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели по стратегическому приоритету развития Ульяновской области  «Развитие человеческого потенциала Ульяновской области»2

 

 

Наименование показателя

 

2012

(базовый)

год

 2015

год

2016

год

2017

год

2018год

2019год

2020

год

2025 год

 2030 год

Коэффициент прироста (убыли) населения,человек на1000 жителей

–7,6

–6,4

–5,8

–5,4

–5,2

–5,2

–5,2

–4,0

–2,0

 

–––––––––––––––––

2 Степень развития человеческого потенциала в Ульяновской области оценивается помимо прочего и с помощью целей и задач по отдельным сферам деятельности в рамках данного стратегического приоритета

 

4.1.1. Демографическая политика и политика народосбережения в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере демографической политики и политики народосбережения в Ульяновской областихарактеризуется неуклонным снижением численности населения, проживающего в регионе. Снижение численности населения в Ульяновской областипроисходит под существенным влиянием двух факторов: высокого уровня естественной убыли населения и миграционного оттока населения в иныесубъекты Российской Федерации. Распределениенаселения Ульяновской области по полу и возрасту показывает, что Ульяновскуюобласть в ближайшем времени ожидает существенноесокращение рождаемости ввидутого, что численность поколения женщин,вступающихв фертильный период, существенно ниже численности женщин, находящихся в фертильном возрасте в настоящее время.

Цель Ульяновской областив сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года определена как необходимость повышения ожидаемой продолжительности жизни населения в Ульяновской области.

В таблице 5 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 5

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015год

2016

год

2017год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Ожидаемая продолжительность жизни населенияв Ульяновской области, лет

70,6

 

 

72,2

 

 

72,7

 

 

73,2

 

 

73,8

 

 

74,6

 

 

Не

менее

75

Не

менее

77,5

Не

менее

80

 

Задачи Ульяновской области в сфере демографической политики и политики народосбережения на период до 2030 года

 

1. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

2. Повышение уровня рождаемости (в том числе за счёт рождения в семьях второго и последующих детей).

3.  Повышение привлекательности Ульяновской областидля развития карьеры для жителей Ульяновской областии потенциальных высококвалифицированных мигрантов из иных субъектов Российской Федерации.

4.  Повышение качества питания и питьевой воды в Ульяновской области.

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке будут реализованы следующие мероприятия3:

________________

3Здесь и далее приведены первоочередные мероприятия, необходимые для достижения целей и решения задач в соответствующей сфере деятельности. Полный перечень мероприятий в отношении соответствующих сфер деятельности приводится в Программе социально-экономического развития Ульяновской области на трёхлетний период.

 

совершенствование системы раннего выявления заболеваний в Ульяновской областипрежде всего по болезням системы кровообращения и онкологическим заболеваниям;

формирование у населения Ульяновской области мотивации к ведению здорового образа жизни;

комплекс инициатив по сохранению и улучшению репродуктивногоздоровья граждан Ульяновской области;

создание системы профилактики профессиональных заболеваний в Ульяновской области;

формирование у молодых семей в Ульяновской областиориентации наболее раннее рождение первого ребёнка и создание максимальных возможностей для реализации такой ориентации;

активизация молодёжной политики по привлечению и закреплению молодёжи в экономике региона;

создание условий для интеграции мигрантов в социум Ульяновской области;

развитие мер поддержки молодых специалистов Ульяновской области, в том числезанятых в бюджетном секторе;

разработка и реализация нормативного правового акта «Основные направления деятельности Правительства Ульяновской областив области здорового питания населения на период до 2030 года».

 

Субъекты управления сферой демографической политики и политики народосбережения в Ульяновской области

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области;

ПравительствоУльяновской области.

 

4.1.2. Развитие здравоохранения в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере здравоохранения в Ульяновской областихарактеризуется превышением показателей смертности населения над среднероссийскими показателями и показателями ПФО.

В Ульяновской областизафиксированы достаточно высокие значения показателей смертности населения вследствие болезней системы кровообращения и вследствие новообразований. Динамика заболеваемости населения в Ульяновской областитакже демонстрирует восходящую тенденцию показателей, в том числе по болезням органов дыхания и заболеваниям социального характера. Заболеваемость вирусом иммунодефицита человека (далее – ВИЧ) в Ульяновской областипревышает среднероссийские значения показателей более чем в 4 раза.

В Ульяновской области отмечается достаточно высокая доля зданий организаций здравоохранения, требующих капитального ремонта.

В качестве цели определена необходимость повышения результативности деятельности организаций здравоохранения Ульяновской области.

В таблице 6 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 6

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере здравоохранения на период до 2030 года

 

Наименование показателя

2012

(базо-вый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Смертностьнасе-ления отвсех причин,количествоумерших человек на 1 тыс.жителей

14,2

 

 

14,2

 

 

14,2

 

 

14,2

 

 

14,2

 

 

14,2

 

 

14,2

 

 

Не

более

13,9

Не

более

13,8

 

Задачи Ульяновской области в сфере здравоохранения на период до 2030 года

 

1.  Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объёме.

2.  Повышение эффективности организации предоставления медицинской помощи.

3.  Улучшение лекарственного обеспечения граждан.

4.  Обеспечение здравоохранения медицинскими кадрами в соответствии с потребностью населения в качественной медицинской помощи.

5.  Снижение смертности от наиболее распространённых заболеваний, в том числе младенческой смертности.

6.  Развитие системы медицинской профилактики всех видов заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области, в том числе за счёт повышения ответственного отношения жителей к собственному здоровью.

7.  Укреплениематериально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, в том числе на основе государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП).

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

совершенствование системы планирования объёмов медицинской помощи в рамках трёхуровневой системы организации медицинской помощи на основе разрабатываемых схем маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи и специальностям врачей;

внедрение в практику инновационных методов лечения, прежде всего болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний и туберкулёза;

развитие в Ульяновской области многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров;

развитие в Ульяновскойобласти сети первичной медико-санитарной помощи;

создание совместно с работодателями системы профилактикипрофессиональных заболеваний;

привлечение субъектов бизнеса к исполнению функций по оказанию медицинской помощи на принципах ГЧП;

осуществление набора абитуриентов на целевые места для подготовки кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в высшие учебные заведения Ульяновской области;

совершенствование принципов финансового обеспечения оказания медицинской помощи в Ульяновской области;

социальная поддержка медицинских работников, прежде всего молодых специалистов;

создание системы экономической мотивации медицинских работников Ульяновскойобласти;

повышение эффективности профилактики и борьбы с социально значимыми заболеваниями на территории Ульяновской области, в том числе путём неукоснительного соблюдения норм Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

повышение эффективности профилактики инфекцииВИЧна территории Ульяновскойобласти;

совершенствование применения информационных технологий в медицине на территории Ульяновской  области;

проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра;

совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания;

совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи,развитие новых эффективных методов лечения;

создание единого информационного пространства телемедицины и подключение медицинских организаций к единому информационному пространству с целью повышения оперативности оказания медицинской помощи населению.

 

Субъекты управления сферой здравоохранения в Ульяновской области

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области;

государственные учреждения здравоохранения;

организации сферы здравоохранения иной формы собственности (по согласованию).

 

4.1.3. Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области

Текущая ситуация в сфере физической культуры и спорта в Ульяновской областихарактеризуется, в первую очередь, низким уровнем обеспеченности спортивными сооружениями: регион по обеспеченности объектами спорта находится на 8-10-м местах в ПФО. Вследствие инфраструктурных проблем Ульяновская областьдемонстрирует достаточно низкие значения показателей по удельному весу населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, относительно иных регионов ПФО. Низкая вовлечённость жителей Ульяновской областив занятия физической культурой и спортом связана и со слабым учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при формировании спортивной инфраструктуры.

В   качестве цели в сфере физической культуры и спорта определена необходимость создания условий для массовых занятий физической культурой и спортом в Ульяновской области.

В   таблице 7 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

Таблица 7

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере физической культурыи спорта на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Доля населения,система-тически занимающегосяфизическойкультуройи спортом,в общейчислен-ностинаселения, %

23,2

27,3

28,6

29,8

31

32,5

34

41,5

50

 

Задачи Ульяновской области в сфере физической культуры и спорта на период до 2030 года

 

1.  Повышение доступности физкультурно-спортивных организаций для всех категорий населения на территории Ульяновской области.

2.  Развитие спорта высших достижений в Ульяновской области.

3.  Предоставление возможности для занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам на территории Ульяновской области.

4.  Обеспечение системы физкультурно-спортивных организаций Ульяновской области квалифицированными тренерами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения.

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

формирование системы мониторинга и учёта мнения населения Ульяновской области в части развития спортивной инфраструктуры и качества предоставляемых услуг;

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Ульяновской области, в том числе на принципах ГЧП, с целью повышения обеспеченности территорий спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами;

совершенствование системы пропаганды занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни;

развитие программ подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта в Ульяновской области на базе трёх образовательных организаций: федерального государственного бюджетногообразовательного учреждения высшего профессионального образования«Ульяновский государственный педагогический университетим.И.Н.Ульянова», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Ульяновский государственный университет» и областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования«Ульяновский физкультурно-спортивный техникум Олимпийского резерва»;

оказание содействия тренерам по повышению квалификации, втом числе по прохождению стажировки в спортивных сборных командах Российской Федерации.

 

Субъекты управления сферой физической культуры и спорта в Ульяновской области

 

Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области;

государственные физкультурно-спортивные организации Ульяновской области;

физкультурно-спортивные организации (по согласованию).

 

4.1.4. Развитие образования в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере образования в Ульяновской областихарактеризуется следующими отличительными свойствами:

в части общего уровня образования населения в Ульяновской областиотмечаетсянизкая доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, относительно иных субъектов Российской Федерации в ПФО;

в части дошкольного образования Ульяновская областьдемонстрирует относительнонизкий охват детей дошкольными образовательными организациями;

в части общего образования Ульяновская областьимеет достаточно высокие показатели по результативности образования (средний балл ЕГЭ), а также одни из самых низких уровней по обучающимся во вторую и третью смены;

в части профессионального образования Ульяновская областьсущественно отстаёт от субъектов Российской Федерации –лидеров по числу студентов образовательных организаций высшего образования.

В целом состояние профессионального образования позволяетговорить о том, что Ульяновская областьимеет существенное препятствие для реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» – недостаточное число лиц с высшим профессиональным образованием.

В качестве цели в сфере образования на период до 2030 года определена необходимость достижения и поддержания высоких темпов накопления человеческого капитала в Ульяновской области.

В таблице 8 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению указанной цели.

 

Таблица 8

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере образования на периоддо 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Численность населения Ульяновской области,

имеющего высшее профессиональное образо-вание, в расчётена 1 тыс. жителей

185

190

190

195

205

207

210

212

215

 

Задачи Ульяновской области в сфере образования на периоддо 2030 года

 

1.  Увеличение охвата детей дошкольным образованием.

2.  Модернизация образовательной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

3.  Создание системы выявления, развития и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.

4.  Модернизация системы профессиональной ориентации.

5.  Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки работников Ульяновской области, в том числе педагогических работников образовательных организаций.

6.  Организация взаимодействия образовательных организаций и единой направленности системы образования в Ульяновской области на удовлетворение нужд экономики Ульяновской области.

7.  Создание и модернизация безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья при получении образовательных услуг.

8.  Построение системы оценки качества образования.

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

анализ потребности в дошкольных образовательных организациях в каждом городском округе и сельском поселении, определение городских округов имуниципальных районов с наибольшей и наименьшей очерёдностью иреализация мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций;

обеспечение поддержки образовательных программ и проектов образовательных организаций, направленных на достижение высокого качества реализации ФГОС, формирование ключевых компетенций для эффективной деятельности организаций;

разработка и реализация комплекса инициатив по реализации концепции обучения в течение жизни в Ульяновской области– непрерывного и добровольного образования, стимулом развития которого является как профессиональная необходимость, так и личные мотивы;

подготовка и внедрение методических рекомендаций по организации в образовательных организациях деятельности по профессиональной ориентации;

создание непрерывного образования в Ульяновской областив целяхкоординации действий образовательных организаций Ульяновскойобласти;

анализ степени соответствия выпускаемых специалистов потребностям экономики Ульяновской области;

стимулирование использования практик онлайн-обучения сотрудников органов государственной властиУльяновской области, организаций в Ульяновской области;

повышение доступности образования (ликвидация очередей, в томчисле за счёт развития многообразия форм дошкольного образования,поддержка негосударственных образовательных организаций и предпринимателей, реализующих услуги для семей и детей, ГЧП, расширение материально-технических возможностей, застройка, реконструкция территорий и создание социальной инфраструктуры с учётоминтересов детей и семей);

повышение качества образования (трансформация систем мониторинга и оценки качества образования с учётом особенностейобразовательных программ, создание областного центра оценки качества образования, обновление состава и компетенций педагогических кадров, гибкая система организации повышения квалификации педагогов, переход на эффективный контракт, проектный принцип финансового обеспеченияобразовательного процесса и социализации детей);

формирование механизмов обеспечения образовательногопроцесса и социализации детей независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей (учёт особенности контингента детей в подушевом нормативе финансового обеспечения, реализация адресных программ улучшения результатов деятельности образовательной организации, работающей в сложном социальном контексте, взаимодействие и партнёрство с профессиональными образовательными организациями, центрами занятости и профессиональной ориентации, местным бизнессообществом, образование и занятость детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрение программ сопровождения освоения русского языка и социокультурной интеграции детей из семей мигрантов, развитие волонтёрских проектов (преждевсего студенческих в детской и подростковой среде);

участие родителей в реализации образовательных программ образовательных организаций, налаживание эффективной обратной связи с семьями, стимулирование общественного участия в практике управления образованием;

оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций в зависимости от количества трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

 

Субъекты управления сферой образования в Ульяновской области

Министерство образования и науки Ульяновской области;

образовательные организации (по согласованию).